Необходимый уровень знаний студентов. 7.4.1 Знать способы выражения концентрации растворов.

7.4.1 Знать способы выражения концентрации растворов.

7.4.2 Уметь определять плотность раствора при помощи ареометра.

7.4.3 Уметь пользоваться таблицами зависимости плотности растворов от массовой доли растворенного вещества.

7.4.4 Уметь производить расчеты, необходимые для приготовления растворов заданной концентрации, выраженной различными способами.

7.4.5 Уметь готовить растворы заданной концентрации из сухого вещества и воды; из более концентрированного раствора и воды.

7.4.6 Уметь находить массу или количество растворенного вещества, исходя из концентрации раствора.

7.4.7 Уметь производить расчеты, связанные с переходом от одного способа выражения концентрации раствора к другому.

Задания для самоконтроля

7.5.1 Сколько граммов гидроксида калия нужно растворить в 600 мл воды для получения 16% раствора? Плотность раствора равна 1,15 г/мл.

7.5.2 Какой объем 4% раствора хлорида кальция (плотность см. в табл. 1) требуется для взаимодействия с 120 мл 0,1 М раствора AgNO3?

7.5.3 Определите массовую долю растворенного вещества в 2,64 н. растворе серной кислоты. Плотность раствора серной кислоты равна 1,080 г/мл.

7.5.4 Какие объемы 12% раствора и 3% раствора хлорида натрия нужно смешать для получения 120 мл 8% раствора? При решении задачи воспользоваться данными табл. 1.

Лабораторная работа №8

Малорастворимые электролиты. Произведение растворимости

Цель работы: ознакомление с общими свойствами малорастворимых электролитов и методикой расчетов, связанных с произведением растворимости.

Оборудование и реактивы: конические пробирки, пипетки, стеклянные палочки, фарфоровые чашки, бюретка, металлические щипцы, асбестовая сетка, центрифуга, аналитические весы, электроплитка, эксикатор с осушителем, 0,5 М растворы NaCI; KI; NaOH; 0,25 М растворы CuSO4; FeSO4; Рb(NОз)2 MgSO4; сероводородная вода; насыщенный раствор CaSO4; раствор (NH4)2S; 2н растворы НСI и NH4CI

Теоретические пояснения

Подавляющее большинство электролитов обладает ограниченной растворимостью в воде. На практике часто встречаются гетерогенные системы, в которых осадок малорастворимого электролита находится в равновесии с насыщенным раствором этого электролита:

Необходимый уровень знаний студентов. 7.4.1 Знать способы выражения концентрации растворов. - student2.ru Необходимый уровень знаний студентов. 7.4.1 Знать способы выражения концентрации растворов. - student2.ru (8.1)

осадок кристаллизация раствор

При насыщении раствора скорости процессов растворения и кристаллизации одинаковы, а концентрации ионов над твердой фазой электролита являются равновесными при данной температуре.

Константа равновесия гетерогенного процесса определяется только произведением активностей ионов в растворе и не зависит от активности твердого компонента:

Необходимый уровень знаний студентов. 7.4.1 Знать способы выражения концентрации растворов. - student2.ru (8.2), (8.3)

Таким образом, "произведение активностей ионов в насыщенном растворе малорастворимого электролита при заданной температуре есть величина постоянная, ее называют произведением растворимости и обозначают ПР.

Произведение растворимости как константа равновесия зависит от природы электролита и от температуры, но не зависит от активности ионов в растворе.

Зная, что ПP — величина постоянная при Т = const, можно сказать, что при увеличении концентрации одного из ионов в насыщенном растворе над твердой фазой концентрация другого иона уменьшается.

По известному произведению растворимости электролита Необходимый уровень знаний студентов. 7.4.1 Знать способы выражения концентрации растворов. - student2.ru и активности одного из ионов (аA или аB) можно рассчитать активность другого иона, необходимую для осаждения электролита Необходимый уровень знаний студентов. 7.4.1 Знать способы выражения концентрации растворов. - student2.ru . Математическим условием образования осадка в этом случае является выражение:

Необходимый уровень знаний студентов. 7.4.1 Знать способы выражения концентрации растворов. - student2.ru (8.4)

8.2 Методика проведения опытов

8.2.1 Опыт 1 Условие образования осадков малорастворимых электролитов

В две конические пробирки внесите по 3-5 капель раствора сульфата железа (П); С=0,25 моль/л. В первую пробирку добавьте столько же капель сероводородной воды, а во вторую — раствора сульфида аммония (сделайте это при включенной тяге). Опишите свои наблюдения. При оформлении результатов опыта ответьте на вопросы:

1. В каком случае образовался осадок малорастворимого электролита? Запишите уравнение реакции в молекулярной и ионной форме.

2. При каком условии (а или б) образуется осадок FeS:

a) Необходимый уровень знаний студентов. 7.4.1 Знать способы выражения концентрации растворов. - student2.ru

3. Зная ПРFeS и CFe2+, найдите CS2-, необходимую для осаждения сульфида железа.

8.2.2 Опыт 2 Полнота осаждения иона

В коническую пробирку внесите 4 капли раствора нитрата свинца (С= 0,25 моль/л) и добавьте к нему 6 капель раствора хлорида натрия (С=0,5 моль/л). Отцентрифугируйте осадок. Отберите пипеткой жидкую фазу и перенесите ее в две пробирки по 2-3 капли в каждую. В одну из пробирок добавьте 2-3 капли раствора хлорида натрия (С= 0,5 моль/л), а в другую — иодида калия (С = 0,5 моль/л). Опишите свои наблюдения. При оформлении результатов опыта ответьте на вопросы:

1. Какая реакция идёт в пробирке с нитратом свинца при добавлении хлорида натрия? Составьте молекулярное и ионное уравнения реакции. Укажите признак реакции.

2. В каком из двух случаев после центрифугирования вновь образуется осадок? Составьте ионное уравнение реакции образования осадка. Укажите признак реакции.

3. На основании опыта сделайте вывод о сравнительной величине произведения растворимости хлорида и иодида свинца. Приведите табличные данные и проверьте по ним свое заключение.

8.2.3 Опыт 3 Условие растворения осадков малорастворимых, электролитов

Приготовьте две конические пробирки. Внесите в одну из них 2 капли раствора сульфата железа (П), С = 0,25 моль/л; а в другую - 2 капли раствора сульфата меди (П), С = 0,25 моль/л, В каждую пробирку добавьте по две капли раствора сульфида аммония (сделайте это при включенной тяге). Отметьте появление осадков. К осадкам сульфидов железа и меди добавьте по 5-7 капель соляной кислоты (2н). Наблюдения опишите. При оформлении результатов опыта запишите:

1. Ионные уравнения реакций получения сульфидов железа и меди.

2.Уравнение реакции растворения осадка (молекулярное и ионное). В какой пробирке осадок не растворился?

3. При каком условии (а или б) растворяется осадок малорастворимого сульфида:

а) Необходимый уровень знаний студентов. 7.4.1 Знать способы выражения концентрации растворов. - student2.ru Необходимый уровень знаний студентов. 7.4.1 Знать способы выражения концентрации растворов. - student2.ru

4. Пользуясь приведенными выше соотношениями (а и б) и табличными значениями ПРМеS, объясните, почему один из сульфидов растворился в соляной кислоте, а другой — нет?

8.2.4 Опыт 4 Определение произведения растворимости сульфата кальция

На аналитических весах взвесьте фарфоровую чашку объемом 20-30 мл, прилейте в нее из бюретки 10 мл насыщенного раствора сульфата кальция и поставьте чашку с раствором на разогретую электрическую плитку. Когда вся вода испарится и на стенках чашки появится белый налет гипса, с помощью металлических щипцов перенесите чашку в эксикатор, заполненный осушителем. Спустя 20-30 минут взвесьте чашку и вычитанием из результата взвешивания массы пустой чашки определите массу выделившейся соли.

Определите произведение растворимости сульфата кальция, считая, что осадок соответствует формуле CaSO4 • 0,5Н2О.

Пользуясь табличными данными, определите ошибку измерения в процентах. Ошибка порядка 20% считается приемлемой.

Наши рекомендации