Условия, при которых можно вырастить хороших маток

Какая бы ни была хорошая наследственность пчелиной семьи, но если условия внешней среды и внутри гнезда неблагоприятны, матку высокого качества не получишь, поэтому каждый пчеловод должен как таблицу умноже­ния знать, при каких условиях можно вырастить хорошую матку.

Они должны быть следующие:

1. Выведение матки в сильной семье, т. к. в слабой рождаются плохие матки, маленькие, и потом мало кладут яиц.

2. Сохранение биологической целостности пчелиной семьи. В сильной семье, в которой свои пчелы, расплод, трутни, т. е. все произошли от своей матери, рождаются крупные, полноценные матки. Если в аналогичной по силе семье применяли подсиливание, то матки рождаются на 30 мг легче. Число яйцевых трубочек у маток, воспитан­ных с нарушением биологической целостности (сборная) — 185,1 (±7,3), с сохранением биологической целостности (цельная)—207,6 (±7,4). В каждой группе исследовалось по 200 неплодных маток.

3. Наличие в природе взятка. Если во время вывода матки пчелы приносят нектар и пыльцу, то матки рожда­ются крупными; без взятка — мелкими, с низкими хозяй­ственными качествами. Сила взятка не играет большой роли, даже принос по 200—300 г нектара и пыльцы в день положительно влияет на качество выводимых маток.

4. Благоприятная наружная температура воздуха. При устойчивой теплой погоде рождаются отличные матки, при переменной — удовлетворительные, при низкой температу­ре—чаще всего бракованные.

5. Наличие открытого расплода. Когда в семье есть от­крытый расплод, пчелы лучше кормят маточных личинок и рождаются матки высокого качества. Без открытого расплода (например, в семьях-воспитательницах при искус­ственном выводе) матки получаются мелкими, с плохими хозяйственными свойствами.

6. Количество воспитываемых в семье маток. Чем больше маток воспитывает семья, тем хуже их качество.

При искусственном выводе и выводе свищевых маток на качество их сильно влияет возраст личинок. Самые хо­рошие матки получаются из яиц, такие матки воспитыва­ются в своих семьях (свищевые). При искусственном вы­воде маток семья-воспитательница не принимает яйца на воспитание, поэтому ей дают личинок. Чем моложе ли­чинка, тем лучше будет матка.

РАБОЧИЕ ПЧЕЛЫ

Количество рабочих пчел в семье

Большинство населения в семье составляют рабочие пчелы. Число их в течение года меняется. По их количест­ву судят о силе семьи. Много пчел — семья сильная, ма­ло — слабая. Весной сильной семьей считается та, в кото­рой имеется 30—45 тыс. пчел, средней — в которой 18—25 тыс., а если пчел меньше 18—25 тыс., то семья слабая. В начале июля в сильной, средней и слабой семьях соответ­ственно: 70—130, 50—65 и менее 50 тыс. пчел. Осенью: 35—50, 20—30 и менее 20 тыс. пчел.

В практической работе пчеловоды определяют силу семьи не по числу пчел, а по массе всей семьи. Одна пче­ла весит в среднем 100 мг, значит в 1 кг около 10 тыс. пчел.

Пчеловоды определяют также силу семей по количест­ву рамок, обсиживаемых пчелами. Так, сильная семья в начале июля имеет 8—13 кг пчел, занимающих 36 рамок площадью 435x300 мм. Иначе говоря, пчелы в такой се­мье заполняют 3 корпуса. Семья в 5—6 кг пчел занимает 24 рамки, или 2 корпуса.

Рабочая пчела намного меньше матки. Длина ее тела 12—14 мм. Рабочие пчелы являются самками, но они не откладывают яиц, хотя инстинкт заботы о потомстве, проявляющийся в кормлении расплода и уходе за ним, раз­вит у них очень сильно. Поэтому они полностью освобож­дают матку от забот по воспитанию нового поколения.

Спариваться с трутнями рабочие пчелы не могут, но откладывать яйца при необходимости могут. Это бывает тогда, когда матка погибла и нет открытого расплода, из которого можно ее воспитать. В этом случае у большин­ства пчел начнут функционировать яичники и они будут откладывать неоплодотворенные яйца. Таких пчел назы­вают трутовками.

Продолжительность жизни и качество пчел зависит от силы семьи. В слабой семье пчелы живут в среднем 26 дней (весной), в сильной—60. В семье, где много распло­да, пчелы живут 35—60 дней (весной и летом). Если они не воспитывают расплод, то живут 157 дней. Зимой пче­лы могут жить много месяцев, т. к. осенью в их теле накопилось много жировых клеток.

Положение пчел в семье

Сохранение вида лежит на матке и трутне. Поэтому, казалось бы, что господствующими в семье, определяющи­ми тон и распорядок жизни улья, должны быть матка и трутень. Ведь на них покоятся размножение и непрерыв­ность существования семьи. На самом деле рабочие пче­лы являются не только преобладающими по численности, но и господствующим элементом семьи. Они определяют направление и ход работ семьи как единого целого.

Матки и трутни полностью подчиняются пчелам, кото­рые заботятся о них, кормят, поят, ухаживают, охраняют, пока они им нужны. Миновала в них надобность — и пче­лы хладнокровно убивают или выгоняют их из улья, тем самым обрекая на голодную смерть. Они допускают или не допускают вывод трутней и маток, образование новых семей и т. д.

Жизненный инстинкт пчел богаче, чем у матки и трут­ня. На них лежат все многочисленные и многообразные работы как внутри, так и вне улья.

Так как пчелы не производят потомства, то долгое время считали, что они не могут передавать по наследству своих свойств. Опытами А. С. Михайлова (1928), А. Ф. Губина и И. А. Халифмана (1950), Н. И. Дубровенко (1960), А. И. Мельниченко, И. Вавилова было доказано, что рабочие пчелы передают свои признаки потомству че­рез корм. Молочко, которое вырабатывают пчелы, содержит наследственное вещество ДНК. Поэтому, когда ведут племенную работу только с матками, то эффект довольно низкий. Хороший результат, если от семьи получают новую семью или в виде роя, или деления на пол-лета, или инди­видуального отводка, когда пчелы, матки и трутни свои.

Работа пчел в улье

В семье иногда бывает пчел более 100 тыс. Все они связаны между собой единой нормой поведения, которая обусловливается общим обменом веществ через корм, феромонами, звуковыми сигналами, температурой и влаж­ностью воздуха в гнезде. Каждый член семьи в определен­ный момент выполняет только ту работу, которая необходима для нормального функционирования семьи в целом, возможности пчел к той или иной работе зависят от воз­раста и их физиологического состояния.

Жизнь рабочей пчелы от рождения и до смерти можно разделить на три периода. В первый период она работает только внутри улья и называется ульевой пчелой. Он длит­ся с рождения и до 10 дней жизни. В первые три дня после рождения пчела малоподвижна и даже не может взять корм из ячейки, ее с язычка кормят старшие сестры. По внешнему виду их легко отличить от взрослых, т. к. они имеют серый цвет. Если их взять в руки, то они не жалят. Такая пчела заползает для отдыха в ячейку и как бы в благодарность за заботу вылизывает ее. Если молодые пчелы не вылижут ячейку, то матка не отложит в нее яйцо. Когда вылизанных ячеек мало, матка ходит по соту в поисках готовой ячейки и часто теряет яйца, которые падают на дно улья. Эти же пчелы все время сидят на рас­плоде и предохраняют его от охлаждения.

На четвертый день пчела первый раз вылетает из улья. Полет длится всего несколько минут, иногда даже секунд. Молодая пчела запоминает окраску жилья (улья) и очи­щает кишечник. С этого времени она вылетает ежеднев­но, причем с каждым разом полеты становятся длиннее и дольше. Во время полетов у пчелы укрепляются мышцы, кроме того, она запоминает окрестности пасеки.

С первого вылета пчела сама берет мед из ячеек, хотя но прежнему не упускает возможности получать корм от других рабочих пчел. Часто и помногу ест пыльцу (особенно до 10-дневного возраста), которую берет из запасов в гнезде. Пыльца необходима ей для развития верхнечелюстных желез. В это время она кормит личинок старшего возраста кашицей (мед, разбавленный водой и смешан­ный с пыльцой, или нектар с пыльцой). Как только ее верхнечелюстные железы начнут функционировать (при­мерно с 5-го до 10-го дня после рождения), она прекращает выкармливать личинок старшего возраста и принимается за кормление личинок младшего возраста. С этого времени пчела становится кормилицей. Она кормит молочком первые три дня личинок рабочих пчел, трутней и пять дней — маточную личинку, которой дает корм с запа­сом, чтобы она могла питаться во время прядения кокона.

Воспитывают личинок пчелы-кормилицы. Для выращи­вания одной-единственной личинки, ухаживающим за ней пчелам приходится заглядывать в ячейку две-три тысячи раз (по мнению некоторых авторов — даже до шести ты­сяч раз и более). Одна пчела- кормилица может выкормить только две-три личинки, однако это не значит, что опре­деленная пчела кормит лишь определенную личинку. Каж­дую личинку кормят сотни пчел.

К концу ульевого периода, приблизительно на 10-11 день, пчела летает уже по 10—15 минут и хорошо запоминает за это время место, где стоит ее родной улей, местность вокруг него. В дальнейшем ориентировочные полеты она совершает ежедневно, поэтому у нее появляются обязанности, связанные с пребыванием вне улья, т.е. наступает второй период ее жизни. В это время у пчел прекращается выделение молочка и начинается выделение воска, поэтому с 10—12-го по 20-й день они строят соты. Кроме того, они принимают от летных пчел нектар и перерабатывают его в мед, уплотняют принесенные и сброшенные в ячейки обножки, поддерживают чистоту в ульях, подбирают на дне мусор, мертвых пчел, трутней, выносят и бросают их подальше от улья, иногда на расстояние до 100 м, охраняют гнездо (сторожат у летка), участвуют в регулировании температуры гнезда, когда холодно — греют, жарко — охлаждают.

С 20-го дня после рождения наступает третий период жизни рабочей пчелы: она становится сборщицей. Пчела вылетает за взятком, ищет и приносит нектар и пыльцу цветков. В плохую погоду пчелы-сборщицы не вылетают из улья. Ничего не делая, они пережидают непогоду.

Связь всех особей семьи осуществляется через маточ­ное вещество, «общественный желудок» и «общественный мозг». За сутки пчела передает что-либо другим пчелам или получает от них не менее 25 раз. Во время передачи пищи пчелы дают друг другу и маточное вещество, которое выделяет матка верхнечелюстными железами. В общем обмене веществ участвует и пчелиный расплод. После дачи личинке корма, пчела облизывает ее, получая феромон, действующий как феромон матки. Маточное вещество выделения личинок действуют на рабочих пчел как вре­менные стерилизаторы. Пока пчелы получают эти вещества, у них не функционируют яичники. При отсутствии ма­точного вещества пчелы закладывают маточники и выводят себе новую матку, а при отсутствии еще и расплодного вещества начинают кормить друг друга молочком, у них начинают функционировать яичники и они становятся пчелами-трутовками.

Разделение функций между особями (матка только кладет яйца, рабочие пчелы собирают корм, охраняют гнездо и выполняют все воспитательные функции; трутни выполняют функции самцов и участвуют в тепловом ба­лансе семьи) привело к тому, что в пчелиной семье все зависят друг от друга и никто не может жить в одиночку. В процессе естественного отбора у особей выработались признаки, ценные для семьи, но часто смертельные для самой особи. Например, пчела-охранница жалит врага и гибнет, т. к. не может извлечь из кожи врага жало. Жало вырывается из брюшка с частью внутренностей, с ядовитыми железами и нервным узлом. Сама пчела через не­которое время умирает из-за потери крови, т. к. кровь у нее не свертывается и через ранку вытекает. Но в теле врага остаются нервный узел, который управляет дейст­вием жала; ядовитые железы, связь с которыми не нару­шается, и яд накачивается в ранку, продолжая разить врага. Чтобы пчела жертвовала собой ради семьи, она ли­шена страха и боли. Семье, состоящей из 40—100 тыс. пчел, гибель нескольких бесплодных самок не наносит заметного ущерба и семья продолжает жить.

Наши рекомендации