Анализ развивающей предметно-пространственной среды

Программа учебной практики

Содержание УП (перечень обязательных работ) Объем часов
Знакомство с ДОУ (приложение А)
Анализ предметно-развивающей среды группы по организации различных видов деятельности (приложение Б)
Наблюдение проведения воспитателем 2-х творческих игр (сюжетно-ролевой, строительной, театрализованной или режиссерской) (приложение В)
Наблюдение проведения воспитателем 2-х игр с правилами (подвижной и дидактической) (приложение Г)
Наблюдение организации воспитателем посильного труда дошкольников (хозяйственно-бытовой, дежурство) (приложение Д)
Наблюдение организации воспитателем 2-х различных видов продуктивной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация или конструирование) (приложение Е)
Оформление отчетной документации
ИТОГО 36 часов

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Задание: оформите информационную страницу.

Сведения о дошкольном учреждении

Наименование ДОУ  
Заведующая ДОУ  
Старший воспитатель ДОУ  
Воспитатель-наставник  
Инструктор по физической культуре  
Музыкальный руководитель  
Медицинский работник  
Группа  
Возраст  

Список детей группы

ФИ ребенка Дата рождения
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    
10.    
   

Форма отчетности:

· Заполненная информационная страница

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Задание: ознакомьтесь с развивающей предметно-пространственной средой, направленной на организацию различных видов деятельности детей в группе ДОУ. Оформите таблицу 1.

Таблица 1

Анализ развивающей предметно-пространственной среды

Для игровой деятельности детей в группе имеется:
Настольно-печатные игры (в соответствии с темой недели)
Название игр (перечислить)  
Строительно-конструктивные игры
Название имеющихся конструкторов(перечислить)  
Наличие наглядного материала к строительно-конструктивным играм в соответствии с возрастом (схемы и т.п.). Отметка о наличии («+»; «-»)  
Наличие игровых атрибутов (перечислить)  
Театрализованные игры
Название имеющихся видов театра (перечислить)  
Имеющиеся атрибуты (к разным видам театра)  
Сюжетно-ролевые игры (в соответствии с темой недели)
Название имеющихся сюжетно-ролевых игр
Игровые атрибуты
Картотека. Отметка о наличии («+»; «-»)
Для музыкальной деятельности в группе имеется:
Название музыкально-дидактических игр  
Наличие музыкальных инструментов (перечислить)  
Для трудового воспитания детей в группе имеется:
Материал для самообслуживания (перечислить)  
Материал для хозяйственно-бытового труда (перечислить)  
Материал для труда в уголке природы (перечислить)  
Материал для ручного труда (перечислить)  
Для развития продуктивных видов деятельности развития детей в группе имеется:
Материалы для лепки в соответствии с темой недели (перечислить)  
Материалы для аппликации в соответствии с темой недели (перечислить)  
Материалы для рисования в соответствии с темой недели (перечислить)  
Общий вывод Обратите внимание на: ü Рациональное расположение зон (центров), их свободный доступ для детей ü Разнообразие материалов для художественного творчества, видов игр и игрушек, музыкальных инструментов, атрибутов для организации творческих игр, инвентаря для трудовой деятельности ü Эстетичность оформления ü Санитарно-гигиеническое состояние

Форма отчетности:

· Заполненная таблица 1(проверяет и подписывает воспитатель-наставник)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Задание 1: пронаблюдайте проведение воспитателем-наставником двух видов творческих игр (сюжетно-ролевой, строительной, театрализованной или режиссерской).

Анализ сюжетно-ролевой игры

Образовательная область:

Тема игры:

Предварительная работа:

Игровой материал:

Количество детей-участников:

Критерии оценивания Выводы из наблюдения
Замысел игры Возник по предложению воспитателя или по инициативе детей?
Содержание игры Дети больше отдавали предпочтениеигре с предметами (предметами-заместителями) или взаимоотношениям между сверстниками?
Сюжет игры: · В игре дети использовали эпизоды только из реальной жизни или воображаемые ситуации? · Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?
Перечень игровых ролей: · Какие роли были распределены между детьми, и кем были распределены? · Происходило ли добавление ролей по ходу игры? · Какое участие принимал воспитатель: прямое руководство или косвенное?
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре: · Как осуществлялось выполнение ролей, получилось ли взаимодействие детей во время игры, каким образом? · Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?
Игровые действия, игровые предметы: Кем осуществлялся подбор реальных предметов, предметов-заместителей (воспитателем, детьми самостоятельно)?
Правила игры: Придерживались ли дети правил игры в соответствии с взятой на себя ролью, следили ли за выполнением правил другими детьми?
Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры: · расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры); · интересовался: «Во что играете?»; · предлагал новые игровые действия; · предлагал новые роли; · вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми; · предлагал новые игровые ситуации; · давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»; · задавал вопросы, которые направляли развитие игры; · брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру; · давал оценку (анализ) игры;
Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?   · вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли); · сам организовывал вокруг себя коллектив для игры; · побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках); · предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил); · побуждал детей объединять разные игры между собой; · использовал какие-то другие приемы.
Психологический климат во время проведения игры Наличие конфликтных ситуаций, эмоциональнее состояние, активность детей и т.п.
Итог игры · Сколько времени продолжалась игра? · Как окончилась игра: организованно или неожиданно? · Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Задание 1: пронаблюдайте проведение воспитателем-наставником двух видов игр с правилами (подвижной и дидактической)

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Задание: пронаблюдайте проведение воспитателем-наставником организацию посильного труда дошкольников (хозяйственно-бытовой труд и любую форму дежурства). Свои наблюдения оформите в виде представленной таблицы.

ПРИЛОЖЕНИЕ Е

Задание 1: осуществите наблюдение организации воспитателем 2-х различных видов продуктивной деятельности дошкольников (по рисованию, лепке, аппликации или художественному конструированию)

Программа учебной практики

Содержание УП (перечень обязательных работ) Объем часов
Знакомство с ДОУ (приложение А)
Анализ предметно-развивающей среды группы по организации различных видов деятельности (приложение Б)
Наблюдение проведения воспитателем 2-х творческих игр (сюжетно-ролевой, строительной, театрализованной или режиссерской) (приложение В)
Наблюдение проведения воспитателем 2-х игр с правилами (подвижной и дидактической) (приложение Г)
Наблюдение организации воспитателем посильного труда дошкольников (хозяйственно-бытовой, дежурство) (приложение Д)
Наблюдение организации воспитателем 2-х различных видов продуктивной деятельности дошкольников (рисование, лепка, аппликация или конструирование) (приложение Е)
Оформление отчетной документации
ИТОГО 36 часов

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Задание: оформите информационную страницу.

Сведения о дошкольном учреждении

Наименование ДОУ  
Заведующая ДОУ  
Старший воспитатель ДОУ  
Воспитатель-наставник  
Инструктор по физической культуре  
Музыкальный руководитель  
Медицинский работник  
Группа  
Возраст  

Список детей группы

ФИ ребенка Дата рождения
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    
6.    
7.    
8.    
9.    
10.    
   

Форма отчетности:

· Заполненная информационная страница

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Задание: ознакомьтесь с развивающей предметно-пространственной средой, направленной на организацию различных видов деятельности детей в группе ДОУ. Оформите таблицу 1.

Таблица 1

Анализ развивающей предметно-пространственной среды

Для игровой деятельности детей в группе имеется:
Настольно-печатные игры (в соответствии с темой недели)
Название игр (перечислить)  
Строительно-конструктивные игры
Название имеющихся конструкторов(перечислить)  
Наличие наглядного материала к строительно-конструктивным играм в соответствии с возрастом (схемы и т.п.). Отметка о наличии («+»; «-»)  
Наличие игровых атрибутов (перечислить)  
Театрализованные игры
Название имеющихся видов театра (перечислить)  
Имеющиеся атрибуты (к разным видам театра)  
Сюжетно-ролевые игры (в соответствии с темой недели)
Название имеющихся сюжетно-ролевых игр
Игровые атрибуты
Картотека. Отметка о наличии («+»; «-»)
Для музыкальной деятельности в группе имеется:
Название музыкально-дидактических игр  
Наличие музыкальных инструментов (перечислить)  
Для трудового воспитания детей в группе имеется:
Материал для самообслуживания (перечислить)  
Материал для хозяйственно-бытового труда (перечислить)  
Материал для труда в уголке природы (перечислить)  
Материал для ручного труда (перечислить)  
Для развития продуктивных видов деятельности развития детей в группе имеется:
Материалы для лепки в соответствии с темой недели (перечислить)  
Материалы для аппликации в соответствии с темой недели (перечислить)  
Материалы для рисования в соответствии с темой недели (перечислить)  
Общий вывод Обратите внимание на: ü Рациональное расположение зон (центров), их свободный доступ для детей ü Разнообразие материалов для художественного творчества, видов игр и игрушек, музыкальных инструментов, атрибутов для организации творческих игр, инвентаря для трудовой деятельности ü Эстетичность оформления ü Санитарно-гигиеническое состояние

Форма отчетности:

· Заполненная таблица 1(проверяет и подписывает воспитатель-наставник)

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Задание 1: пронаблюдайте проведение воспитателем-наставником двух видов творческих игр (сюжетно-ролевой, строительной, театрализованной или режиссерской).

Анализ сюжетно-ролевой игры

Образовательная область:

Тема игры:

Предварительная работа:

Игровой материал:

Количество детей-участников:

Критерии оценивания Выводы из наблюдения
Замысел игры Возник по предложению воспитателя или по инициативе детей?
Содержание игры Дети больше отдавали предпочтениеигре с предметами (предметами-заместителями) или взаимоотношениям между сверстниками?
Сюжет игры: · В игре дети использовали эпизоды только из реальной жизни или воображаемые ситуации? · Какие новые игровые ситуации были придуманы в ходе игры?
Перечень игровых ролей: · Какие роли были распределены между детьми, и кем были распределены? · Происходило ли добавление ролей по ходу игры? · Какое участие принимал воспитатель: прямое руководство или косвенное?
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре: · Как осуществлялось выполнение ролей, получилось ли взаимодействие детей во время игры, каким образом? · Выходили ли дети из игры в ходе ее и почему?
Игровые действия, игровые предметы: Кем осуществлялся подбор реальных предметов, предметов-заместителей (воспитателем, детьми самостоятельно)?
Правила игры: Придерживались ли дети правил игры в соответствии с взятой на себя ролью, следили ли за выполнением правил другими детьми?
Какие приемы использовал воспитатель для развития сюжетно-ролевой игры: · расширял представления детей (путем рассказов, чте­ния книги, рассматривания иллюстраций, проведения дидактической игры); · интересовался: «Во что играете?»; · предлагал новые игровые действия; · предлагал новые роли; · вносил дополнительное оборудование или предлагал его изготовить вместе с детьми; · предлагал новые игровые ситуации; · давал прямые указания к действию: «Покорми куклу», «Крути руль»; · задавал вопросы, которые направляли развитие игры; · брал на себя главную (второстепенную) роль и таким образом направлял игру; · давал оценку (анализ) игры;
Какие приемы использовал воспитатель для формиро­вания взаимоотношения детей во время игры?   · вовлекал робких, застенчивых детей в игру (путем пря­мого предложения «Возьми поиграть», путем введения новой роли); · сам организовывал вокруг себя коллектив для игры; · побуждал детей самостоятельно договариваться (о рас­пределении ролей, об игрушках); · предупреждал или устранял возникающие конфликты (из-за игрушек, из-за ролей, из-за выполнения правил); · побуждал детей объединять разные игры между собой; · использовал какие-то другие приемы.
Психологический климат во время проведения игры Наличие конфликтных ситуаций, эмоциональнее состояние, активность детей и т.п.
Итог игры · Сколько времени продолжалась игра? · Как окончилась игра: организованно или неожиданно? · Обсуждали ли дети ход игры после ее окончания?

Наши рекомендации