Наиболее значимые отечественные научные школы
Успешно развивались традиции отечественных научных школ в химической науке. Широко известны исследования школы Л.А.Чугаева по комплексным соединениям, школы Н.Д.Зелинского - по проблемам превращений углеводородов и нефтехимии, Н.С.Курнакова и его школы - по разработке методов физико-химического анализа. Исследования по химии углеводородов позволили С.В.Лебедеву еще в 30-е годы разработать первый в мире промышленный способ получения синтетического каучука, что положило начало широкому развитию химии полимеров и созданию разнообразных полимерных материалов, внесло значительный вклад в развитие химии высокомолекулярных соединений, в частности химии полимеров (В.А.Каргин, К.А.Андрианов, С.С.Медведев и др.).
Значительны успехи ученых Академии в органической химии и промышленном осуществлении органического синтеза, в области катализа. Изучение закономерностей гетерогенного и гомогенного катализа А.А.Баландиным и развитие теории нестационарных каталитических процессов Г.К.Боресковым позволили создать высокоэффективные и избирательно действующие катализаторы.
Работы ученых Академии по существу положили начало новому направлению - химии элементоорганических соединений. Возникновение этого направления связано с именем А.Н.Несмеянова и его школы. Развитию элементоорганической химии способствовали труды А.Е.Арбузова и его учеников по химии фосфорорганических соединений и Г.А.Разуваева и его последователей по химии металлоорганических соединений. Установлены закономерности образования органических соединений различных элементов периодической системы Менделеева, их превращения в различных реакциях и особенности химической связи. В результате этих исследований синтезированы принципиально новые типы веществ и материалов.
Широкую известность получили работы Н.Н.Семенова и его учеников в области химической кинетики и прежде всего в создании теории цепных химических реакций, теории горения и детонации; Н.Н.Семеновым открыты разветвленные цепные реакции. За исследования цепных химических реакций Н.Н.Семенову и английскому химику С.Хиншелвуду была присуждена Нобелевская премия 1956 г. по химии. В институтах Академии выполнены фундаментальные исследования кинетики различных химических реакций, развиты новые физические методы стимулирования химических превращений воздействием радиации, лазерного излучения, плазмы, ударных волн. Исследован низкотемпературный предел химических реакций, обнаружена и изучена аномально быстрая полимеризация.
Работы И.П.Бардина, А.А.Байкова и их последователей оказали большое влияние на развитие черной и цветной металлургии, создание промышленной технологии различных металлических материалов, новых металлургических процессов.
Ученые Академии предложили эффективные методы получения высокопрочных конструкционных материалов, жаростойких материалов и покрытий, высокочистых веществ, полупроводниковых и других специальных материалов.
16. Наиболее значимые отечественные научные школы в органической химии
Школа Зелинского Николая Дмитриевича. Зелинский создал крупную школу учёных, внёсших фундаментальный вклад в различные области химии. Среди его учеников: академики АН СССР А. А. Баландин, Л. Ф. Верещагин, Б. А. Казанский, К. А. Кочешков, С. С. Наметкин, А. Н. Несмеянов; члены-корреспонденты АН СССР Н. А. Изгарышев, К. П. Лавровский, Ю. Г. Мамедалиев, Б. М. Михайлов, А. В. Раковский, В. В. Челинцев, Н. И. Шуйкин; профессора В. В. Лонгинов, А. Е. Успенский, Л. А. Чугаев, Н. А. Шилов и другие. Размах научной деятельности Н. Д. Зелинского необычайно широк. Зелинского правильнее всего отнести к химикам-романтикам, т. е. к той категории ученых, которые не ограничиваются какой-нибудь одной, хотя бы и очень важной областью науки, а захватывают, в своих исследованиях, целый ряд вопросов или даже проблем, часто не имеющих между собою непосредственной связи. Их беспокойный ум не может, как это делает ученый-классик, выбрать себе прямую и дальнюю дорогу, а жаждет все новых и новых путей, жаждет познать тайны многих неизвестных областей. Н. Д. Зелинский — глава обширной химической школы и роль его в развитии органической химии в нашей стране чрезвычайно велика. Общее число учеников Н. Д. Зелинского достигает 130 человек.
Школа Сергея Васильевича Лебедева. Исследования по химии углеводородов позволили С.В.Лебедеву еще в 30-е годы разработать первый в мире промышленный способ получения синтетического каучука, что положило начало широкому развитию химии полимеров и созданию разнообразных полимерных материалов, внесло значительный вклад в развитие химии высокомолекулярных соединений, в частности химии полимеров.
Школа Алексея Александровича Баландина. Алексей Александрович Баландин – советский химик, создатель научной школы
в области катализа. Неразрывно с научной работой академик занимался преподавательской деятельностью, сразу же после окончания МГУ став преподавателем на химфаке университета. В 1939 г. Алексей Александрович организовал здесь же лабораторию по органическому катализу, где студенты выполняли курсовые и дипломные работы. В 1940 г. эта лаборатория переросла в кафедру органического катализа, которую он возглавил. Великий ученый несколько десятков лет занимался активной научно-педагогической работой. В деле обучения и воспитания специалистов и ученых по органическому катализу им было сделано очень много. Были подготовлены сотни выпускников по специальности "органический катализ", 69 кандидатов наук, 18 докторов и профессоров. Некоторые из них стали членами республиканских академий и лауреатами различных премий.
Чем руководствовался Алексей Александрович как учитель? В сущности, основы всех его методов заложили в него родители в период домашнего обучения, учителя в частной гимназии в Москве и его научный наставник академик Н. Д. Зелинский. Методика и цели этого опыта просты, а именно: надо вызвать собственное мышление у ученика, направить его в необходимом русле и предоставить ему максимальную свободу в саморазвитии на этом пути.