Материалы для самоподготовки к усвоению данной темы
Вопросы для самоподготовки к занятию
1) Общая характеристика металлов IБ группы: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, проявляемые степени окисления, изменение химической активности, нахождение в природе.
2) Простые вещества – медь, серебро, золото. Физические и химические свойства.
3) Характеристика соединений серебра: оксида, нитрата, комплексов.
4) Характеристика соединений меди (II): оксида, гидроксида, сульфата, комплексов. Качественные реакции на ионы Сu2+.
5) Биологическая роль металлов IБ группы .
6) Общая характеристика металлов IIБ группы: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, проявляемые степени окисления, изменение химической активности, нахождение в природе.
7) Простые вещества – цинк, кадмий, ртуть. Физические и химические свойства.
8) Токсичность кадмия и ртути.
9) Характеристика оксида и гидроксида цинка. Комплексные соединения цинка.
10) Роль меди и цинка в функционировании живых организмов.
4. Вид занятия:лабораторное занятие.
5. Продолжительность занятия: 2 академических часа.
Оснащение рабочего места
6.1. Дидактический материал: справочник физико-химических величин, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости.
6.2. ТСО: калькуляторы.
6.3. Посуда и приборы:
штатив c пробирками, спиртовка, пробиркодержатель, пипетка | на группу |
6.4. Объекты исследования: | |
медная проволока или стружка; растворы: CuSO4, CuCl2, AgNO3 | на группу |
6.5. Реактивы: | |
вода дистиллированная; растворы: НС1, H2SО4, HNО3(конц. и разб.), 30 %-ный NaOH | на группу |
Содержание занятия.
Типовой тест входного контроля
Выберите один правильный ответ
1. Электронная конфигурация меди в основном состоянии:
1) …3d104s2; 2) …3d94s1; 3) …3d104s1; 4) …3d94s2.
7. Металлическое серебро реагирует с:
1) HCl; 2) HNO3(разб.); 3) HNO3(конц.); 4) H2SO4(разб.).
8. Водный раствор сульфата меди имеет
1) кислую среду; 2) щелочную среду; 3) нейтральную среду.
Узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия
1) Общая характеристика металлов IБ группы: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, проявляемые степени окисления, изменение химической активности, нахождение в природе.
2) Простые вещества – медь, серебро, золото. Физические и химические свойства.
3) Характеристика соединений серебра: оксида, нитрата, комплексов.
4) Характеристика соединений меди (II): оксида, гидроксида, сульфата, комплексов. Качественные реакции на ионы Сu2+.
5) Биологическая роль металлов IБ группы .
6) Общая характеристика металлов IIБ группы: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, проявляемые степени окисления, изменение химической активности, нахождение в природе.
7) Простые вещества – цинк, кадмий, ртуть. Физические и химические свойства.
8) Токсичность кадмия и ртути.
9) Характеристика оксида и гидроксида цинка. Комплексные соединения цинка.
10) Роль меди и цинка в функционировании живых организмов.
Самостоятельная работа студентов
Лабораторная работа.
Опыт 1. Изучение действия кислот на медь
Ход работы
а) Два кусочка медной проволоки положите в пробирку и прилейте в одну 1 мл раствора НС1, а в другую − такой же объем раствора серной кислоты. Происходит ли реакция? Слейте из пробирок кислоты и добавьте (под тягой) в одну разбавленную, а в другую − концентрированную азотную кислоту. Наблюдайте растворение меди и образование в первой пробирке бесцветного, а во второй − бурого газа. Составьте уравнения реакций.
б) В пробирку налейте 1-2 мл раствора хлорида меди, равный объем концентрированной НС1 и положите несколько стружек металлической меди. Раствор нагрейте до кипения и продолжайте нагревание при этой температуре до исчезновения зеленой окраски. В растворе образуется комплексное соединение состава Н[СuCl2], которое относительно непрочно и легко разлагается при разбавлении водой. Налейте в пробирку 3-4 мл воды и влейте в нее полученный ранее раствор. Наблюдайте выпадение белого осадка. Составьте уравнения всех реакций, происходящих в данном процессе.