Общий вывод: __

_______

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».

Лабораторная работа№3-4

Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями.

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.

Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

Цель работы:

· изучить свойства сложных неорганических веществ

Приборы и реактивы:

· пробирки, штативы.

· Растворы: HCl, NaOH, K2CO3, CH3COOH, CaO, Fe(OH)3, H2SO4, BaCl2, KOH, Ca(OH)2, Mg(OH)2, CuSO4, FeCl3, K2S, K3PO4, CaCl2, Na3PO4,

· гранулы цинка,

· индикаторы.

Теоретическая часть

Гидролиз –это процесс взаимодействия ионов соли с водой , приводящий к образованию слабого электролита . Все соли можно разделить на 4 группы:

  1. Соль образована сильным основанием и сильной кислотой К24, Na NO3,)– гидролиз не идет , среда нейтральная рН = 7 .
  2. Соль образована слабым основанием и слабой кислотой (MgСО3, Al 2S3, Zn(NO2)2) - гидролиз протекает практически в нейтральной среде рН ближе к 7 , гидролиз идет по катиону и аниону:
  3. Соль образована сильным основанием и слабой кислотой (например : Na2СО3, К2S, Ва(NO2)2, СН3СОО Li ) -гидролиз протекает в щелочной среде рН >7 , гидролиз идет по аниону.
  4. Соль образована слабым основанием и сильной кислотой (MgSО4, AlCL3, Zn(NO3)2, ..) - гидролиз протекает в кислой среде рН< 7 , гидролиз идет по катиону.


Глубина гидролиза зависит от температуры (чаще всего ее приходится повышать) и концентрации раствора (при разбавлении раствора гидролиз усиливается)

Если продукты гидролиза летучи ,или нерастворимы , то он необратим.

Ход работы

Опыт Результат  
Испытание растворов индикаторами В одну пробирку налейте 3-4 мл соляной кислоты, во вторую – столько же раствора гидроксида натрия, в третью – карбоната калия. При помощи кислотно-основных индикаторов определите состав каждой пробирки. 1 пробирка ____ Цвет индикатора________________________________ 2 пробирка ____ Цвет индикатора________________________________ 3 пробирка ____ Цвет индикатора________________________________
Взаимодействие кислот с металами. Поместите в пробирку немного цинковых стружек, прилейте к ним соляной кислоты и нагрейте. Наблюдается __ Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде: ____________ ____________ ____________ ____________
Взаимодействие кислот с оксидами металлов. В пробирку поместить оксид железа (II), прибавить HCl. Наблюдается __ Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ____________ ____________ ____________ ____________
Взаимодействие кислот с основаниями В пробирку поместить гидроксид железа (III) Fe(OH)3 и прилить НСl. Наблюдается _ Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ____________ ____________ ____________ ____________
Взаимодействие кислот с солями В пробирку поместить H2SO4 и добавить BaCl2. Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ____________ ____________ ____________ ____________
Взаимодействие щелочей с солями В чистую пробирку поместить 1 мл раствора FeCl3 и прилить столько же NaOH. Наблюдать появление осадка красно-бурого цвета Fe(OH)3 . Добавить к осадку раствор НСl до растворения его. Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ ____________ ____________
Разложение нерастворимых оснований В пробирку поместить Mg(OH)2 и осторожно нагревать. Наблюдается __ Уравнение реакции в молекулярном виде ____________ ____________
Взаимодействие солей с металлами Внесите гранулу цинка в пробирку с раствором сульфата меди (II), объясните наблюдаемое. Что наблюдаете?______________________________ Уравнение реакции в молекулярном виде, определите тип реакции ____________ ____________ ____________
Взаимодействие солей друг с другом В пробирку поместить Na3PO4 и прибавить столько же раствора CaCl2. Наблюдать появление осадка. Наблюдается _ Уравнение реакции в молекулярном и ионном виде ____________ ____________ ____________ ____________
Гидролиз солей различного типа В пробирку поместить 0,5 мл раствора K2S, а во вторую – 0,5 мл K3PO4 и добавить в каждую по 1 капле фенолфталеина. Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________ _____________ Напишите уравнение реакции. _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ Определите реакцию среды растворов _____________ _____________
  В пробирку поместить 0,5 мл раствора CuSO4 и добавить 1 каплю метилоранжа. Объясните изменение окраски фенолфталеина _____________ _____________ Напишите уравнение реакции. _____________ _____________ _____________ _____________ _____________ Определите реакцию среды растворов _____________ _____________

Общий вывод:_

_______

Условия выполнения задания

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется на занятие в аудиторное время

2. Максимальное время выполнения задания: ____90_______ мин.

3. Вы можете воспользоваться учебником, конспектом лекций

Шкала оценки образовательных достижений:

Критерии оценки:Выполнение работы более 90% –оценка «5»,

70-90% - оценка «4»,

50 -70% - оценка «3»,

Менее 50% - оценка «2».

Лабораторная работа№5

ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ

Цель работы:

· изучить реакции замещения, присоединения, обмена.

Приборы и реактивы:

· растворы: медного купороса (CuSO4 · 5 H2O), BaCl2, H2SO4, NaOH, HCl, NaHCO3 (хлебная сода), скрепка или кнопка, фенолфталеин, раствор азотной кислоты; раствор уксусной кислоты; раствор карбоната натрия; раствор нитрата серебра, раствор медного купороса, CuO (II) (порошок);

· пробирки, пипетки, спиртовка, штатив

Ход работы

Наши рекомендации