Сбор, анализ и обобщение материалов по теме
Министерство Российской Федерации
По делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
И ликвидации последствий стихийных бедствий
Ивановский институт Государственной противопожарной службы
Кафедра химии, теории горения и взрыва
Н.Ш. Лебедева, Л.Н. Чеснокова
Курсовая работа
По дисциплине «Химия»
(учебно-методическое пособие)
Учебно-методическое пособие
для курсантов, студентов и слушателей очного и заочного обучения
специальности 280705 «Пожарная безопасность»,
направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность»
Иваново 2012
УДК 54
Лебедева Н.Ш., Чеснокова Л.Н. Курсовая работа по дисциплине «Химия»: Учебно-методическое пособие для курсантов, студентов и слушателей очной и заочной форм обучения специальности 280705 «Пожарная безопасность», направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность». – Иваново: ООНИ ЭКО ИвИ ГПС МЧС России, 2012 – 76 с.
Учебно-методическое пособие разработано на кафедре химии, теории горения и взрыва и содержит задания и рекомендации по подготовке, написанию, защите курсовых работ по дисциплине «Химия» (курсовая работа № 1 по разделам «Введение в общую химию», «Элементы физической химии», курсовая работа № 2 по разделу «Элементы коллоидной химии») в соответствии с предъявляемыми требованиями. В издании приводится методика выполнения структурных частей курсовой работы (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы) и составных элементов текстовой части.
Предназначено курсантам, студентам, слушателям очной и заочной форм обучения специальности 280705 «Пожарная безопасность», направления подготовки 280700 «Техносферная безопасность», научным руководителям курсовых работ по дисциплине «Химия».
Учебно-методическое пособие рассмотрено и рекомендовано к публикации кафедрой химии, теории горения и взрыва, протокол № 9 от 16.02.12.
Печатается по решению Редакционно-издательского совета
(протокол № 2 от 30.03.2012)
Рецензенты:
заведующий лабораторией «Физическая химия макрогетероциклических соединений» ИХР РАН России, д.х.н., проф. А.И. Вьюгин
профессор кафедры пожарной профилактики в составе УНК «Государственный пожарный надзор», к.х.н., доц. В.И. Попов
© ИвИ ГПС МЧС России, 2012
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа (КР) – самостоятельное исследование научно-практического характера, позволяющее судить о приобретенных обучающимся знаниях и умениях применять их на практике. При её выполнении курсант, студент и слушатель должен проявить знание теоретического материала, специальной литературы, исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме, умение анализировать, делать обобщения и выводы.
Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки, содержать элементы новизны или предложения по более эффективному решению определенных задач.
Цель курсовой работы – углубление знаний обучающегося, развитие навыков поиска необходимых источников информации и работы с ними, формирование аналитического подхода к решению заданной проблемы.
Основные задачи выполнения КР:
§ углубить теоретические знания, полученные в процессе изучения данной дисциплины;
§ получить практические навыки при поиске, сборе, обработке и анализе информации;
§ выработать умение логически грамотно проиллюстрировать собранную и обобщенную информацию;
§ научиться обобщать литературные сведения, устанавливать закономерности, делать выводы ;
§ самостоятельно оценить уровень своих знаний в данной области и повысить его;
§ научиться лаконично и корректно излагать свои мысли, правильно оформлять работу;
§ получить необходимые навыки для выполнения и подготовки дипломной работы;
§ применять на практике полученные данные.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Составление структуры курсовой работы – важный этап, от которого зависит четкость и логика раскрытия темы. Это сложный процесс и он должен осуществляться на всем протяжении подготовки курсовой работы. Поэтому курсанту, студенту, слушателю необходимо первоначально составить предварительный план и согласовать его с научным руководителем. В процессе работы план уточняется и в конечном итоге включается в оглавление.
Материал КР располагается в следующем порядке:
· Титульный лист (приложение 1).
· План-график выполнения курсовой работы
· Оглавление.
· Введение.
· Основная часть.
· Заключение.
· Список использованной литературы.
· Приложения.
Введениедолжно быть кратким (2-3 страницы). В некоторых случаях введение рекомендуется писать после того, как будет готова основная часть работы, поскольку эта часть исследования в процессе подготовки КР претерпевает значительные изменения.
Во введении, прежде всего, следует обосновать необходимость предлагаемого исследования; объяснить выбор научного направления в научном и прикладном плане. Следует пояснить: «Что известно о проблеме? Кто её решал и какими методами? Какие результаты были получены до вас? Надежны ли они?» Четко сформулируйте цель. Покажите, с помощью какой методики, с применением каких подходов и законов будет решена задача. Осветите сильные и слабые стороны используемых методов, сложность и трудности измерений (вычислений) величин, возможные ошибки. Введение должно разбудить интерес к чтению Вашей курсовой работы.
Итак, во введениинеобходимоотразить:
– обоснование актуальности (значимость) темы;
– цели и задачи работы;
– описание объекта и предмета изучения;
– общий анализ источников и литературы (в т.ч. существующие в науке и практике подходы к проблеме);
– указание авторской новизны.
Актуальность темы работы – это степень ее важности для решения определенных проблем и вопросов. Требование актуальности предполагает соответствие Вашей работы состоянию науки на сегодняшний день, ее нерешенным вопросам или использованию КР для решения насущных практических проблем. Поэтому при раскрытии актуальности темы исследования следует исходить из двух направлений. Первое связано с неизученностью выбранной темы. В данном случае исследование актуально именно потому, что определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела в науке. Второе направление характеристики актуальности связано с возможностью решения определенной практической задачи на основе полученных данных.
Цели и задачи исследования (расчёта) – это формулирование того, что необходимо достичь в ходе выполнения задания (исследования), например, изучение научной литературы по выбранной теме; овладение специфическими методами исследования (расчета), систематизация знаний по теме работы, какой-либо научной проблематике и т.д. Количество задач не должно быть большим (от трех до шести, но не более). Например, если целью исследования является изучение механизмов физико-химического процесса, то задачами исследования могут быть следующие: классификация основных подходов к изучению процесса, их анализ, выявление основных закономерностей, обоснование выводов и т.д.
Объект и предмет исследования. При проведении исследовательской работы объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и частное. Объект исследования – это то, что непосредственно изучается в ходе КР, это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Предмет – это то, что находится в границах объекта, он вычленяется из объекта и являет собой ту часть, на которую непосредственно направлено исследование. Например, объектом являются огнезащитные покрытия, а предметом исследования – средства и способы их применения.
Общий анализ источников и литературы. Обзор литературы позволяет продемонстрировать осведомленность в выбранном научном направлении и знания тех подходов, которые были предложены различными авторами по данной проблематике. Требования к обзору литературы предполагают не только цитирование источников или пересказ авторской концепции, но самостоятельный анализ изложенного материла с указанием недостатков и неточностей. Обзор литературы должен соответствовать выбранной теме, целям и задачам КР.
Авторская новизна. Если работа носит исследовательский характер, то необходимо указать, что нового внесено в данное исследование, изложить конкретные аргументы, доказывающее данное утверждение.
Что может составить новизну курсового исследования?
1) изучение всем известного явления с помощью специального более точного научного оборудования или метода и превращение его благодаря этому в научно установленный факт;
2) изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале;
3) переход от качественного описания известных в науке фактов к точно определяемой количественной характеристике;
4) сопоставление, сравнительный анализ протекания процессов и явлений;
5) определение специфики изучаемого явления, например, при изменении условий протекания изучаемых процессов.
Если КР является практически ориентированной и исследование, проведенное в рамках КР, носит познавательный характер и не может претендовать на научный вклад в исследуемую область, то можно ограничиться реферированием литературы по теме КР, систематизацией накопленных знаний и умением их обобщить, сделать соответствующие выводы. Т.е. в этом случае проведенная работа может представлять собой, к примеру, моделирование известных в науке и практике решений.
Практическая значимость исследования может заключаться в возможности:
– решения той или иной практической задачи;
– проведения дальнейших научных исследований;
– использования полученных данных в процессе подготовки тех или иных специалистов.
Основная часть. В основной части излагается содержание темы. Основная часть может состоять из нескольких глав или параграфов, которые заканчиваются краткими выводами (обобщениями), обеспечивая логический переход к следующему подэлементу. Основную часть рекомендуется разделить на три главы, раскрывающих сущность проблемы. Первая глава обычно связана с описанием теоретических и методологических аспектов проблемы. Вторая – посвящена анализу изучаемого вопроса, выявлению его особенностей, ранжированию и обоснованию проблем и т.д. Каждая глава может включать в себя несколько параграфов. В каждой главе рассматривается самостоятельный вопрос исследуемой проблемы, в параграфах – отдельные части вопроса. Очень важно сохранить логическую связь между главами и параграфами, так как это обеспечит последовательность раскрытия темы.
Третью главу КР желательно посвятить описанию практической (экспериментальной, эмпирической, расчётной) части работы. В ней содержится последовательное описание всех этапов выполнения задания, исследования, а также его результаты.
Заглавие параграфов и глав должно быть кратким и информативным, соответствующим содержанию. Объем каждой главы должен составлять 5-6 страниц печатного текста. Перечень глав и параграфов КР определяется совместно с руководителем в ходе выполнения работы.
Заключение (2-3 страницы) представляет собой изложение результатов КР. В нем автор подводит итоги выполненного задания (исследования), в соответствии с выдвинутыми во введении задачами КР, делает теоретические обобщения, формулирует выводы и практические рекомендации.
В данном разделе сообщается, что цели, задачи, которые ставились во введении, выполнены, а выдвинутые гипотезы нашли свое подтверждение или опровергнуты. Кроме того, кратко сообщается о полученных результатах, и формулируются соответствующие выводы о научной и прикладной значимости рассмотренных вопросов и методов их решения.
В конце КР составляется список цитируемой литературы. Он представляет собой перечень всех статей, монографий, отчетов и других источников, использованных автором при выполнении курсовой работы. Данный раздел является самостоятельной частью КР. Он должен содержать только те наименования, на которые делались ссылки и действительно использовались при написании КР.
КР может содержать приложение, где размещаются необходимые нормативные документы, исследовательский инструментарий, графический материал (таблицы, схемы, диаграммы), расчеты, не вошедшие в основной текст. Каждое приложение начинается с новой страницы (счет страниц продолжается после списка литературы) и каждому приложению присваивается порядковый номер (числовой, без указания «№»). Объем приложений не ограничен и не включается в обязательное количество страниц КР.
СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПО ТЕМЕ
Аналитический этап работы изучения темы – один из самых сложных и трудоемких. Он требует ознакомления с большим числом литературных источников, различными подходами и взглядами авторов, многообразием путей решения исследуемых вопросов в теории и практике. Рекомендуется сосредоточить внимание на основных источниках и подходах, которые в наибольшей степени отражают точку зрения и позицию обучающегося.
Прекрасным профессиональным качеством является умение пользоваться источниками. Для определения значимости библиографических источников целесообразно, ориентируясь на название, оценить их по четырех- или пятибалльной шкале[1]. Если содержание источника точно по теме исследования, то он оценивается в пять баллов. Если он близок к изучаемой теме – четыре балла, если его содержание отвечает теме косвенно или в рамках упоминания, цитаты или ссылок на изучаемое явление – три балла. Если источники будут полезны с точки зрения сравнения, проведения аналогий с другими явлениями, но данный анализ не будет проведен в работе, а необходим для полного понимания изучаемого явления – два балла. И один балл, если данный источник, возможно, будет использован, но полной уверенности в этом нет. В результате на первые места в плане просмотрового чтения ставятся источники, имеющие наивысшие баллы, а на последние – наименьшие.