В тетрадях по самоподготовке решите ситуационные задачи:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ
ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №20
ТЕМА 3.1.-3.5.: ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ: «КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ».
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Обобщить и систематизировать теоретические знания по всем методам титриметрического анализа;
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:лаборатория химии
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ:90 минут
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: Таблица « Периодическая таблица химических
элементов Д.И.Менделеева».
К занятию студенты должны ЗНАТЬ:
1. Основные сведения о титриметрическом анализе.
2.Метод кислотно-основного титрования (метод нейтрализации).
3. Перманганатометрия.
4.Метод иодометрии.
5.Метод нитритометрии.
6. Методы осаждения - аргентометрии (метод Мора, метод Фаянса, метод Фольгарда).
7.Комплексонометрия.
ПЗ №20 ФГОС 2009 года – 2 –
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Какой анализ называют титриметрическим?
2. Какие существуют методы титриметрического анализа?
3. Какой метод титриметрического анализа называют методом нейтрализации?
4. Какие вещества определяют этим методом?
5. Как классифицируются методы кислотно-основного титрования в зависимости от используемых рабочих растворов?
6. Какие установочные вещества применяют для стандартизации рабочих растворов в методах кислотно-основного титрования?
7. Какие индикаторы применяют в методе нейтрализации?
8. Что называют областью перехода окраски индикатора?
9. Что такое показатель титрования? Чему он равен для фенолфталеина и метилоранжа?
10. Какие методы называются методами оксидиметрии или окислительно - восстановительного титрования (ОВТ)?
11. Какой метод называют методом перманганатометрии?
12. Какие вещества определяют этим методом?
13. Какие установочные вещества применяют в методе перманганатометрии?
14. Как фиксируется точка эквивалентности?
15. В какой среде проводят титрование методом перманганатометрии?
16. Какой метод носит название метода йодометрии?
17. Какие вещества количественно определяют методом йодометрии?
18. Какие способы титрования применяются при количественном определении восстановителей?
19. Как фиксируется точка эквивалентности при определении восстановителей способом прямого титрования?
20. Какие способы титрования применяются при количественном определении окислителей?
21. Какой из окислителей количественно определяют способом прямого титрования?
22. Как фиксируется точка эквивалентности при количественном определении окислителей?
23. Какие рабочие растворы используются в методе йодометрии?
24. Какое установочное вещество применяют для стандартизации рабочего
раствора Na2S2O3?
25. Какой метод называется методом нитритометрии?
26. Какие вещества количественно определяют методом нитритометрии?
27. Какой рабочий раствор применяют в методе нитритометрии?
28. Какое установочное вещество используют в методе нитритометрии?
29. Перечислите индикаторы метода нитритометрии.
ПЗ №20 ФГОС 2009 года – 3 –
30. Как фиксируется точка эквивалентности в методе нитритометрии при титровании с тропеолином 00?
31. Как фиксируется точка эквивалентности при применении йодкрахмальной бумаги?
32. В какой среде проводят нитритометрические определения?
33. С какой целью применяют бромид калия?
34. Какие методы называются методами осаждения?
35. В зависимости от чего и как классифицируются методы осаждения?
36. Какой метод аргентометрии называют методом Мора?
37. Какие вещества определяют методом Мора?
38. Почему методом Мора нельзя определять иодиды?
39. Какой индикатор применяют в методе Мора, и как фиксируется точка эквивалентности?
40. При каких условиях ведут титрование методом Мора?
41. Какое вещество используют для стандартизации рабочего раствора нитрата серебра?
42. Какой метод называют методом Фаянса?
43. В какой среде ведут титрование по методу Фаянса?
44. Какие индикаторы применяют в этом методе?
45. Как фиксируется точка эквивалентности при титровании с бромфеноловым синим? с эозинатом натрия?
46. Какой метод среди аргентометрических методов является методом обратного титрования?
47. В чем сущность обратного способа титрования?
50. Какие рабочие растворы используют в методе Фольгарда?
51. Какой индикатор используется в методе Фольгарда?
52. В какой среде ведут титрование по методу Фольгарда?
53. Какие вещества определят этим методом?
54. Какой метод носит название метода комплексонометрии?
55. Охарактеризуйте комплекс трилона Б с металлом (Na2[MeTr]).
56. Перечислите индикаторы метода комплексонометрии.
57. Какие требования предъявляются к индикаторам?
58. Охарактеризуйте комплекс металла с индикатором (MeInd).
59. В какой среде ведут титрование?
60. Что используют для создания слабо-щелочной реакции среды?
61. Назовите состав аммиачно-буферной смеси.
62. Какое вещество является установочным веществом метода?
63. Чем обусловлена окраска до и после титрования в методе комплексонометрии?
ПЗ №20 ФГОС 2009 года – 4 –
Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов:
В тетрадях по самоподготовке решите ситуационные задачи:
1) Предложите методы качественного и количественного анализа калия бромида.
Напишите уравнения качественных реакций, укажите внешний эффект, назовите продукты реакций.
Опишите технику выполнения количественного анализа предложенного лекарственного средства и напишите уравнение реакции, лежащее в основе предложенного метода. Титрование вели в слабокислой среде.
2) Предложите методы качественного и количественного анализа калия иодида.
Напишите уравнения качественных реакций, укажите внешний эффект, назовите продукты реакций.
Опишите технику выполнения количественного анализа предложенного лекарственного средства и напишите уравнение реакции, лежащее в основе предложенного метода. Титрование вели в слабокислой среде.
3) Предложите методы качественного и количественного анализа натрия хлорида.
Напишите уравнения качественных реакций, укажите внешний эффект, назовите продукты реакций.
Опишите технику выполнения количественного анализа предложенного лекарственного средства и напишите уравнения реакций, лежащих в основе предложенного метода. Титрование вели в нейтральной среде.
4) Предложите методы качественного и количественного анализа кальция хлорида.
Напишите уравнения качественных реакций, укажите внешний эффект, назовите продукты реакций.
Опишите технику выполнения количественного анализа предложенного лекарственного средства и напишите уравнения реакций, лежащих в основе предложенного метода. При титровании использовали металл-индикатор.
5) Предложите методы качественного и количественного анализа тиосульфата натрия.Напишите уравнения качественных реакций, укажите внешний эффект, назовите продукты реакций.
Опишите технику выполнения количественного анализа предложенного лекарственного средства и напишите уравнение реакции, лежащей в основе предложенного метода.
6) Предложите методы качественного и количественного анализа пероксида водорода.Напишите уравнения качественной реакции, укажите внешний эффект, назовите продукты реакций.
Опишите технику выполнения количественного анализа предложенного лекарственного средства и напишите уравнение реакции, лежащей в основе предложенного метода.
ПЗ №20 ФГОС 2009 года – 5 –
7) Предложите методы качественного и количественного анализа хлороводородной кислоты. Напишите уравнения качественных реакций, укажите внешний эффект, назовите продукты реакций.
Опишите технику выполнения количественного анализа предложенного лекарственного средства и напишите уравнение реакции, лежащей в основе предложенного метода.
8) Предложите методы качественного и количественного анализа калия хлорида.
Напишите уравнения качественных реакций, укажите внешний эффект, назовите продукты реакций.
Опишите технику выполнения количественного анализа предложенного лекарственного средства и напишите уравнения реакций, лежащих в основе предложенного метода. Титрование вели в сильнокислой среде.
9) Опишите технику выполнения количественного анализастрептоцида и напишите уравнения реакций, лежащих в основе предложенного метода.
10) Предложите методы качественного и количественного анализа калия хлорида.
Напишите уравнения качественных реакций, укажите внешний эффект, назовите продукты реакций.
Опишите технику выполнения количественного анализа предложенного лекарственного средства и напишите уравнение реакции, лежащей в основе предложенного метода. Титрование вели в слабокислой среде.
На занятии студенты должны:
I. Ответить на вопросы входного контроля.
II. Решить ситуационные задачи.
ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ:
ЗНАТЬ:
- теоретические основы аналитической химии;
- методы количественного анализа;
- требования к реакциям, исходным веществам, титрованным растворам.
УМЕТЬ:
- уметь по химическим свойствам веществ, в том числе лекарственных, подбирать методы качественного и количественного анализа;
- выбирать необходимые методы анализа.
ПЗ №20 ФГОС 2009 года – 6 –
Приобретаемые компетенции:
Общие компетенции (ОК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей
профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартныхситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение своей квалификации.
Профессиональные компетенции (ПК):
ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно – гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
ПК 2.3.Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. А.А.Ищенко «Аналитическая химия» М. «Академия» 2012 г. стр.155 – 193.
2. Конспекты лекций №№ 4 – 10.
Дополнительная:
1. Барсукова З.С. «Аналитическая химия». М.: Высшая школа, 2008.
2. Харитонов Ю.Я., «Аналитическая химия». Москва «Высшая школа», 2007.
3. Логинов Н.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. «Аналитическая химия», М., Химия, 2007.
4. Пилипенко А.Т., Пятницкий И.В. "Аналитическая химия" в 2-х книгах.
М., Химия, 2008.