Свойства растворов электролитов
Опыт 1. Сравнение степени диссоциации растворов кислот
и оснований:
а) В три пробирки налейте по 2-3 мл 0,1 N раствора серной, уксусной и борной кислот. В каждую из них добавьте по 2-3 капли раствора метилоранжа. Какую окраску приобрел раствор в каждой из пробирок?
В каждую пробирку бросьте по небольшому кусочку магния.
Что при этом наблюдается? Какой газ выделяется? Изменяется ли окраска индикатора к концу реакции? Почему? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах. От концентрации каких ионов в растворе зависит скорость реакции между кислотой и магнием?
б) В две пробирки налейте 1-2 мл хлорида кальция. В одну пробирку добавьте немного 0,2 N раствора гидроксида натрия, а в другую - 0,2 N раствора гидроксида аммония.
Что при этом наблюдается? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном видах.
Опыт 2.Реакции на ион хлора.
Налейте в пробирку 1-2 мл разбавленной соляной кислоты и добавьте в неё 2-3 капли раствора нитрата серебра.
Что при этом наблюдается? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Проведите в отдельных пробирках реакции между растворами хлорида натрия, хлорида кальция и раствором нитрата серебра.
Какой ион является аналитическим на ион хлора?
Опыт 3. Реакции на ион SO42-
Налейте в пробирку 1-2 мл разбавленной серной кислоты и добавьте в неё 2-3 капли хлорида бария.
Что наблюдается? Напишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Между какими ионами идет реакция?
Проведите в отдельных пробирках реакции между растворами сульфата натрия, сульфата магния и раствором хлорида бария.
Какой ион является аналитическим на ион SO42-?
Опыт 4. Смещение ионного равновесия слабого электролита.
Налейте в одну пробирку 3 мл 0,1 N раствора уксусной кислоты, а в другую - 3 мл чистой воды. Прибавьте в обе пробирки по 2-3 капли метилоранжа. Какую окраску имеет индикатор в каждой пробирке? Почему? Оставьте пробирку с водой для сравнения.
В пробирку с раствором уксусной кислоты насыпьте немного сухого ацетата натрия. Слегка взболтайте содержимое пробирки.
Как изменится окраска раствора? Почему?
Опыт 5. Гидролиз солей.
В 4 отдельные пробирки налейте по 2-3 мл разбавленных растворов следующих солей: в первую - раствор карбоната натрия, во вторую - сульфата алюминия, в третью - карбоната аммония, в четвертую хлорида натрия. В каждую пробирку опустите поочередно розовую и синюю лакмусовые или универсальную индикаторную бумажки. Как изменится окраска индикаторной бумажки в каждой из пробирок? Почему? Напишите в молекулярном и ионном виде уравнения реакций гидролиза солей. В какой пробирке гидролиз не происходит? Почему? Определите рН растворов
Лабораторная работа № 5
Окислительно-восстановительные реакции
Опыт 1.
К 2 - 3 см3 раствора иодида калия KI прилейте несколько капель раствора серной кислоты H2SO4 и добавьте 2 - 3 см3 нитрита калия KNO2. Наблюдайте и опишите изменения в пробирке. Определите изменение степени окисления иода и азота. Какие свойства проявляют эти элементы в данной реакции? Составьте уравнение реакции.
Опыт 2.
К 2 - 3 см3 раствора перманганата калия KMnO4 прилейте несколько капель раствора серной кислоты H2SO4 и добавьте 2 - 3 см3 нитрита калия KNO2. Наблюдайте и опишите изменения в пробирке. Определите изменение степени окисления азота и марганца. Какие свойства проявляют эти элементы в данной реакции? Сравните роль азота в первом и во втором опытах. Составьте уравнение реакции.
Опыт 3.
К 2 - 3 см3 раствора перманганата калия KMnO4 прилейте несколько капель раствора серной кислоты H2SO4 и добавьте 2 - 3 см3 сульфита натрия Na2SO3. Наблюдайте и опишите изменения в пробирке. Определите изменение степени окисления серы и марганца. Какие свойства проявляют эти элементы в данной реакции? Сравните роль марганца во втором и третьем опытах. Составьте уравнение реакции.
Опыт 4.
К 2 - 3 см3 раствора перманганата калия KMnO4 добавьте 2 - 3 см3 сульфита натрия Na2SO3. Наблюдайте и опишите изменения в пробирке Определите изменение степени окисления серы и марганца. Какие свойства проявляют эти элементы в данной реакции? Составьте уравнение реакции.
Опыт 5.
К 2 - 3 см3 раствора перманганата калия KMnO4 прилейте немного раствора щелочи NaOH или KOH и добавьте 2 - 3 см3 сульфита натрия Na2SO3. Наблюдайте и опишите изменения в пробирке. Определите изменение степени окисления серы и марганца. Какие свойства проявляют эти элементы в данной реакции? Сделайте вывод о глубине протекания процесса восстановления марганца в кислой, нейтральной и щелочной средах. Составьте уравнение реакции.
Опыт 6.
К 2 - 3 см3 раствора бихромата калия K2Cr2O7 прилейте несколько капель раствора серной кислоты H2SO4 и добавьте немного кристаллического сульфата железа (II) FeSO4. Наблюдайте и опишите изменения в пробирке. Определите изменение степени окисления хрома и железа. Какие свойства проявляют эти элементы в данной реакции? Составьте уравнение реакции.
Лабораторная работа № 6
Свойства металлов
Опыт 1. Действие кислот на металлы.
1.1. В 1 н. растворы соляной, серной, уксусной кислот поместите по кусочку магния, цинка, железа, меди. Какие продукты получаются? Напишите уравнения реакций.
Опыт 2. Сравнительная активность металлов.
2.1. В пробирки с 2-3 мл водного раствора медного купороса поместите по кусочку железа, цинка, магния. Оставьте на 10 мин. Опишите наблюдения. Напишите реакции.
2.2. Используя кусочки меди, железа, цинка, магния, растворы их солей и разбавленную серную кислоту, по методике 2.1. составьте вытеснительный ряд для предложенных металлов. Определите место водорода в этом ряду.
Опыт 3. Гальванические элементы.
3.1. В 10%-ный раствор серной кислоты поочередно поместите пластинку меди и пластинку цинка. Опишите наблюдения. Напишите уравнения протекающих реакции.
Соберите схему, состоящую из двух электродов медь-цинк, поместите электроды в раствор серной кислоты. Объясните наблюдения. Напишите реакции, протекающие на электродах.
Замкните цепь через лампочку /1В/. Опишите наблюдения в момент замыкания цепи и через 1 мин.
Определите разность потенциалов с помощью вольтметра.
Замкните цепь через насыщенный раствор сульфата натрия /на часовом стекле/, добавив несколько капель спиртового раствора фенолфталеина. Опишите наблюдения.
3.2. Составьте концентрационный гальванический элемент. В стакан, содержащий 1 М раствор сульфата меди, поместите медный электрод. В другой стакан, содержащий 0.0001 М раствор сульфата меди, также поместите медный электрод. Растворы соедините электрохимическим ключом (U -образная трубка, заполненная коллоидным раствором агар-агар, содержащим сульфат магния или натрия). С помощью милливольтметра определите разность потенциалов между электродами.
ТИПОВЫЕ ЗАДАЧИ
1.Составьте математические выражения для скорости прямой реакции:
а) CO + Cl2 Þ COCl2 ; г) 2SO2 + O2 + 2H2O Þ 2H2SO4;
б) 2NO + O2 Þ 2NO2; д) 2C(кр.) + O2 Þ 2CO.
в) CaO(кр.) + CO2 Þ CaCO3;
2. Как изменится состояние равновесия в системах:
2Н2 + O2 Û 2Н2О – 483,6 кДж,
N2 + O2 Û 2NO – 180,8 кДж,
если а) повысить температуру; б) увеличить давление; в) увеличить концентрации продуктов реакции?
3. Вычислите массовую долю, моляльную концентрацию и мольную долю хлорида бария в растворе, содержащем 50 г BaCl2 в 1000 г воды.
4. Cоставьте полные ионные и молекулярные уравнения, соответствующие приведенным кратким уравнениям реакций:
NiOH+ + H+ Þ Ni2+ + H2O;
BO33- + 3H+ Þ H3BO3.
5. Составьте уравнения гидролиза Be(NO3)2, Rb2S, BaCl2 в молекулярном и ионном виде. Укажите рН среды.
6. Определите молярные концентрации ионов Н+ и ОН-; рН и рОН 0,00001 М растворов азотной кислоты и едкого кали, если их степени диссоциации принять равными 1.
7. Вычислить степень окисления подчеркнутых элементов: КBrO3, BaWO4, Cl2O5
8. Определите окислитель и восстановитель в следующих превращениях:
NO2 + H2O Þ HNO3 + HNO2,
HNO2 Þ HNO3 + NO + H2O,
HI + H2SO4 Þ I2 + SO2 + H2O.
9. Подберите коэффициенты в уравнениях реакций, пользуясь методом полуреакций:
a) HBr + H2SO4 Þ Br2 + SO2 + H2O,
б) SO2 + K2Cr2O7 + H2SO4 Þ K2SO4 + Cr2(SO4)3 + H2O,
в) CuS + HNO3 Þ Cu(NO3)2 + H2SO4 + H2O + NO,
г) Na2SO3 + KIO3 + H2SO4 Þ Na2SO4 + I2 + K2SO4 + H2O,
д) Ag + HNO3 Þ AgNO3 + NO2 + H2O,
е) Al + KNO2 + KOH + H2O Þ KAlO2 + NH3,
ж) MnSO4 + KMnO4 + H2O Þ MnO2 + K2SO4 + H2SO4
10.Составьте уравнения возможных реакций:
Zn + H2SO4(разб)Þ; Сu + HCl Þ; Na + HCl Þ; Al + H2SO4(конц) Þ; Ag + H2SO4(конц) Þ; Mg + HNO3(очень разб) Þ.
11. Определите направление перемещения электронов во внешней цепи следующих гальванических элементов:
Fe½Fe(NO3)2½½ Pb(NO3)2½Pb;
Cu½Cu(NO3)2½½ AgNO3½Ag;
Zn½ZnSO4½½ MgSO4½Mg.
Составьте уравнения реакций, протекающих на электродах.
12. Вычислите Э.Д.С. гальванического элемента, образованного никелевым электродом с концентрацией ионов никеля(II) 0,1 моль/л, и хромовым электродом с концентрацией ионов хрома(III) 0,0001 моль/л.
13. Определите массу веществ, выделившихся на золотых электродах в процессе электролиза сульфата меди при силе тока 2 А в течение 40 минут. Составьте уравнения электродных процессов.