II. Выполнить практическую работу

Специальность: 060301 «Фармация»

Предмет: Аналитическая химия

Раздел 3: Количественный анализ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №21

ТЕМА: 3.6.1.:

«Рефрактометрия однокомпонентных растворов.

Анализ концентрированного раствора натрия гидрокарбоната».

ЦЕЛИ:

1. Изучить устройство прибора - рефрактометра.

2. Научиться устанавливать нулевую точку прибора.

3. Научиться проводить анализ концентрированного раствора натрия гидрокарбоната.

4. Научиться выполнять расчеты при рефрактометрическом анализе концентратов.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:лаборатория химии.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ:180 минут

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ:

Оборудование: рефрактометр

Исследуемые вещества и реактивы: концентрат натрия гидрокарбоната 5%, раствор хлороводородной кислоты, вода очищенная

Посуда: набор пробирок, пенициллиновые склянки, глазные пипетки

Вспомогательный материал: фильтровальная бумага.

Информационный материал: таблицы показателей преломления растворов

К занятию студенты должны ЗНАТЬ:

1.Классификацию методов.

2.Характеристику оптических, хроматографических и электрохимических методов.

3.Рефрактометрический метод анализа

4. Расчеты при рефрактометрическом определении концентратов.

5.Основные вопросы аналитической химии.

ПЗ №21 ФГОС 2009 года – 2 –

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1.Какие методы анализа относятся к инструментальным методам анализа?

2.Какие виды хроматографии вы знаете?

3.На чем основан фотоколориметрический метод анализа?

4.Какие определения относятся к физическим методам анализа?

5. Какой метод носит название метода рефрактометрии?

6. Что называют показателем преломления?

7. От чего зависит показатель преломления?

8. В чем преимущества метода рефрактометрии?

9. Где в фармацевтическом анализе используется метод рефрактометрии?

10.Как называется прибор для определения показателя преломления?

11.Какие детали являются главными в рефрактометре?

12.Для чего предназначено осветительное окно?

13.Для чего предназначен винт справа?

14.Для чего предназначен винт слева?

15.Для чего предназначено круглое оконце с зеркальной шторкой?

16.Для чего предназначен юстировочный ключ?

17.По какому веществу устанавливается нулевая точка прибора?

18.Чему равен показатель преломления воды очищенной?

19.Какой приказ регламентирует допустимые нормы отклонений?

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

В тетрадях для самостоятельных работ:

1. Напишите уравнения реакций, лежащих в основе качественного анализа лекарственных средств:

а) калия хлорида

б) цинка сульфата

Укажите внешний эффект реакций, свойства осадков.

2. Напишите уравнение реакции, лежащей в основе количественного определения пероксида водорода методом перманганатометрии. Решите ОВР.

Решите задачу:

3. На анализ поступил концентрированный раствор калия бромида 20%. Обоснуйте контроль качества данного концентрата по соответствующему приказу. Опишите полный химический анализ. Сделайте заключение о качестве приготовленного концентрата, если n = 1,3561.

ПЗ №21 ФГОС 2009 года – 3 –

На занятии студенты должны:

I. Ответить на вопросы входного контроля.

II. Выполнить практическую работу

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

1. Изучить устройство прибора рефрактометра.

2. Зарисовать прибор, обозначить его части.

3. Изучить алгоритм работы на рефрактометре.

4. Установить 0- пункт прибора рефрактометра.

5. Провести полный химический анализ 5% раствора натрия гидрокарбоната:

а) качественный анализ (выполнить полумикрометодом с раствором хлороводородной кислоты).

б) количественное определение на приборе рефрактометре:

- определить показатель преломления исследуемого раствора.

- рассчитать концентрацию, используя фактор показателя преломления.

в) оформить протокол анализа в дневнике.

г) зарегистрировать анализ в соответствующем журнале.

III. Ответьте на вопросы выходного контроля.

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЯ СТУДЕНТЫ ДОЛЖНЫ:

знать:

- теоретические основы аналитической химии;

- методы количественного анализа;

уметь:

- грамотно оформлять и обрабатывать полученные результаты;

- уметь по химическим свойствам веществ, в том числе лекарственных, подбирать методы качественного и количественного анализа;

- применять методы количественного анализа при контроле различных исследуемых веществ;

- работать с приборами (ФЭК, рефрактометр и др.).

ПЗ №21 ФГОС 2009 года – 4 –

Приобретаемые компетенции:

1.Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных

ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде.

2. Профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно – гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.1. Изготовлять лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждения здравоохранения.

ПК 2.3.Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1.А.А.Ищенко «Аналитическая химия» М. «Академия» 2012 г. стр.202 – 252, 261 – 286 (выборочно);

2.Полеес М.Э., Душечкина И.Н. «Аналитическая химия. М.: Медицина, 2010 стр.254 – 289 (выборочно).

3. Конспект лекции.

Дополнительная:

1. Барсукова З.С. «Аналитическая химия». М.: Высшая школа, 2008.

2. Харитонов Ю.Я., «Аналитическая химия». Москва «Высшая школа», 2007. 3. Логинов Н.Я., Воскресенский А.Г., Солодкин И.С. «Аналитическая химия», М., Химия, 2007.

4. Пилипенко А.Т., Пятницкий И.В. "Аналитическая химия" в 2-х книгах.

М., Химия, 2008.

Наши рекомендации