Тема 7. Урок как главная организационная форма обучения химии
Изучив тему, вы должны
ЗНАТЬ:
· классификации уроков по разным признакам;
· основные направления совершенствования урока химии;
· методику подготовки, проведения и анализа уроков разных типов.
УМЕТЬ:
· планировать систему уроков по отдельной теме;
· планировать уроки различных типов;
· готовить оборудование, раздаточный материал, средства наглядности к конкретному уроку химии;
· определять цели, главную идею урока и планировать его содержание;
· обоснованно отбирать методы проведения урока на основе поставленных целей, анализа содержания, прогнозируемой деятельности учителя и учащихся;
· работать с методической литературой с целью изучения рекомендаций и педагогического опыта;
· обосновывать выбор структуры и построения урока химии;
· анализировать уроки химии разных типов.
Задания для подготовки к занятию (входной контроль):
1) Основные требования к уроку химии.
2) Классификация уроков по дидактическим целям и по доминирующим методам.
3) Структура урока (дидактические звенья).
4) Подготовка учителя к уроку. Планирование системы уроков.
5) Требования к анализу урока.
Литература:
1. Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе.- М.: Владос, 2000, с. 175-193.
Подготовка сообщения: "Опыт работы учителя-новатора (передового учителя)"
Задания для самостоятельного выполнения:
1. Изучите методическую литературу, освященную планированию, подготовке и организации урока химии. Обобщите знания (Приложение 1).
2. Посетите (просмотрите) урок учителя химии. Сделайте его анализ.
3. Распланируйте (а затем обоснуйте) отдельную тему курса химии.
Для этого:
· изучите, какие темы предшествуют, а какие следуют за выбранной вами темой;
· обратите внимание на число часов, отводимое на изучение темы, включив в них проведение практического занятия (если оно предусмотрено программой) и контрольной работы;
· обоснуйте место темы и ее назначение в курсе химии;
· определите по программе и учебнику новые понятия, которые вводятся в данной теме, и необходимые опорные понятия;
· определите, где в дальнейшем будут использованы вводимые понятия;
· определите, каковы цели изучения темы, в чем выражается ее познавательный и развивающий характер;
· определите последовательность уроков и составьте таблицу, отражающую систему уроков по теме:
№ урока | Тема | Основные познавательные задачи | Химический эксперимент и расчетные задачи | Межпредметые и внутрипредметные связи | Учебно-наглядные пособия |
4. Проанализируйте сценарий двух уроков по одной теме, выявите достоинства и недостатки каждого из них.
5. Докажите важность постановки целей урока. Проанализируйте формулировки целей из различных источников (Приложение 3). Сформулируйте самостоятельно цели обучения, воспитания и развития школьников на различных уроках.
6. Составьте конспект урока передачи и приобретения новых знаний. Обоснуйте планирование этого урока (Приложения 2, 3, 4).
7. Составьте конспект комбинированного урока. Обоснуйте его (Приложения 3, 4).
8. Составьте конспект урока по решению нового типа задач.
9. Смоделируйте проведение урока химии перед группой своих однокурсников.
10. Проведите самоанализ урока.
11. Запишите протокол наблюдения урока однокурсника или учителя химии.
12. Сделайте конструктивный анализ урока, внеся свои обоснованные предложения по его изменению. Примите участие в его обсуждении (Приложение 5).
13. Ознакомьтесь с системой работы учителя химии (на уроках, в классах с углубленным изучением химии, в классах коррекции, в гимназии, ПТУ и пр.). Проанализируйте методику проведения занятий.
14. Посетите факультативное, элективное, дополнительное занятие, экскурсию по химии. Проанализируйте данное мероприятие.
15. Предложите объекты экскурсий по химии. Разработайте ее организацию и проведение, подведение итогов. Сделайте последующий анализ.
16. Ознакомьтесь со структурой технологической карты темы и урока, предложенной Асановой Л.И. (Приложение 6). Какая нормативно-правовая основа положена в их конструирование? Разработайте технологическую карту одного из уроков химии 8 или 9 класса.
Приложение 1
Понятийно-терминологическая карта
по теме
«Урок - основная форма обучения»
Урок – это 40-45-минутное занятие с постоянным составом учащихся при руководящей роли учителя.
Классификация уроков
1. Поосновной дидактической цели: ...
2. По доминирующему методу решения главной дидактической цели:...
3. По характеру содержания:...
4. Уроки в рамках какой-либо технологии обучения.
Структура урока (его этапы):
1. Вводная часть всегда имеют место,
2. Основная часть (кульминация) но выражены не
3. Заключительный этап урока. одинаково
Звено учебного процесса – составная его часть, характеризующаяся определенным видом познавательной деятельности учащихся.
Звенья учебного процесса:
1) выдвижение и осознание учащимися познавательной задачи – подготовка к восприятию новых знаний (мотивация, целеполагание); (воспроизведение необходимых знаний перед изучением нового – актуализация знаний);
2) восприятие нового материала;
3) обобщение знаний, формирование понятий, овладение умениями и т.д.
4) закрепление и совершенствование знаний и практических умений;
5) применение знаний и умений;
6) проверка знаний и умений, анализ учебных достижений.
Основная дидактическая задача урока, определяющая его тип, указывает на то звено учебного процесса, которое будет играть ведущую роль.
Не все звенья могут быть реализованы на каждом уроке. Звенья можно успешно сочетать (1-е и 6-е; 4-е и 5-е).
Организационный момент
Вводная часть включает Создание рабочей доминанты у учащихся
Звено учебного процесса (напр., 6 или 1)
Основная часть одно или несколько звеньев (напр., 2, 4 или 5)
Заключительная часть звено учебного процесса (напр., 4)
подведение итогов урока, домашнее задание.
Выводы:
1) Урок – основная форма обучения в школе. Обучение, воспитание и развитие учащихся осуществляется главным образом на уроках.
2) По основным дидактическим задачам уроки делят на три типа.
3) Уроки каждого типа подразделяют на виды.
4) В структуре урока различают три этапа, а также шесть звеньев учебного процесса.
5) Отдельные этапы урока могут включать в себя различные звенья.
6) Качество урока определяется соответствием результатов обучения поставленным перед уроком целям.