Тема 5. Однородные члены предложения. Текст

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Примечание. При диктовке педагогу следует обра­тить внимание учеников на интонацию перечисления.

Растворились в темноте рощи, сады, поля.

Текла, извивалась, блестела река.

Снег ложился на поля, на кусты, на деревья.

Луна освещала сад, дорожки, беседку.

Подарила яблонька ребятам крупные сочные плоды.

Грамматическое задание

1. Объясни постановку запятых в предложениях.

Для закрепления орфографического навыка по­втори правила на примере слов диктанта.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Ласточка выпила воды и рассказала Дюймовочке свою историю. На озере ребята купались, плескались, весели­лись. Отрад шёл бодро, уверенно и легко. Солнце осве­тило луг, поле, речку, разбудило бабушкиного петушка. Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.

Грамматическое задание

1. Обоснуй постановку знаков препинания между однородными членами предложения.

2. Обоснуй правописание выделенных орфограмм.

ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ

Лежу в траве. Лохматые шапочки одуванчиков по­хожи на маленькие солнышки. Вокруг меня летают пчёлы, мушки, комары. Они не просто летают, жуж­жат и кружатся надо мной. Это их трудовые будни. Цветы, травы, кусты и деревья радуют меня. Успокаи­вает писк, рокот, гудение природы. Я чувствую себя счастливым.

Грамматическое задание

Выпиши из текста только предложения с однород­ными подлежащими.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Вчера вечером, потом четверг, чёрный автомо­биль, назад к машине, коллективное хозяйство, вме­сте с пассажиром, здесь морозно, жёлтое поле, живи и здравствуй, прекрасное утро, липовая аллея, город­ская библиотека, дальняя дорога.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Глаза боятся, а руки делают.

У ленивого всегда праздник.

Белые ручки чужие труды любят.

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Спаситель

Маша проснулась рано. Девочка оделась и пошла в лес. В лесу на пригорке краснела душистая земля­ника. Маша быстро набрала корзиночку и побежала назад к дому. Она весело прыгала с кочки на кочку.

Но вдруг нога поскользнулась. Машенька громко вскрикнула от боли. Она до крови укололась о ка- кие-то острые колючки. Под кочкой сидел ёж. Он сей­час же свернулся в клубок и зафыркал. Маша плакала и платьем вытирала кровь с ноги.

В это время из кустов прямо к девочке поползла серая змея с чёрными зигзагами на спине. Это была гадюка. От страха у Маши ноги отнялись.

Тут ёж развернулся и быстро засеменил к змее. Гадюка кинулась на ежа. Но ёж ловко подставлял ей свои колючки. Гадюка страшно зашипела, повернулась и хотела уползти от него. Настойчивый ёж бросился за змеёй.

Тут Маша опомнилась, вскочила и убежала домой. Она мысленно благодарила своего спасителя.

{По В. Бианки)

Грамматическое задание

При написании работы используй не менее трёх предложений с однородными членами.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

Тундра

Равнина седая унылая и серая. И небо над ней серое скучное сырое. Всюду только мох кочки лужи на тысячи вёрст вокруг.

Если и встретишь лес - то высотой по колено! Ивы берёзы толщиной с карандаш. Зато грибов ягод - видимо-невидимо!

Приползёт туча - накроет тундру холодная тень. Следующая спрыснет частым дождём. Третья про­барабанит крупой ледяной. Четвёртая снегом за­сыплет.

Ярче всего тундра летом. На лужах пёстрые бе­лые чёрные рыжие птицы. На кочках синеют, краснеют, желтеют яркие цветы.

Грамматическое задание

Спиши, расставляя запятые в предложениях с од­нородными членами.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

В лесу

В этом лесу всегда стоит шум. Это старый, дрему­чий бор. Высокие сосны с красными стволами стоят плотной ратью. Сквозь сосновые иглы из почвы проби­ваются яркие папоротники. Пышные, причудливые, ве­личавые, раскинули они свои крупные, резные листья.

Я узнаю тонкий, острый свист синиц, тревожные крики сорок. Но самые нежные, самые мелодичные голоса остаются неизвестными. Стройная, изящная птичка сидит на верхушке молодой ели и заливается на весь лес.

В нос бьёт запах грибов, воды и хвои. В такие ми­нуты человек ощущает себя частью природы.

(83 слова)

Тема 6. Имя существительное

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Роза

И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растёт на кустах. Корни у розового ку­ста длинные, крепкие. Коричневый ствол и зелёные молодые побеги покрыты колючими шипами. Листок на кусте розы кругловатый, с острыми зубчиками. Цве­ты розы бывают белые, пунцовые, розовые, жёлтые.

(По К. Ушинскому)

Грамматическое задание

1. Определи падеж имён существительных в пред­ложениях.

2. Найди и обозначь безударные гласные в кор­не слов.

3. Найди предложения с однородными членами, охарактеризуй их.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Старый Полкан

Жили в доме старый пёс Полкан и кошка Мурка. У Мурки были маленькие котята. Кошка иногда уходи­ла на улицу, а Полкан оставался с котятами. Уляжется пёс на пол, а малыши ползают по его спине, пищат. Полкан доволен.

(По П. Седугину)

Грамматическое задание

1. Объясни все знакомые орфограммы.

2. Определи падеж выделенных имён существи­тельных.

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Мы с ребятами решили слепить ... . Долго мы тру­дились. И наконец у нас получился великолепный ... .

На голове торчал клок рыжих .... В руках снеговик сжимал ... . Он будто подмигивал нам угольками ... . Нам очень понравился наш ... .

Грамматическое задание

1. Вставь подходящие по смыслу существительные в нужном числе и падеже.

2. Определи падеж выбранных слов.

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

Восемь учеников, килограмм яблок, директор мага­зина, работа инженера, столичный вокзал, адрес това­рища, шестнадцатый год, гость издалека, лунный кален­дарь, около огорода, яркое горение, молодой агроном, уютное жилище, крыло самолёта, шли по шоссе.

ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ

Великая радость - работа,

В полях, за станком, за столом!

Работай до жаркого пота,

Работай без лишнего счёта, -

Всё счастье земли - за трудом!

В. Брюсов

СВОБОДНЫЙ ДИКТАНТ

Примечание. Следует провести подробную работу с выделенными словами, выписать их на доске.

Негасимое пламя

Этот огонь полыхает днём и ночью. Пламя его от­ражается на тёмном граните. Пляшущие языки ведут разговор с живыми цветами, которые лежат на кам­не. Воинской клятвой звучат высеченные на граните названия городов-героев: Москва, Ленинград, Брест, Севастополь.

Пламя, цветы и гранит несут вечный караул у Мо­гилы Неизвестного Солдата. Это могила тех, кто погиб на Волге, под Москвой, на Днепре, под Бер­лином и в Варшаве.

Здесь всегда бывает много людей. Люди несут сюда живые цветы, долго молча стоят и смотрят на огонь. Многое можно увидеть в пламени, которое никогда не гаснет у кремлёвских стен.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ

К веч..ру пошёл сне.. . М..хнатые сн..жинки з..кру- жилис.. в воздух.. . В один миг ступен..ки л..сной сторожк.. сделались белыми. Сне.. ноч..ю п..р..стал. Я ш..л по тр..пинк.. к лесу и оглядывался по ст..р..нам. По лёгкой порош., к ел., тянется еле., белк.. . А вот на л..сной полянк.. в..днеются сл..ды ря..чика. Из ело­вой чащ., п..слышался стук дятла. В густом ел..ник.. попискивали хл..п..тливые синицы.

Д..рев..я украсились кружевными хлоп..ями. Старые пни п..м..лодели, надев на гол..вы снежные ша..ки.

Люди р..зв..селились. Мал..чишки ..грали в сне.жи, к..тались на лыжах.

Грамматическое задание

1. Озаглавь рассказ.

2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Определи падеж выделенных имён существи­тельных.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Кто где живёт?

Гнездо иволги прячется среди буйной летней зеле­ни. Оно похоже на гамак и крепко привязано к раз­вилке ветки. Легко узнать гнездо сороки. Массивный шар висит в густом колючем кустарнике, на ветке ели, сосны, в зарослях ивняка.

Дрозд вьёт гнездо на прочной основе: то в сере­дине пенька, то в развилке толстых стволов, а иногда и на земле.

На опушке леса, в парке может гнездиться пеночка.

Изучение птичьих гнёзд требует наблюдательности, осторожности и любви к создателям этих искусных сооружений.

(79 слов)

Грамматическое задание

Вариант 1

1. Разбери по составу слова ДОЖДЕВЫЕ, ПОХВАЛА.

2. Определи падеж всех существительных в пред­ложении.

Под лучами яркого солнца затейливо вьётся си­няя река.

3. Запиши ответ на вопрос, используя слово в скобках.

Где спит ребёнок? (Кровать.)

Вариант 2

1. Разбери по составу слова ВЫТЯЖКА, ЛЕНИВЫЙ.

2. Определи падеж всех существительных в пред­ложении.

Волки спокойно скрылись в ольховых кустах сосед­ней рощи.

3. Запиши ответ на вопрос, используя слово в скобках.

В чём пишут ученики? (Тетрадь.)

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

Вариант 1

1. Запиши существительные в три столбика


Наши рекомендации