Склонение 2 склонение 3 склонение


Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, кры­ши, дядя, старость, лагерь, рыба, сноп, капля, облако, рожь, честь, дороги, полночь.

2. Просклоняй существительные БЕСЕДКА, ОКНО, ОТЕЦ, ОСЕНЬ.

3. Запиши существительные в два столбика.

Мягкий знак пишется Мягкий знак не пишется

Реч.., врач.., вещ.., луч.., сторож.., ноч... мыш.., лож.., багаж.., чертёж.., глуш.., товарищ.. .

4. Раскрой скобки. Запиши имена существительные в нужном падеже.

Жил в этой (местность), пушистая ветка (сирень), лежал на (ладонь).

5. Вставь пропущенные окончания, определи падеж имён существительных.

Из шерст.., на крыш.., от площад.., к Елен.. Ива- новн.., по пустын.., на улиц.., около избушк..

6. Подбери к данным существительным однокорен­ные существительные 3-го склонения без суффикса, запиши их.

Тетрадка, кроватка, дочка, мышка.

7. Выпиши только имена существительные 2-го склонения.

Овёс, сторож, фабрика, тетрадь, стая, село, кость, щель, малыш, стекло, вагон, грач, лев, львица, море, комар, стрела, сноп.

8. (Задание повышенной сложности.) Напиши дан­ные слова в родительном падеже.

Помидоры, валенки, окна, ботинки.

Вариант 2

1. Запиши существительные в три столбика.



Е склонение 2-е склонение 3-е склонение



Дочка, земля, облако, коридор, грусть, крыши, дядя, молодость, дождь, сосна, дом, ведро, ложь, доблесть, тропинка, ночь, зверь, жизнь.

2. Просклоняй существительные ЗЕРНО, КНИЖКА, СКВОРЕЦ, ЕЛЬ.

3. Запиши существительные в два столбика.

Мягкий знак пишется Мягкий знак не пишется

Ноч.., грач.., помощ.., гараж.., тиш.., реч.., доч.., морж.., муж.., суш.., циркач.., ералаш.. .

4. Раскрой скобки. Запиши имена существительные в нужном падеже.

Жил в этой (деревня), спал в (колыбель), лежал на (скатерть).

5. Вставь пропущенные окончания, определи падеж имён существительных.

Из сет.., на земл.., от тетрад.., к Галин.. Петровн.., по арен.., на куртк.., коло бабушк.. .

6. Подбери к данным существительным однокорен­ные существительные 3-го склонения без суффикса, запиши их.

Кисточка, ёлка, лошадка, ночка.

7. Выпиши только имена существительные 3-го склонения.

Мама, дочь, кровать, ветка, тополь, ель, цепочка, нефть, гараж, конь, кисть, стебель, лодка, пятак, тка­ни, соль, птичка, огонь.

8. (Задание повышенной сложности.) Напиши дан­ные слова в родительном падеже.

Сапоги, места, ловушки, яблоки.

Тема 7. Имя прилагательное

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Кудрявый можжевельник осыпан чёрными бусами. Между жёлтыми листьями видна красная головка под­осиновика. Белка запасла в тёплом дупле орехов - на подбор, ядрёные! Колхозники убрали с полей по­следний картофель. Яркими бусами алеют на огороде горькие ягоды калины. Луна, как жёлтый цыплёнок, гуляет по тёмному небу. Лёд пока тонкий, похож на прозрачное стекло.

Грамматическое задание

1. Распознай имена прилагательные.

2. Выдели окончания прилагательных.

3. Объясни все знакомые орфограммы.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Пеликан

На чёрной воде плавала громадная птица. Опере­ние её переливалось лимонным и розовым цветом. Головы не было видно, - она вся, по длинную шею, была под водой. Птица вытащила из воды маленькую голову, величиною с яйцо, с курчавым пухом. К голове был как будто приклеен громадный клюв с кожаным красным мешком.

(По К. Паустовскому)

Грамматическое задание

1. Объясни все знакомые орфограммы.

2. Укажи схематично словосочетания: существи­тельное + прилагательное.

3. Выдели окончания имён прилагательных.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Первый яблоневый сад на Руси заложил Ярослав Мудрый. В старой Москве было принято окружать дом яблоневым садом. Наливное, восковое, румяное, золо­тое яблочко нередко упоминается в сказках. В русской сказке яблоко наделено чудесной волшебной силой.

Грамматическое задание

1. Выпиши словосочетания: существительное + при­лагательное.

2. Разбери по составу имена прилагательные ЯБ­ЛОНЕВЫЙ, ВОСКОВОЕ. /;

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Направо в деревню, шофёр в кабине, двенадцать вагонов, машинист электровоза, дальнее расстояние, одиннадцать километров, моя Россия, медленный подъ­ём, электрическая лампочка, атомная электростанция, восемь килограммов, директор школы, вчера вечером.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Крутыми тропинками в горы,

Вдоль быстрых и медленных рек,

Минуя большие озёра,

Весёлый шагал человек.

С. Михалков

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Какие бывают библиотеки

В нашей стране широкая сеть библиотек. Все биб­лиотеки делятся на массовые и научные.

Массовые библиотеки есть всюду. Это городские, сельские, районные, областные, заводские.

Молодое поколение страны обслуживают детские и юношеские библиотеки. В массовой библиотеке можно получить художественную литературу, газеты, журналы.

В научной библиотеке хранится литература по всем отраслям знаний. Здесь работают учёные, специа­листы, студенты.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Кому что по вкусу

Природа пом..гла животным добывать необходимую им пищ.. . Узк..ю мордоч.жу и липкий ..зык она дала мурав..еду. У..кую мордочку можно просунут., в любую щель.

Дли..ую шею ж..раф имеет потому, что п..тается верхними побегами кустов и д..рев..ев.

Крохотн..я птич..ка колибри питается нектаром. Че­рез тонк..ю трубоч..ку-клю.. она с..сёт цветочные соки.

Верблю.. любит сухую к..лючую тр..ву. Но её не всегда можно найти (в)пустын.. . Вот и (обклады­вает верблюд запасы ж..ра в г..рбы, чтобы хв..тило их на дальн..ю дорогу.

Грамматическое задание

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы и раскры­вая скобки.

2. Первое предложение разбери по частям речи.

3. Во втором предложении укажи падеж имён при­лагательных.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Гималайский медведь

В лесах Азии живёт гималайский медведь. Он весь чёрный, а на грудке белое треугольное пятно. Этот треугольник похож на салфетку.

У гималайского медведя очень длинные ноги. Он быстро лазает по деревьям. Медведь любит яблоки, ягоды, орехи. Заберётся хитрый мишка на черёмуху, наломает ветвей и объедает с них ягоды. Зимой он спит в дупле большого дерева.

Был интересный случай. Спилили в тайге огромный кедр, привезли в далёкий посёлок. А из пустого вну­три ствола сонный медведь вылез.

(77 слов) (По Г. Снегирёву)

Грамматическое задание

Вариант 1

1. В первом абзаце определи падеж прилагатель­ных мужского рода. Выдели окончания.

2. Выпиши из диктанта три слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.

3. Выпиши из диктанта предложение с однород­ными сказуемыми.

Вариант 2

1. В третьем абзаце определи падеж прилагатель­ных мужского рода. Выдели окончания.

2. Выпиши из диктанта три слова с проверяемой безударной гласной в корне. Напиши проверочные слова.

3. Выпиши из диктанта предложение с однород­ными второстепенными членами.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Вариант 1

1. Запиши (по своему выбору) по три прилагатель­ных мужского, женского и среднего рода.

2. Напиши прилагательные, противоположные по значению приведённым.

Широкий, ясный, громкий.

3. Напиши прилагательные, близкие по значению приведённым.

Известный, застенчивый, красный.

4. Просклоняй словосочетание СВЕЖИЙ ВОЗДУХ.

5. Поставь прилагательное в том же роде и числе, что и имя существительное. Запиши получившиеся словосочетания.

(Интересный) книга, (маленький) мышь, (прозрач­ная) стекло, (стройный) берёзы.

6. От данных прилагательных образуй и запиши прилагательные в единственном числе в указанном в скобках падеже.

Белый (Т. п.), мелкое (П. п.), сухая (Д. п.).

7. Стрелкой укажи в предложениях связь при­лагательного с существительным. Определи их род и падеж.

На острове Шри-Ланка растёт интересное дерево.

Мы замерли в лесном полумраке.

Под старой липой было прохладно и спокойно.

8. Составь и запиши предложения, в которых сло­восочетание ВЫСОКАЯ СОСНА будет стоять в роди­тельном, предложном и дательном падеже.

Вариант 2

1. Напиши (по своему выбору) по три прилагатель­ных мужского, женского и среднего рода.

2. Напиши прилагательные, противоположные по значению приведённым.

Щедрый, бедный, долгий.

3. Напиши прилагательные, близкие по значению приведённым.

Опрятный, добросовестный, иностранный.

4. Просклоняй словосочетание ЗВЁЗДНОЕ НЕБО.

5. Поставь прилагательное в том же роде и числе, что и имя существительное. Запиши получившиеся словосочетания.

(Зимний) дорога, (чуткое) камыш, (дальний) страна, (белая) облако.

6. От данных прилагательных образуй и запиши прилагательные в единственном числе в указанном в скобках падеже.

Кислая (Д. п.), пушистый (Р. п.), острое (Т. п.).

7. Стрелками укажи связь прилагательного с су­ществительным в предложениях. Определи их род и падеж.

Возьми стакан гречневой крупы.

На самом красивом месте в центре села стоит школа.

В бескрайнем просторе парят белоснежные чайки.

8. Составь и запиши предложения, в которых сло­восочетание БОЛЬШАЯ РЕКА будет стоять в роди­тельном, предложном и дательном падеже.

Тема 8. Местоимение

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово. Приплыла к нему рыбка и спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

Мы встали утром. Над нами весёлое солнце. Спа­сибо, Родина, что у тебя такое чистое, мирное, голу­бое небо!

Пришёл ко мне знакомый лесник. Он позвал меня посмотреть бобровую хатку. Мы подъехали к речке. На берегу стояла хатка.

Грамматическое задание

1. Объясни все знакомые орфограммы.

2. Подчеркни местоимения, устно определи их чис­ло и падеж.

3. Разбери по составу слова ЛЕСНИК, БОБРО­ВУЮ, ЛАСКОВОЕ.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

С тобой мне всегда хорошо. У тебя добрая душа. Я дарю тебе эту игрушку. Меня удивляет твоё тру­долюбие. Ко мне на день рождения пришли гости. За мной сидит мой друг Слава. К вам приехали дру­зья из Москвы? О нас днём и ночью заботятся наши родители. С вами я чувствую себя уверенно.

Грамматическое задание

1. В столбик выпиши местоимения с предлогами (если они есть).

2. Определи лицо и число местоимений и запиши в скобках.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

У неё глаза большие,

Хищный клюв - всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём.

Грамматическое задание

Отгадай загадку.

Определи лицо, род (если возможно), число, падеж местоимений.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Рассказ пчеловода

В моей семье все привыкли к пчёлам. Только моя младшая дочь боялась их. Вот как я вылечил её от этого страха.

Когда я увидел, что новый рой сел на ветку, я взял пчелиную матку в руки. Я заставил дочь надеть пер­чатки, набросил на её голову косынку и отдал ей мат­ку. Пчёлы окружили дочь. Они чудесной кистью по­висли на её руке.

Мне принесли новый улей. Я поставил его, слегка ударил дочь по руке. Рой отпал от неё и поселился в новом улье. С тех пор дочь перестала бояться пчёл.

(90 слов)

Грамматическое задание

Вариант 1

1. В первом абзаце одной чертой подчеркни все местоимения.

2. Определи, в каком числе и падеже они стоят.

3. Запиши три местоимения с разными предлогами.

Вариант 2

1. В последнем абзаце одной чертой подчеркни все местоимения.

2. Определи, в каком числе и падеже они стоят.

3. Запиши три местоимения с разными предлогами.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Наступила весна. Снег таял повсюду. По улицам журчали ручьи. Солнышко уже по-весеннему светило в окна. Но ничего нас не радовало. Такой уж у нас с Мишкой характер. Нам обязательно нужно какое- нибудь занятие.

После того как машина лопнула, Мишкина мама выбросила её в мусорный ящик. Пришлось нам не­которое время слоняться без дела. Скука была смер­тельная.

Однажды в научной книге мы прочитали про инку­батор. Нам вдруг очень захотелось, чтобы у нас были цыплята. Мы приняли важное решение. С этого и на­чались все наши приключения...

Грамматическое задание

1. Первые три предложения разбери по членам.

2. Устно поясни все знакомые орфограммы.

3. Выпиши четыре глагола с вопросами.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Весеннее солнце освещало землю. Весело шу­мит лесной ручей. Я пойду берегом любимого мною ручья. И вот что я тут вижу, слышу и думаю. Край неба заалеет. Светлел воздух, яснело небо, зеленели поля. Заря разгорается. Золотые полосы протянулись по небу. Предрассветный ветер подует, тихо всплывёт багровое солнце.

Грамматическое задание

1. Объясни все знакомые орфограммы.

2. Определи время всех глаголов, обоснуй свой ответ.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Росла в саду яблоня. Осенью упало с неё яблоко. Птицы склевали яблоко, и только зёрнышко спряталось в землю. Наступила весна. Из зёрнышка выросла ма­ленькая веточка.

Пьёт веточка соки из земли, выкидывает почку за почкой, побег за побегом.

Через три года зацветёт дерево бело-розовыми цветами. Опадут лепестки, а к осени вырастут на яб­лоньке румяные сладкие яблоки.

Грамматическое задание

1. Выпиши в столбик только глаголы.

2. Определи время, лицо, число и род (где воз­можно).

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Восемь билетов, двенадцатый вагон, двадцатый поезд, директор завода, здравствуй, одиннадцать ки­лограммов картофеля, шестнадцать тепловозов, око­ло комбайна, впереди, завтра, теперь, потом, сейчас, календарь погоды.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души...

В. Солоухин

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Примечание. Слова «Сасаки Садако», «Хиросима» необходимо записать на доске.

Бумажные журавлики

В центре города Хиросимы стоит памятник. Ху­денькая девочка протягивает руки за улетающим жу­равлём. Она протягивает руки за счастьем, за жиз­нью.

Как возник этот памятник? Маленькая Сасаки Сада- ко заболела лучевой болезнью. Она не могла ходить в школу, играть. Болезнь лишила её детства.

Однажды Сасаки приснился сон. Она поправится, если сделает из бумаги тысячу журавликов. В Япо­нии существует поверье, что журавли приносят лю­дям счастье. Девочка стала с утра до вечера делать журавликов. Но силы покидали её.

Японские дети решили помочь Сасаки. Они присы­лали ей посылки с бумажными журавликами. Но что могли сделать бумажные птички против страшной бо­лезни?

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Забавное зрелище

Наш корабль ст..ял у берегов Антарктиды. Матросы реш..ли по..грать на л..дяном поле в фу..бол. Толь­ко принялись г..нять мяч, как появились необыч..ные зрители. Это были пингвины. С серьёзным видом пти­цы наблюдали за непонятней игрой. Вдруг мяч попал в белую манишку одного из любопытных наблюдате­лей.

Тут пингвин бросился за белым м..чом. За ним п..следовали остальные птицы. С криком птицы бега­ли за м..чом, принимали его на ногу, на гру..ь и кро­хотную голо.жу. А самые азартные игроки старалис.. уд..ржать мяч в маленьком, но очень крепком клюве. Получилось забавное зрелище.

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

2. Первое предложение разбери по членам.

3. Разбери по составу слова КРОХОТНУЮ, СМЕ­ЛОСТЬ.

Вариант 2

1. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

2. Первое предложение второго абзаца разбери по членам.

3. Разбери по составу слова МАЛЕНЬКИЙ, ТРО­ПИНКА.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Всегда оставайся человеком

Пойдём со мной на опушку леса, нагнёмся и раз­двинем руками траву. Вот тонкий стебелёк с двумя листочками. Это берёзка. Она очень маленькая, ей всего один год. А вот из травы выглядывают крохот­ные иголочки. Это сосенка. Рядом с этими деревьями ты стоишь сущим великаном.

Ты можешь сломать сосенку или берёзку одним пальцем. Но ты встанешь и перешагнёшь через этих малюток, а лучше - обойдёшь их.

Быстро пролетят года. На этом месте будет шуметь лес. Ты станешь взрослым. Но никогда не забывай быть добрым великаном.

(85 слов) (По Э. Шиму)

Грамматическое задание

1. Напиши по пять глаголов I и II спряжения.

2. Напиши глаголы-исключения.

3. Указанное предложение разбери по частям речи.

Вариант 1

На берегу лесной речки мы услышали соловья.

Вариант 2

Наши соловьи любят прятаться в густых зарослях.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Вариант 1

1. От данных существительных образуй глаголы единственного числа.

Мороз, сторож, бег.

2. Дополни предложение подходящими по смыслу глаголами.

Речка бежит, …, … . .

3. Запиши глаголы в три столбика.

Настоящее Прошедшее Будущее
время время время

Наблюдали, алеет, смотрел, запоют, отрывает, за­блестят, побегут, выполнила, шагает.

4. Укажи время, число и род (если возможно) глаголов.

Несли, промок, посвистывает, летят, соберёшь.

5. Разбери по составу слова ЛОВИЛА, ПОВИСЛИ, ДОБЕЖАТЬ.

6. От существительных образуй и запиши глаголы неопределённой формы.

Смотр, корм, крик.

7. Определи спряжение глаголов.

Закрыть, молчать, говорить, бежать, свистеть, стро­ить, ходить.

8. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Выпиши глаголы из предложений, определи их время, лицо, число и спряжение.

Вы слышали, как п..ют ёж..? Я пр..сыпаюсь от стран­ных звуков. Люди о..считают время готовности перед п..лётом. Я люблю ч..тать ска..ки.

Вариант 2

1. От данных существительных образуй глаголы в единственном числе.

Цвет, дело, сад.

2. Дополни предложение подходящими по смыслу глаголами.

Звёздочка светит, ..., ... .

Настоящее Прошедшее Будущее
время время время

3. Запиши глаголы в три столбика.

Читали, желтеет, решал, заработают, отправляет, порадуются, напишет, сделала, спит.

4. Укажи время, число, род (если возможно) гла­голов.

Замёрзла, ловил, споёте, работает, выкинешь.

5. Разбери по составу слова РОСЛИ, ВЫХОД, ПО­БЛЕДНЕЛИ.

6. От существительных образуй и запиши глаголы неопределённой формы.

Посадка, свет, груз.

7. Определи спряжение глаголов.

Поливать, нести, читать, красить, болеть, учить, рыть.

8. Спиши. Вставь буквы. Выпиши из предложений глаголы, определи их время, лицо, число, спряжение.

Со..нце л..ёт на землю т..пло и дарит людям свет. 3..звенят по камушкам руч..йки. На распустившийся цв..ток сел пёстрый мотылёк. Мы научились красиво писать.

Наши рекомендации