Лежит власть в государстве, является сувереном (верховным правителем).

Сувереном могут выступать разные субъекты: одно лицо (как верховный

Правитель), группа лиц, население страны в целом. С этой точки зрения

Типы государственного устройства можно разделить на автократические и

Демократические.

Субъекты власти могу приобретать ее разным путем. Принято выде-

лять три основания приобретения государственной власти:

Насилие. Силовой захват – наиболее примитивный и традиционный

источник приобретения властных полномочий. Однако если насилие –

Единственный источник государственной власти, эта власть и вместе с ней

Устойчивость власти оказывается зависимой от личности ее субъекта.

Авторитет. Он предполагает наделение властью снизу, со стороны

Граждан. Такое наделение может иметь под собой разные основания (не-

Формальное лидерство, социальный статус и связи, знания, личностные

Качества и т.д.). Роль авторитета означает, что не каждое лицо, способное

Эффективно осуществить насилие в масштабах общества, может претен-

Довать на легитимную власть. Устойчивость власти в этом случае зависит

Не только от силы, но и от социальных характеристик субъекта власти.

Она выше, чем в случае насильственного захвата, однако его эта устойчи-

Вость несовершенна, поскольку продолжает зависеть от личности прави-

Теля и его окружения.

Право. В этом случае источником власти становятся обезличенные

Правила, закрепленные в обычаях, традициях или конституции. Зависи-

Мость устойчивости власти от личности членов общества, реализующих

Государственную власть, в такой ситуации оказывается минимальной. Ее

Устойчивость в определяющей мере связана со способностью государства

Поддерживать верховенство закона в целом, а не конкретного лица, наде-

Ленного властью.

Наличие субъекта власти предполагает наличие и субъекта подчине-

ния ей. Отношения между ними реализуют особое разделение труда:

Субъект власти непосредственно или через своих представителей специа-

Лизируется на производстве порядка и его поддержании, остальные члены

Общества специализируются на какой-либо продуктивной деятельности в

Рамках этого порядка. В рамках этих отношений субъект власти получает

От граждан оплату своих усилий в виде налогов.

Важнейшей характеристикой власти государства являются границы

Его способности к принуждению. Власть государства не безгранична. Ог-

Раничения могут содержаться в праве и традициях. Однако существуют и

Иные факторы, определяющие границы государственной власти.

Во-первых, отправление властных функций сопряжено с транзакци-

Онными издержками (издержки, связанные со сбором налогов, функцио-

Нированием государственного аппарата, координацией действий и разре-

Шением конфликтов внутри элиты и т. д.). Рост влияния государства на

Граждан ведет к росту этих издержек, вследствие чего по мере этого роста

Происходит исчерпание возможностей их покрытия за счет налогов.

Во-вторых, существует внешняя конкуренция со стороны других го-

Сударств. Население может мигрировать в страны с более привлекатель-

Ным общественным порядком, либо поддерживать вмешательство внеш-

Них сил в организацию социального порядка внутри своей страны.

В-третьих, следует учитывать внутреннюю конкуренцию со стороны

Субъектов, претендующих на вхождение во властную элиту.

Государство и социальный порядок

В рамках институциональной теории государство рассматривается

Как особый тип организации. Сущность государства определяется харак-

Тером отношений, возникающих между ним и гражданами. Это – власт-

Ные отношения. Государство наделено властью, то есть возможностью и

Способностью навязывать свою волю гражданам. Для этого в распоряже-

Нии государства имеются институты принуждения к исполнению его воли.

Власть государства реализуется посредством принятия решений,

Контроля их исполнения и наказания в случае отклоняющегося поведе-

Ния. Решения, принимаемые государством, носят общий для всех граждан

Или их групп характер. Принятие решений определяется предпочтениями

Субъекта власти, которые в зависимости от характера государственного

Устройства могут по-разному соотноситься с интересами граждан.

Функционирование общества предполагает определение правил,

Наши рекомендации