Тема 8. электрохимические процессы

Литература. [1], гл. IX, § 9.2-9.7; задачи для самоконтроля: с. 275, № 9.10 – 9.12;

[2], гл. IX, § 9.1-9.3;

[3], с. 98-106; вопросы и задачи: с. 174-180, № 11-1 – 11-90;

[5], гл. VII, примеры решения задач: с.213 – 216; контрольные вопросы и задачи: с. 218-223, № 21-90.

Вопросы для самопроверки

1. Что называется стандартным электродным потенциалом?

2. Как устроен стандартный водородный электрод?

3. Какие факторы влияют на потенциал металлического электрода?

4. Что такое ряд напряжений металлов? Каков принцип его постро-ения?

5. Что называется гальваническим элементом?

6. Какие реакции протекают при работе гальванического элемента?

7. Как определить электродвижущую силу гальванического элемента?

8. Изложите сущность процесса электролиза расплавов и растворов солей.

9. Какова последовательность электродных процессов на катоде электролизера?

10. Какова последовательность электродных процессов на аноде электролизера?

11. Что такое выход по току и от каких факторов он зависит?

12. Приведите формулировки законов Фарадея.

Должен знать: понятие стандартного электродного потенциала; устройство водородного электрода; принцип работы гальванического элемента; уравнение Нернста; сущность процесса электролиза расплавов и

растворов электролитов; последовательность восстановления катионов на катоде и окисления анионов на аноде; законы Фарадея.

Должен уметь: вычислять электродные потенциалы при нестан-дартных условиях; составлять схему гальванических элементов с указанием анода, катода и направления движения электронов; вычислять ЭДС гальванического элемента, в том числе и для нестандартных условий; составлять схемы процесса электролиза расплавов и растворов электролитов с нерастворимыми и растворимыми электродами; проводить расчеты количества вещества, образующегося при электролизе, времени электролиза или силы тока с использованием законов Фарадея.

ТЕМА 9. КОРРОЗИЯ И ЗАЩИТА МЕТАЛЛОВ

Литература. [1], гл. XI, § 10.1-10.4; задачи для самоконтроля: с. 327, № 10.4. – 10.10; с.337, № 10.11 – 10.15;

[2], гл. IX, § 9.4;

[3], с. 107-112; вопросы и задачи: с. 181-182, № 12-1 – 12-30;

[5], гл. VIII, контрольные вопросы и задачи: с. 242-243, № 1-30.

Вопросы для самопроверки

1. Что называется коррозией металлов?

2. Какие виды коррозии вы знаете?

3. В чем сущность химической и электрохимической коррозии метал-лов?

4. В чем отличие электрохимической коррозии от химической?

5. Каковы причины возникновения коррозионных микрогальвани-ческих элементов?

6. Охарактеризуйте анодный и катодный процессы при электрохи-мической коррозии.

7. Какие существуют методы защиты от коррозии?

8. Приведите примеры и объясните сущность анодной и катодной защиты металлов.

Должен знать: сущность процессов химической и электрохимической коррозии металлов; причины, вызывающие и ускоряющие коррозионные процессы; методы защиты металлов от коррозии, их сущность.

Должен уметь: предвидеть коррозионную стойкость металла по величине его электродного потенциала и характеру среды; описывать анодный и катодный процессы при коррозии с водородной и кислородной деполяризацией; определять, анодным или катодным является покрытие на основном металле и объяснять механизм защиты от коррозии.

ТЕМА 10. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА И ДВОЙНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. КРАТКИЙ ОБЗОР ХИМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ S - И P - ЭЛЕМЕНТОВ

Литература. [1], гл. XI, § 11.1-11.6; контрольные вопросы и задачи для самоконтроля: с. 361, № 11.21 – 11.26; с. 365: № 11.27 – 11.30;-

286, № 1-30.

[5], гл. IX, контрольные вопросы и задачи с. 285 – 286, № 1.30.

[7], гл. IV, § 4.1, с.101 – 108; § 4.2, с. 126 – 135.

Вопросы для самопроверки

1. Какие вещества называются простыми?

2. Дайте определение явлению аллотропии.

3. Что такое полиморфизм?

4. Перечислите характерные особенности металлов и сплавов.

5. Что лежит в основе физико-химического анализа?

6. Какие соединения называются двойными?

7. Перечислите и охарактеризуйте наиболее важные двойные сое-динения.

8. Как и почему изменяются свойства s-металлов I и II групп по мере увеличения порядкового номера?

9. Напишите в общем виде электронные формулы p-элементов III - VII групп; какую валентность в невозбужденном и возбужденном состояниях проявляют эти элементы?

10. Перечислите основные свойства p-элементов III-VII групп пери-одической системы элементов.

Должен знать: определение понятий: простое вещество, аллотропия, полиморфизм; характерные особенности металлов и сплавов; основные свойства двойных соединений: гидридов, оксидов, сульфидов, галогенидов, нитридов, карбидов; основные свойства s-металлов I и II групп и р-элементов III-VII групп периодической системы.

Должен уметь: разбираться в основах физико-химического анализа; записывать электронные формулы s-элементов I и II групп и р-элементов III-VII групп и пояснять проявляемые ими валентности; объяснять, какие свойства р-элементов позволяют использовать их в качестве конструк-ционных, электротехнических и полупроводниковых материалов.

ТЕМА 11. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ

Литература. [1], гл. III, § 3.3-3.4; контрольные вопросы и задачи для самоконтроля: с. 82, № 3.10 – 3.13;

с. 295-297.

[2], гл.IV, §. 4.3; гл. VII, § 7.4;

[5], гл. X, контрольные вопросы и задачи: с. 295-297 № 1.30

Вопросы для самопроверки

1. Какие соединения называются комплексными?

2. Что такое комплексообразователь?

3. Для каких элементов периодической системы Д.И. Менделеева характерно образование комплексных соединений?

4. Что называют координационным числом комплексообразователя?

5. Что такое лиганд? Какие виды лигандов вы знаете?

6. На какие классы подразделяются комплексные соединения?

7. Как происходит электролитическая диссоциация комплексных со-единений?

8. Что называют константой нестойкости комплексного иона?

Должен знать: строение комплексных соединений в соответствии с координационной теорией Вернера; номенклатуру и классификацию комплексных соединений; как ведут себя комплексные соединения в водных растворах.

Должен уметь: указывать внешнюю и внутреннюю сферы ком-плексного соединения, ион-комплексообразователь и его заряд, лиганды, координационное число; называть комплексное соединение; записывать уравнение электролитической диссоциации и выражение для константы нестойкости комплексного иона; объяснять механизм образования хими-ческих связей в комплексных соединениях.

Наши рекомендации