Обследование связной речи детей

При обследовании связной речи логопед выявляет умение ребенка:

1) Пересказывать: а) ранее знакомый текст; б) незнакомый текст.

2) Составлять рассказ: а) по серии сюжетных картинок с предварительным расположением в последовательности рассказа; б) по сюжетной картинке; в) по представлению детей.

При обследовании связной речи вспомогательные вопросы задавать не следует, так как преследуется определенная цель. Если ребенок не может справиться без наводящих вопросов, то это фиксируется в протоколе, и перечисляются вопросы, которые задавал логопед, и ответы детей.

Все рассказы и пересказы детей записываются так, как их передают дети, т. е. стенографируются. После обследования связной речи детей логопед составляет план работы с детьми по подгруппам.

1) Обследование умения пересказать ранее знакомый текст. Прослушать сказку «Теремок». Пересказать, как запомнил.

2) Обследование умения пересказать незнакомый текст.

Обследование связной речи детей - student2.ru

Прослушать рассказ «Дружные зайцы». Рассмотреть картинку. Пересказать, как запомнил. Ребенку предъявляется сюжетная картинка.

Текст рассказа: «Жила в лесу лисица. Не было от нее зайцам покоя...

— Вот что, братцы! — сказал старый заяц. — Нас много, а лисица одна. Давайте ее напугаем.

Спрятались зайцы в кустах и ждут, когда появится лисч. Видят зайцы, на опушке леса появилась лисица. Идет осторожно, вынюхивает. Тут как закричат зайцы хором: «Уходи отсюда!»

Испугалась лисица: «Ох! Конец мне пришел! Там в кустах большой зверь сидит. Вон голос у него какой громкий!»

С тех пор лисица в этот лес не ходила».

3) Обследование умения пересказать незнакомый текст.

Прослушать рассказ «Победитель». Рассказать, как запомнил.

Текст рассказа: «Жили-были петух, хохлатка и их детки — пушистые цыплятки. Около дома все ходили-кружили хорек и хитрая лиса. Но петух зорко охранял свою семью. Один раз вывела хохлатка цыплят погулять, а хорек тут как тут. Закудахтала хохлатка: «Кудах-тах-тах! Ко мне, детки, ко мне!»

Все цыплятки подбежали и спрятались под маминым крылом. Только самый маленький не успел. Его схватил хорек. Но тут подлетел папа-петух, закричал, захлопал крыльями и стал клевать хорька. Испугался хорек, бросил цыпленка, скок за кустик — и нет его. А петух-победитель закричал на весь двор: «Ку-ка-ре-ку!»

4) Обследование умения составить рассказ по серии сюжетных картинок «Жадина».

Логопед предлагает детям серию картинок. Нужно рассмотреть картинки. Разложить их по порядку. Составить рассказ.

Обследование связной речи детей - student2.ru

5) Обследование умения составить рассказ по сюжетной картинке (СНОСКА: Для обследования можно использовать дидактический материал Г. А. Каше и Т. Б. Филичевой.).

Детям предлагается сюжетная картинка. Нужно рассмотреть ее и составить рассказ.

6) Обследование умения составить рассказ по ранее виденному.

Логопед выясняет, видел ли ребенок, как строится дом, или был ли он в лесу, в зоопарке и т. д., и просит ребенка рассказать о том, что он видел (любой сюжет).

Примерный конспект занятий по обследованию грамматического строя речи у детей II уровня речевого развития

Цель. Выявить у детей умение правильно употреблять в речи имя существительное единственного числа: в винительном, дательном, родительном, творительном падежах без предлога и с предлогом.

Оборудование. Протокол обследования, предметные картинки (по ходу занятия).

Организация. Логопед обследует пять детей, вопросы и задания даются всем детям, ответы детей фиксируются в протоколе. Правильный ответ отмечается знаком «плюс», неправильный — «минус». Допускаются ответы в одно слово.

I. Обследование умения правильно употреблять форму винительного падежа без предлога и с предлогом на.

У логопеда на наборном полотне в два ряда 10 предметных картинок. В первом ряду —повар, учительница, садовник, плотник. Во втором — трубка, ложка, указка, лопата, пила.

Задание. Внимательно рассмотреть картинки первого ряда и ответить на вопросы:

1. Кого ты видишь?(Повара. Врача и т. д.) 2. Что ты видишь? (Ложку. Лопату и т. д.) 3. На кого ты смотришь? ( На повара. На врача и т. д.) 4. На что ты смотришь? (На ложку. На лопату. И т.д.)

Задавая вопрос, логопед указывает на картинки. Называет ребенка, от которого ответ.

II. Обследование умения правильно употреблять форму дательного падежа без предлога и с предлогом к. Картинки можно использовать из первого задания.

Логопед задает детям вопросы. 1. Кому нужны эти орудия труда? (Повару. Или: Ложка — повару) И т. д.

Далее логопед берет указку и касается ею картинки и спрашивает. К чему я прикоснулась? (К ложке. К лопате) К кому я прикоснулась? (К учительнице. К врачу ) И т. д.

III. Обследование умения правильно употреблять форму родительного падежа без предлога и с предлогом без, винительного — с предлогом у. Картинки те же, что и для первого задания.

Вопросы:У кого чего нет? (У повара нет ложки и т. д.) 2. Кто без чего? (Повар без ложки.) И т. д.

IV. Обследование умения правильно употреблять форму творительного падежа без предлога и с предлогом с

Вопросы: I. Кто чем работает? (Плотник пилой.) 2. Кто с чем приходит на работу? (Плотник приходит на работу с пилой.)

V. Обследование умения правильно употреблять форму предложного падежа с предлогом в.

Оборудование. Детям раздаются картинки с изображением леса, болота, реки, огорода, сада; берлоги, скворечника, норы, гнезда, конуры. Логопед называет слова и ставит к ним вопрос. Например: вишня, капуста, грибы, кувшинки. Что где растет? (Вишни в саду. Капуста в огороде. Грибы в лесу. И т. д.) Медведь, скворец, собака. Кто где живет? (Медведь в берлоге. Скворец в скворечнике. Собака в конуре.)

Обследование-занятие рассчитано на 20 мин. Аналогично проводится обследование и других грамматических форм. В конце обследования логопед подводит итог (делает вывод). Согласно сделанных выводов логопед группирует детей по подгруппам с учетом идентичных нарушений. В дальнейшем работа ведется по плану, составленному с учетом нарушений, зафиксированных в протоколе обследования.

Наши рекомендации