В тетрадях по самоподготовке:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ №18

ТЕМА 3.4.2: «Методы осаждения. Определение массовой доли калия иодида вариантом Фаянса. УИРС (определение массовой доли нитрата серебра методом тиоцианометрии, хлорида натрия вариантом Фольгарда)».

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

1.Закрепить теоретические знания по методам аргентометрии (методы Мора, Фаянса, Фольгарда);

2. Научиться:

а) определять массовую долю калия иодида по результатам титрования (методом Фаянса);

б) определять массовую долю нитрата серебра по результатам титрования методомтиоцианометрии (УИРС);

в) определять массовую долю хлорида натрия по результатам титрования методомФольгарда (УИРС);

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:лаборатория химии.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ:180 минут.

ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: Таблица « Периодическая таблица химических

элементов Д.И.Менделеева».

Экспериментальные задачи: растворы калия иодида, нитрата серебра, натрия хлорида;

Реактивы: рабочий раствор нитрата серебра с молярной концентрацией эквивалента 0,1 моль/л; рабочий раствор тиоцианатом (роданида ) аммония с молярной концентрацией эквивалента 0,1 моль/л; 5 % раствор уксусной кислоты ; раствор азотной кислоты с молярной концентрацией эквивалента 6 моль/л, индикаторы: железоаммонийные квасцы, эозинат натрия, бромфеноловый синий.

Оборудование: мерные пипетки на 1,2, 5 и 10 мл, мерные колбы, мерные пробирки, колбы для титрования, пробирки.

Вспомогательный материал: фильтровальная бумага, вощаная бумага.

ПЗ №18 ФГОС 2009 года – 2 –

К занятию студенты должны ЗНАТЬ:

1. Основные сведения о титриметрическом анализе.

2. Требования к реакциям в титриметрическом анализе.

3. Классификация методов и способы титрования.

4. Способы выражения концентрации рабочего раствора.

Растворы с молярной концентрацией эквивалента, молярные растворы. Титр.

5. Титрованные растворы. Растворы с титром приготовленным и титром

установленным.

6. Исходные вещества. Требования к исходным веществам.

7. Вычисления в титриметрическом анализе.

8. Понятие о поправочном коэффициенте. Способы его нахождения.

9. Сущность методов осаждения, требования к реакциям осаждения.

10. Аргентометрия (метод Мора):

- титрант,

- среда,

- индикатор,

- переход окраски,

- основное уравнение реакции.

11. Аргентометрия (метод Фаянса):

- основное уравнение,

- условия титрования,

- использование адсорбционных индикаторов:

ü бромфенолового синего,

ü эозината натрия для определения галогенидов,

- титрант,

- среда,

- индикатор,

- уравнения реакции,

- определение точки эквивалентности.

12. Аргентометрия (метод Фольгарда):

- уравнение метода,

- условия титрования,

- индикатор.

13.Тиоцианометрия:

- титрант,

-среда,

-индикатор,

-переход окраски,

-основное уравнение реакции,

-применение в фармацевтическом анализе.

ПЗ №18 ФГОС 2009 года – 3 –

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Какой анализ называют титриметрическим?

2. Что показывает молярная концентрация эквивалента?

3. Что показывает титр раствора?

4. Что показывает титр по определяемому веществу?

5. Что такое точка эквивалентности?

6. Как фиксируют точку эквивалентности?

7. Какие требования предъявляют к реакциям в титриметрическом анализе?

8. Какие существуют методы титриметрического анализа?

9. Какие методы называются методами осаждения?

10. Какие требования предъявляются к реакциям в методах осаждения?

11. В зависимости от чего и как классифицируются методы осаждения?

12. Какой метод аргентометрии называют методом Мора?

13. Какие вещества определяют методом Мора?

14. Почему методом Мора нельзя определять иодиды?

15. Какой индикатор применяют в методе Мора, и как фиксируется точка эквивалентности?

16. При каких условиях ведут титрование методом Мора?

17. Почему нельзя титровать в

- кислой среде?

- щелочной среде?

- аммиачной?

18. Почему титрование методом Мора следует проводить при комнатной температуре?

19. Почему титрование следует проводить при энергичном взбалтывании?

20. Почему титрование методом Мора нельзя проводить на ярком солнечном свету?

21. Какое вещество используют для стандартизации рабочего раствора нитрата серебра?

22. Какой метод называют методом Фаянса?

23. В какой среде ведут титрование по методу Фаянса?

24. Какую роль играет уксусная кислота в методе Фаянса?

25. Какие индикаторы применяют в этом методе?

26. Как фиксируется точка эквивалентности при титровании с бромфеноловым синим?

27. Как фиксируется точка эквивалентности при титровании с эозинатом натрия?

28. Какой метод среди аргентометрических методов является методом обратного титрования?

29. В чем сущность обратного способа титрования?

30. Какие рабочие растворы используют в методе Фольгарда?

31. Какой индикатор используется в методе Фольгарда?

32. В какой среде ведут титрование по методу Фольгарда?

33. Какие вещества определят этим методом?

ПЗ №18 ФГОС 2009 года – 4 –

Задания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

В тетрадях по самоподготовке:

а) Напишитеуравнения реакций, лежащих в основе определения массовой доли иодида калия (методом Фольгарда) в растворе.

б) Предложите методы качественного (реакции подлинности или обнаружения) и количественного анализа калия бромида.

Напишите уравнения качественных реакций, укажите внешний эффект, назовите продукты реакций.

Опишите технику выполнения количественного анализа (можно рисунок) всех возможных методов, напишите уравнения реакций, лежащих в основе предложенных методов.

в) Решите задачи:

Задача №1.

Определить массовую долю бромида натрия, в растворе, если из него

было приготовлено разведение 5 – 50. В колбу для титрования было помещено 2 мл приготовленного разведения, добавлено 10 мл (отмеренного мерной пипеткой), раствора нитрата серебра с молярной концентрацией эквивалента 0,05 моль/л и поправочным коэффициентом равном 1добавлено достаточное количество 6М раствора азотной кислоты. Титровали 0,05 моль/л раствором тиоцианата аммония, которого было израсходовано 4 мл.

Задача №2.

Определите массовую долю калия бромида в растворе, если на титрование 2 мл раствора калия бромида потребовалось 3,15мл раствора нитрата серебра с молярной концентрацией эквивалента 0,1 моль/ л и поправочным коэффициентом 0,98 .

На занятии студенты должны:

I. Ответить на вопросы входного контроля.

II. Выполнить практическую работу

ПЗ №18 ФГОС 2009 года – 5 –

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Наши рекомендации