Http://humbio.Ru/humbio/biochem/000b6185.Htm - биохимия человека
10. http://lib.e-science.ru/book/?c=11 – чтение учебников по биохимии онлайн.
Практическое занятие 2. Вода и ее значение в организме человека.
Минеральные вещества и их значение в организме человека
Практическое занятие проводится в форме семинара. Студенты должны знать свойства и функции воды и минеральных веществ в организме.
Основные теоретические положения.
Содержание воды в организме взрослого человека около 60-65% от массы тела, причем у детей эта цифра еще выше, а в стареющем организме воды меньше и ее содержание может сократиться до 50%.
При потере только 4-5% воды возникает сильная жажда и наблюдается значительное снижение работоспособности, потеря 10-15% воды приводит к тяжелым нарушениям обмена веществ, а потеря 20-25% воды уже не совместима с жизнью Распределение воды между органами и тканями организма неравномерно. Жидкости организма (кровь, лимфа, спинномозговая жидкость) содержат 80-90% воды, во внутренних органах и мышцах содержание воды 70-80%, в костях воды еще меньше - 20-40%. Самое низкое содержание воды отмечается в эмали зуба - около 1%.
· Большая часть воды (2/3) находится внутри клеток и называется внутриклеточной.Остальная часть воды (1/3) входит в состав внеклеточной и спинномозговой жидкости, плазмы крови, лимфы. Такая вода получила название - внеклеточная. В жидкой воде каждая молекула с помощью водородных связей соединяется с тремя или четырьмя соседними молекулами. Благодаря огромнейшему количеству водородных связей в0Да по сравнению с другими жидкостями имеет большую теплоемкость и теплоту испарения, высокую температуру кипения и плавления, высокую теплопроводность. Наличие таких качеств позволяет воде активно участвовать в терморегуляции.
· Вода обладает низкой вязкостью и представляет собой весьма подвижную жидкость. Причиной высокой подвижности воды является очень малое время существования водородных связей (время полужизни каждой водородной связи менее 10~9с!). Поэтому в воде постоянно происходит образование и разрушение большого количества водородных связей, что обусловливает данное свойство. Вследствие высокой текучести вода легко циркулирует по различным полостям организма (кровеносным и лимфатическим сосудам, межклеточным пространствам и т. д.).
· Благодаря выраженной полярности молекул воды в ней растворяются различные органические и неорганические вещества, тоже имеющие полярные молекулы. (Большинство химических соединений, входящих в живые организмы, обладают полярностью и поэтому хорошо растворяются в воде.
· Вода - универсальный растворитель.Большинство химических соединений организма растворимы в воде.
· Вода вследствие низкой вязкости легко перемещается по кровеносным и лимфатическим сосудам, по межклеточным пространствам и переносит растворенные в ней вещества. Таким образом вода выполняет транспортную функцию.
· Вода участвует в поддержании постоянства температуры тела, т. е. выполняет терморегуляторную функцию.
· Вода образует гидратнуюоболочку высокомолекулярных соединений (белков, полисахаридов) и тем самым способствует их стабильности.
· Вода является активным участником обмена веществ.Расщепление пищевых веществ в процессе переваривания происходит исключительно путем гидролиза, т. е. с участием воды. Вода является конечным продуктом ряда химических процессов, протекающих в организме. Большое количество воды (около 400 мл в сутки) образуется в процессе тканевого дыхания.
Средняя суточная потребность взрослого человека в воде 2,5-2,8 л (40 мл на 1 кг массы тела). У детей при расчете на 1 кг массы тела потребность в воде в несколько раз выше, чем у взрослых Обмен воды находится под контролем нервно-гормональной регуляции.
В организме человека содержится около 3 кг минеральных (неорганических) веществ, что составляет 4% от массы тела. Минеральный состав организма очень разнообразен, и в нем можно обнаружить почти все известные минеральные элементы, однако содержание их неодинаково.
Минеральные элементы, входящие в состав организма в больших количествах (десятки и сотни граммов и даже более) получили название макроэлементы. Остальные минеральные элементы находятся в организме в очень малых количествах и поэтому называются микроэлементами
Вопросы, выносимые на обсуждение.
1. Содержание и распределение воды в организме.
2. Физико-химические свойства воды.
3. Биологическая роль воды.
4. Поступление и выведение воды из организма.
5. Регуляция водного баланса.
6. Нарушения водного баланса.
7. Понятие о минеральных веществах. Макро и микроэлементы.
8. Распределение минеральных веществ в организме.
9. Поступление и выведение минеральных веществ из организма.
10. Биологическая роль минеральных элементов.
Литература.
1. Биологическая химия: учебное пособие для вузов [Текст] / Ю. Б. Филиппович, Н. И. Ковалевская [и др.]; под ред. Н. И. Ковалевской. – М.: Академия, 2005. – 254 с.
2. Гидранович, В. И. Биохимия [Текст] / В. И. Гидранович, А. В. Гидранович. – М.: Тетрасистемс, 2010. – 528 с.
3. Михайлов, С. С. Спортивная биохимия: учебник для вузов и колледжей физической культуры [Текст] / С. С. Михайлов. – М.: Советский спорт, 2004. – 219 с.
4. Димитриев, А. Д. Биохимия [Текст] / А. Д. Димитриев, Е. Д. Амбросьева. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 168 с.
5. Кнорре, Д. Г. Биологическая химия [Текст] / Д. Г. Кнорре, С. Д. Мызина. – М.: Высшая школа, 1998. – 479 с.
6. Чиркин, А. А. Биохимия [Текст] / А.А. Чиркин, Е. О. Данченко. – М.: Медицинская литература, 2010. – 608 с.