Задания для самостоятельного решения. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ТЕТРАДЬ

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ

УЧАЩЕГОСЯ ГРУППЫ __________________

__________

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ______________ Саяпина Н.В.

Мозырь

ОТМЕТКА О ВЫПОЛНЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

№ ПР ДАТА ОТМЕТКА ПОДПИСЬ
     
     
     
     
     
     
     
     

Общие правила безопасного поведения в кабинете химии

1. Прежде чем приступить к выполнению практических работ, необходимо подробно изучить порядок их проведения и далее при выполнении строго следовать указаниям, приведенным при описании опытов.

2. Следует строго соблюдать все указания преподавателя по безопасному обращению с приборами и реактивами.

3. В кабинете химии ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

Fпринимать пищу и напитки;

Fпробовать реактивы на вкус;

Fиспользовать химическую посуду не по назначению;

Fбрать руками твердые сыпучие реактивы (для этого используются специальные ложечки, совочки и шпатели);

Fоставлять открытыми склянки с реактивами;

Fвыливать и высыпать избыток реактивов обратно в сосуд с основным количеством реактива;

Fвыливать содержимое пробирок в раковину после проведения эксперимента;

Fсамостоятельно проводить опыты, не предусмотренные практической работой;

Fпри нагревании жидкостей направлять отверстие сосуда на себя или на соседа;

Fзажигать спиртовку от зажигалки или другой спиртовки (для этого используют зажженную лучину или спички);

Fзадувать пламя спиртовки (гашение пламени спиртовки производится с помощью специального колпачка);

Fрезко вдыхать пары вещества при обнаружении его по запаху (для этого необходимо осторожно направит поток газа от отверстия пробирки к себе);

Fвыбрасывать в урну использованные фильтры, реактивы, битое стекло, обрывки бумаги и т.п. (перечисленные материалы собираются в специально отведенные емкости).

4. Если вы случайно разлили (рассыпали) реактивы, или реактив попал на кожу или одежду, необходимо об этом сразу сообщить преподавателю или лаборанту и далее следовать их указаниям.

5. По окончании опытов рабочее место необходимо привести в порядок и вымыть руки с мылом.

Практическая работа № 1 «____» ____________________ 20_____ г.

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

Цель: закрепить знания о классификации, условиях протекания химических реакций, развивать умения практически осуществлять химические реакции.

Оборудование: пробирки, спиртовка, держатель для пробирок, газоотводная трубка, ложка для сжигания веществ.

Реактивы: цинк, медь (проволока), углерод (уголь), растворы соляной кислоты, гидроксида натрия, серной кислоты, хлорида бария, сульфата меди (II), железный гвоздь, фенолфталеин.

G Соблюдайте правила техники безопасности!

Ход работы

1. Проведите возможные химические реакции между веществами.

2. Составьте уравнения проведенных химических реакций, дайте им характеристику по следующему плану:

1) Соотношение числа и состава исходных веществ и продуктов реакции (соединения, разложения, замещения, обмена);

2) Изменение степени окисления атомов (окислительно-восстановительная (ОВР), без изменения степени окисления);

3) По выделению или поглощению энергии (экзотермическая, эндотермическая);

4) Направлению протекания реакции (обратимая, необратимая);

5) Участию катализатора (каталитическая, некаталитическая);

6) Наличию раздела фаз в реакционной среде (гомогенная, гетерогенная).

3. Для уравнений окислительно-восстановительных реакций составьте электронный баланс.

4. Результаты опытов занесите в таблицу.


Задание Наблюдения Уравнение химической реакции
1. Прокалите в пламени спиртовки зачищенную медную проволоку. Проволока покрывается черным налетом     2Cu0 (тв.)+ Задания для самостоятельного решения. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - student2.ru (г.) Задания для самостоятельного решения. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - student2.ru 2Cu+2O‒2(тв.)   Сu0 – 2ē → Cu+2 4 2 Задания для самостоятельного решения. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ - student2.ru + 2∙2ē → 2O‒2 2 1
2. Проведите реакцию взаимодействия цинка с соляной кислотой.      
3. Проведите реакцию взаимодействия хлорида бария с серной кислотой.      
4. В ложечке для сжигания веществ подожгите измельченный уголь.      
5. Проведите реакцию нейтрализации гидроксида натрия (предварительно добавьте 2–3 капли фенолфталеина) серной кислотой.      
6. В пробирку с сульфатом меди (II) поместите железный гвоздь.      
7. Поместите в пробирку немного оксида кальция, прилейте к нему раствор соляной кислоты.      

(в молекулярном, ионном виде или электронный баланс) Характеристика реакции
    восстановитель   окислитель 1) соединения 2) ОВР 3) экзотермическая 4) необратимая 5) некаталитическая 6) гетерогенная
  1) 2) 3) 4) 5) 6)
  1) 2) 3) 4) 5) 6)
  1) 2) 3) 4) 5) 6)
  1) 2) 3) 4) 5) 6)
  1) 2) 3) 4) 5) 6)
  1) 2) 3) 4) 5) 6)

5. Сделайте вывод.

____________________________

Задания для самостоятельного решения

1. Укажите агрегатное состояние при комнатной температуре следующих веществ:

H2O (______), CO2 (______), CaCO3 (____), Zn (____), Cu (_____), C (_____), Na2CO3(___), H2SO4(_____).

2. Определите степени окисления атомов в следующих веществах:

HCl, H2SO4, Zn, ZnSO4, ZnCl2, CO2, H2O, CuO, Na2CO3, Na2SO4, CuSO4.

3. В уравнении реакции H2SO4 (…) + Zn(…) → ZnSO4(…) + H2(…)↑+Q укажите агрегатное состояние веществ, степени окисления атомов и дайте полную характеристику реакции по всем признакам классификации.

________

Практическая работа № 2 «____» ___________________ 20____ г.

Наши рекомендации