Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Компьютерные презентации по основным темам дисциплины:
· Белки и нуклеиновые кислоты;
· Углеводы и жиры;
· Основные этапы обмена веществ;
· Ферменты и их свойства;
· Гормоны и их свойства;
· Биохимия мышц;
· Источники энергии при мышечной работе.
2. Компьютер, проектор, экран.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению 050100 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Физическая культура»
Автор: Лезарева Т. А., канд. биол. наук, доцент кафедры спортивных дисциплин
Рецензент:
Рабочая программа дисциплины
обсуждена на заседании кафедры
Протокол № от « » 201 г.
Зав. кафедрой спортивных дисциплин ________________ Енютин В. Ф.
Одобрено методической комиссией факультета
Протокол № от « » 201 г.
Председатель _________________ Волчкова Т. Л.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске
Факультет педагогического образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Анжеро-Судженск - 2011
Дисциплина «Биохимия» изучается студентами факультета педагогического образования (профиль подготовки Физическая культура) на 1 курсе.
Основная цель изучения данной дисциплины: обеспечить студентов не только базовыми и современными практическими знаниями об основных биохимических процессах в организме человека, но и научить их практически реализовать полученные знания в различных образовательных учреждениях – по месту будущей профессиональной деятельности выпускников.
Успешность изучения данной дисциплины зависит от степени осознания своей деятельности. Рефлексивная деятельность должна относиться не только к самостоятельному изучению учебника, но и включать в себя исследовательскую деятельность, в которой приходится принимать участие. Это могут быть лекции, практические занятия, написание реферативных работ.
Основной вид учебных занятий по дисциплине согласно требованиям учебного плана и рабочей программы – лекции и практические занятия. Не смотря на то, что лекция представляет собой монолог преподавателя и относительно пассивную позицию студента, следует обеспечить активную познавательную деятельность на учебных занятиях подобного вида. Для этого:
- заведите отдельную тетрадь для записи лекций по дисциплине и тетрадь для выполнения практических заданий;
- не старайтесь записывать дословно все, что говорит преподаватель, фиксируйте лишь самые главные мысли. Чтобы запомнить примеры, которые приводит преподаватель по ходу лекции, обозначайте их в скобках с помощью ключевых слов.
- не забывайте записывать тему лекции, ее план и литературу, которую предлагает преподаватель для дополнения и углубления знаний по изучаемой теме;
- ключевые понятия, их дефиниции выделяйте подчеркиванием, цветом или каким – либо другим способом;
- используйте в процессе записи лекции условные обозначения. Например, «!» - важно; «?» - уточнить в учебнике или задать вопрос педагогу; «+» - дополнить и т.д.;
- записывая лекционный материал, оставляйте широкие поля. Это позволит дополнить материал, уточнить его в случае необходимости;
- обязательно повторяйте предыдущий материал пред новой лекцией. При этом для лучшего усвоения и осознания материала можно выполнять различные задания: составить собственный план лекции, придумать свои примеры на основные теоретические положения, составить вопросы по материалу лекции, разработать опорный конспект, если вы хорошо рисуете, можно проиллюстрировать какой – то фрагмент лекции. Обеспечивает усвоение материала составление кроссвордов, ребусов, викторин, тезауруса, формально – логических моделей и пр. Чем активнее вы работаете с материалом лекции, тем лучше Вы его запоминаете и понимаете.
Другой вид учебных занятий, применяемых при изучении дисциплины «Биохимия» - практические занятия. Программа по дисциплине предполагает самостоятельные практические задания по изученному курсу. Для этого необходима дополнительная тетрадь. В данной тетради студент может записывать теоретические положения, не рассмотренные на лекциях, самостоятельные конспекты из учебника, готовиться к творческим заданиям по дисциплине.
Поскольку в процессе изучения дисциплины сдается экзамен (2 семестр), то особое внимание следует уделить требованиям, которые предъявляются к ответам:
- начинать ответ на вопрос следует с сущностной характеристики основного понятия;
- готовясь к ответу, нужно составить его план, что позволит выстроить его последовательно и логично;
- отвечать следует точно на поставленный вопрос;
- каждое теоретическое положение необходимо подтверждать примерами, что будет свидетельствовать об осмыслении материала;
- если данный вопрос рассматривался на разных дисциплинах, установите междисциплинарные связи, продемонстрируйте знание разных подходов к решению проблемы;
- в случае если вопрос по-разному рассматривается в науке, в ответе делайте ссылку на того педагога, чью точку зрения Вы излагаете;
- помните, что ответ на любой вопрос завершается выводом;
- если Вам будет задан дополнительный вопрос, не спешите с ответом, попросите у преподавателя время на обдумывание ответа; если затрудняетесь с ответом, извинитесь и попросите задать Вам другой вопрос;
- не читайте по бумажке, общайтесь с преподавателем, старайтесь говорить четко, понятно и достаточно эмоционально;
В процессе изучения дисциплины прислушивайтесь ко всем рекомендациям, которые дает вам преподаватель, и старайтесь следовать им. В этом случае изучение дисциплины «Биохимия» будет не только полезным для вашей дальнейшей профессиональной деятельности, но и станет увлекательным занятием.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске
Факультет педагогического образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОХИМИЯ»
Анжеро-Судженск – 2011
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет»
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» в г. Анжеро-Судженске
Факультет педагогического образования
ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Анжеро-Судженск – 2011
Раздел 1. Строение и свойства важнейших химических соединений, входящих в состав организма человека
Лекция 1. Белки, углеводы, жиры и нуклеиновые кислоты
Организм человека имеет следующий химический состав: вода-60-65%, органические соединения- 30-32%, минеральные вещества- 4%.
Наибольшее значение для живых организмов имеют органические соединения. Важнейшими классами органических соединений, входящих в живые организмы, являются белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды