В) и с) полевые структуры разных людей.
Наше с женой родительское общение с дочкой началось ещё в период гестации. Наверное, это характерно для многих родителей. Мысли и слова, обращённые к ребенку, были о том, как сильно мы его любим, как ждем рождения.
Мне, папе, удалось пообщаться с дочкой с первых часов жизни. Пол часа я с ней говорил, хвалил ее силу жизни, рассказывал какая она желанная и как сильно любим.
Реальное психическое или энергетическое (кому как удобнее называть) общение с дочкой началось с её первого дня жизни. Для меня было важно не только бывать рядом, пока жена восстанавливалась после перенесенной операции и наркоза, но и позволение врача прикоснуться, погладить дочку. Вспоминая рассказы дедушки о своем рождении и его требование как можно дольше держать новорожденного рядом мамой, а маме разговаривать с ребенком, — я и сам старался к такому же общению с моей дочкой.
Очень важна уверенность в словах и мыслях в том, что все идет хорошо, что ребенок любим и желанен, что он сильный и здоровый. Находясь рядом, прикасаясь к дочке, я сосредотачивался, думал и проговаривал вслух, как люблю эту маленькую девочку, что она – умница, молодец, здоровая, сильная и желанная. Регулярно использовал самую простую цигуновскую методику усиления энергетической циркуляции в организме: четыре секунды вдох, четыре секунды задержка дыхания, четыре секунды выдох. Обычно было достаточно пяти-шести упражнений, чтобы ощутить тепло в кончиках пальцев, которыми прикасался к дочке и упругость пространства под ладонью. Сосредотачивался на воображении, как энергия из кончиков пальцев, из ладони перетекает к ребенку. Будьте осторожны – с непривычки может возникнуть головокружение.
Не стесняйтесь окружающего персонала! Поверьте – он, медперсонал, на Вашей стороне с заботой, поддержкой и огромным дружелюбием.
Уже на второй день к нашему общению присоединилась жена с массажем «от своей бабушки», именуемым в семье «марашками», так бабушка называла возникающие "мурашки" по телу.
«Марашки». Слегка поворачивая ребенка набок, кончиками пальцев не спеша с легким нежным прижимом проводите по спинке ребенка вверх-вниз латеральнее позвоночника справа и слева. Также массируется наружная и внутренняя поверхности рук и ног, к которым есть доступ. Количество манипуляций невелико 5-6, чтобы не утомить ребенка. Этот массаж проводился в каждый период дневного кормления и сохранялся два на протяжении двух лет 1-2 раза в день.
Жена проводила и своеобразный энергетический массаж. Сосредоточившись на ребенке, она водила над ним раскрытыми ладонями одновременно рассказывая, что дома дочку ждут братья, красивые игрушки, новая кроватка, что мы все её любим, что она здоровая и сильная девочка хорошо кушает, что у неё замечательно работает желудок и все внутренние органы, обеспечивающие жизнь ребенка.
Важно все это проговаривать в настоящем времени. Подсознание человека воспринимает установки буквально: «Ты — сильная!». Ни в коем случае нельзя говорить с приставкой «НЕ» («не болеешь» и т.д.). Такие команды могут приниматься как «болеешь». Подсознание приставки «не» не слышит. В конце следует обязательно похвалить ребенка своими словами, чтоб он слышал вашу поддержку и любовь. Это важно. Когда жена уходила, она читала главную молитву «Отче наш…» т.к. знала ее наизусть — этим она поддерживала свою веру в то, что всё будет хорошо, но кто знает, возможно и Высшие силы оберегали нашу девочку и помогали ей выжить.
На третий день жизни дочку покрестили. У каждого человека свое отношение к этому древнему обряду. Но даже если крещение всего лишь придаст одному из родителей уверенность – оно того стоит. Мое личное отношение к таинству крещения положительное. В своей научной деятельности мне неоднократно приходилось убеждаться, что обычаи и поверья, живущие веками и тысячелетиями, есть явления вполне реальные имеющие под собой материалистическую основу (см. статьи в этом блоге о крещенской воде, феномене сглаза, целительстве и др.)
Спустя несколько недель, когда ручки и ножки дочки освободились от катетеров и датчика пульса я, со своей стороны, добавил легкий массаж кончиков пальцев на ручках и ножках, ступней и ладоней, поглаживание головы. Этому учил меня дедушка и согласно принципам рефлексотерапии (принципы У-син) в этих местах (биологически активных точках у оснований ногтевых лож) происходит естественный переход внутренней энергии из меридиана в меридиан и их массаж способствует свободной энергетической циркуляции и профилактике энергетических пробок.
К месячному послегестационномму возрасту мы добавили легкое поглаживание точки у верхнего края ушной раковины – точки гипоталамуса TR20 (для стимуляции гомеостаза) и точки долголетия Е36 под коленной чашечкой латерально. Не забывали мы и о простом ласковом поглаживании ребенка. При этом постоянно с ним разговаривали – хвалили.
Однако основная наша родительская работа с ребенком началась в отделении интенсивного выхаживания глубоко недоношенных детей неонатологического центра НДСБ «Охматдет». И прежде всего это сеансы «метода кенгуру» — когда ребенок вкладывался одному из родителей на грудь, рис.3.
Рис.3. "Метод кенгуру" - энергетическая подпитка ребенка. Палата в Охматдет, г.Киев.
Опишу свои ощущения. Я старался сосредоточиться на дочке, представить, что мы с ней единое целое. Через некоторое время появлялось чувство тепла, даже какого-то горячего потока исходящего от дочки. Этот поток тепла то возрастал, то уменьшался. После сеанса «кенгуру» поверхность тела, где лежал ребенок, имела покраснение. Цвет кожи ребенка не менялся. Чувствовалась странная усталость во всем теле, состояние «выжатого лимона».
На протяжении всех сеансов «кенгуру» я постоянно общался с дочкой. Негромко напевал придуманные колыбельные песни, рассказывал, как мы с ней будем играть, какой она будет хорошенькой девочкой, какая она сейчас сильная и здоровая, как замечательно растет и развивается.
Хочу отметить, что ребенка нужно располагать на грудной чакре. Казалось бы простое требование и тем не менее правильность положения ребенка и родителя достаточно часто корректировалось нашим лечащим врачом заведующей отделением, – строгой и требовательной, но одновременно доброжелательной и внимательной!
Первые сеансы «метода кенгуру» имели продолжительность около трех — четырех часов. Со временем они сократились до одного — полутора часов. Более длительных процедур почему-то не желала сама дочка, начинала капризничать и ворочаться. Было такое впечатление, что она насытилась родительской энергетикой.
Учитывая, что прибавка в весе это один из определяющих факторов физического развития и здоровья ребенка, — мы со своей стороны регулярно составляли график увеличения веса дочки (рис.4) и сравнивать с тем, что должно быть – шаблоном перцентильных (процентных) кривых ззависимости веса ребенка от возраста. Этот график помог нам быстро реагировать и исправлять собственные ошибки в процессе выхаживания ребенка.
а) б)
Рис.4. Графики веса ребенка по дням жизни.
А) Шаблон перцентильных кривых означает, что 10% детей имеют тенденцию прироста веса как медленную (кривая 10% и ниже) так и быструю (кривая 90% и выше). Половина всех детей развиваются по ходу пунктирной кривой 50%. Желательно, чтобы кривая веса Вашего ребенка находилась в шаблоне кривых 25% — 75%. Сопоставление увеличения веса дочки (красные квадраты) со стандартными перцентильными кривыми для недоношенных детей. Значения веса для 3-го и 5-го дней жизни не следует считать действительными, поскольку ребенок находился под капельницами. Первое значение реального веса на 16день 850 г (дата поступления ребенка в Охматдет).
В) Рабочий график увеличения веса дочки для оперативного отслеживания родительских ошибок по выхаживанию дочки. Внизу приведена гистограмма приема препарата FM85 (обогатитель грудного молока) и ее сопоставление по датам с графиком веса.
Трудно ли нам родителям было? Отвечу вопросом: а разве обычная усталость, недосыпание родителей, их психологическая и моральная напряженность идут хоть в какое-то сравнение с успешным развитием ребенка? Да, достаточно трудно быть постоянно собранным, пунктуально следить за соблюдением нами, родителями, всех нюансов по уходу за ребенком. Это изматывает. Взять хотя бы заботу о соблюдении температурного комфорта ребенка при взвешивании. Казалось бы мелочь – быстро переложить ребенка из кувеза на весы и обратно. Но стоило провести взвешивание без согревающей лампы и за эти 30-40 секунд температура падала на один градус. Об этом мы узнали и в этом убедились, когда при взвешивании в палату зашла наш лечащий врач. Ох и досталось тогда нам, родителям. Поэтому повторюсь – в наставлениях вашего лечащего врача мелочей нет. Их следует выполнять максимально точно и скрупулезно.
Рис.5. Дочке 2 месяца, палата в Охматдет, г.Киев.
Когда дочку перевели из кувеза в кроватку мы стали проводить ежедневные проветривания палаты. Закутывали дочку и, пока шло проветривание, прогуливались в коридоре. Затем закрывали окно и ожидали пока прогреется воздух. Смысл проветривания заключается в повышении в воздухе палаты концентрации отрицательных аэроионов и уменьшении концентрации положительных. Повышение в воздухе концентрации положительных аэроионов за счет выдыхаемого воздуха угнетает жизненные процессы (А.Л.Чижевский, Аэронификация в народном хозяйстве, М.:Госпланиздат, 1960). Много позже, уже в домашних условиях, мы начали практиковать сеансы аэроионной терапии. Пригодился мой прибор АИГ (аэроионный генератор В.Жукова), позволяющий подбирать необходимую интенсивность воздействия. Отрицательные легкие аэроионы способны восстанавливать отрицательный потенциал клеточных мембран стимулируя процессы жизнедеятельности.
Кормление через зонд проблем не вызывало. А вот при переходе на бутылочное кормление процесс затягивался на 30-40 минут. Нередко дочка не допивала свою порцию из-за усталости. Вся в испарине она засыпала. Через неделю этому нашлось объяснение. В бутылочном кормлении мы пользовались так называемыми «нулевыми сосками» или сосками «малого потока». Это соски с отверстиями очень малого диаметра специально разработанные для кормления недоношенных детей. Молоко из бутылочки должно вытекать не очень частыми и не очень редкими каплями. Соски с отверстиями другого диаметра не пригодны для кормления глубоко недоношенных и вяло сосущих детей. Если молоко вытекает из бутылочки только при надавливании на соску или очень редкими каплями, то ребенку при сосании придется затрачивать больше усилий и он быстро устанет. При вытекании же молока струей ребенок может захлебнуться. В нашем случае оказалось, что за счет капиллярного эффекта при мытье использованной бутылочки в отверстии соски оставалась молочная смесь. При стерилизации остатки смеси запекались значительно уменьшая и без того сверхмалое отверстие соски. После того, как при мытье соски мы стали промывать отверстие под давлением, закрывая пальцем горловину и продавливая струю воды сквозь отверстие соски – время кормления значительно сократилось и дочка выпивала положенную ей порцию.
Хочу особо остановиться на качестве воды для разведения молочной смеси. В центре неонатологии этот вопрос не возникал, там использовали готовую импортную молочную смесь в жидкой форме Хумана ПРЕ. А в домашних условиях, выбрав для искусственного вскармливания молочные смеси Хумана, приобрести воду от того же производителя оказалось невозможным. Заказ в Германии отпадал, слишком накладно.
К сожалению санитарных норм на питьевую воду для детей нет. Я ориентировался на швейцарскую воду высшего качества (http://www.aquamaster.net.ru/tex_doc/28.htm) по
двум основным параметрам: pH = 7-8 (показатель кислотности) и TDS до 500 мг/дм3 (сухой остаток, общая минерализация).
Дополнительным, но крайне важным параметром контроля качества воды служил ORP (ОВП – окислител ьно-восстановительный потенциал).
pH — это один из важнейших показателей качества воды, во многом определяющий
характер и скорость протекания химических и биологических процессов. Он отражает степень кислотности или щелочности воды. При нейтральном рH (равным 7,0) кислоты и щелочи присутствуют в воде в равном количестве (либо отсутствуют вовсе). Такая среда является наиболее сбалансированной и оптимальной для прохождения биохимических реакций в организме.
TDS- это один из основных параметров, характеризующих чистоту воды. Его еще называют «общей минерализацией», «сухим остатком» или «общем солесодержанием», поскольку растворенные в воде вещества в большинстве своем находятся в виде солей. Принято считать оптимальным уровнем минерализации воды значение 200-400 мг/дм3, верхним пределом – 500 мг/дм3.
ORP- это мера химической активности элементов и их соединений в обратимых химических процессах, связанных с изменением заряда ионов в растворах (путем передачи или присоединения электронов). Энергия, выделяемая в ходе этих реакций, расходуется на поддержание гомеостаза и регенерацию клеток организма, т.е. на обеспечение процессов жизнедеятельности. В норме ORP внутренней среды организма человека находится в пределах от -100мВ до -200мВ (внутренние среды организма находятся в восстановленном состоянии). ORP обычной питьевой воды (вода из под крана, питьевая вода в бутылках и пр.), практически всегда больше нуля и находится в пределах от +200мВ до +400мВ. Если поступающая в организм питьевая вода имеет ORP близкий к значению внутренней среды организма, то электрическая энергия клеточных мембран (жизненная энергия организма) не расходуется на коррекцию активности электронов воды и вода тотчас же усваивается, поскольку обладает биологической совместимостью по этому параметру.
Результат измерения указанных характеристик водопроводной воды однозначно показал нежелательность её использования для детского питания (Таблица 1).
Из широко доступной бутылированной воды для детского питания приемлемыми характеристиками обладают вода «Малятко» и вода «Wildalp baby», но образцы купленные в разных магазинах почему-то отличались по основным параметрам (Таблица 2).
Опасаясь покупки воды для детского питания низкого качества, мы приготавливали ее самостоятельно в домашних условиях. Процесс кропотливый, зато такая вода обладает неплохими характеристиками и кроме того содержит значительный процент воды в кластерном состоянии (Физическая химия под ред. ак. Никольского Б.П., Л.Химия, 1987г.). Именно в таком состоянии находится внутриклеточная и межклеточная вода в организме человека.
Последовательность действий для приготовления воды с достаточно хорошими характеристиками следующая.
Водопроводная вода кипятится несколько минут. Затем нужно дать ей остыть и разлить по чистым пластиковым бутылкам. Бутылки помещаются в морозильную камеру холодильника на несколько дней. Важно, чтобы вода не просто замерзла, но и как следует промерзла всем своим объемом. После этого нужное количество бутылок достается и оставляется при комнатной температуре размораживаться. Размороженная вода очищается фильтром «Барьер» или ему подобным (Таблица 3).
Не рекомендую пользоваться фильтрами на принципе обратного осмоса, они не только значительно повышают ORP в положительную сторону, но и разрушают тонкую структуру воды образованную в процессе размораживания.
Что еще? По совету нашего лечащего врача приобрели в палату музыкальную игрушку – развивать у дочки слух. Дважды устраивали влажную уборку стен и окна с антисептиком. Но это скорее для своего спокойствия – каждое утро палата тщательно вымывалась. С вопросами санитарии там было строго. Даже очень строго.
Как развивалась дочка?
В полтора года хорошо ходила, выговаривала отдельные смысловые слоги, подпевала колыбельные «басом» и старалась напеть музыкальные фразы из мультфильмов, различала в азбуке некоторые буквы и рисунки к буквам, понимала слово «нельзя», координация движений позволяла ей рисовать «каляки» в ограниченном пространстве, а не хаотично, собирать пирамидку и простые элементы конструктора «лего», бросать мяч под углом для максимальной дальности или толкать его ногой. В это время мы уделяли большое внимание тонкой координации движений, например, брать пинцетом маленькие шарики и складывать их в узкое отверстие.
Регулярно проводили аэронизационные процедуры (АИГ, режим 60, 1 час), массаж "марашки". Игры были направлены на активные движения, координацию и развитие памяти. Учили буквы, цифры, последовательность каких-то действий.
Рис.6. Дочке полтора года.
Сейчас дочке три года.
Рис.7. Дочке три года.
Она уже ни в чем не уступает сверстникам, а в кое чем и опережает их. Из элементов конструктора "лего" собирает дома, башни, машины симметричные по цвету и архитектуре. Рисует рожицы, научилась пользоваться отверткой, гаечным ключом (сложные движения). Помогает по хозяйству, порой помощь даже не игровая. Любимые игрушки - машинки, мячики, конструктор, планшет - проходит многоуровневые игры, ориентируется в меню. Интересуется Луной, звездами, тучами. Расспрашивает как живут животные и насекомые, что такое снег, вода, пар и т.п. Очень подвижна, передвигается по квартире бегом. Любит порядок в своих игрушках. Научилась хорошо считать до пяти, определять количество предметов. Озвученно играет воображаемыми игрушками.
Рис.7. Рисунки в 2,5 года.
Возможно, из текста статьи у читателя сложится ошибочное впечатление, что в процессе выхаживания дочки чуть ли не во всем наша родительская заслуга. Нет. Это далеко не так. Просто тема статьи посвящена нашей родительской помощи врачам, тому, что мы родители можем сделать для своего ребенка дополнительно. Уже в стенах родного дома я ради интереса заглянул в несколько учебников по неонатологии. Был поражен колоссальным объемом материала. Честно скажу – в учебниках по квантовой механике, физике твердого тела или в физической химии материала значительно меньше. Я уважительно снимаю головной убор перед врачами неонатологами. Это не просто профессионалы – это Врачи с большой буквы.
Мы с женой бесконечно благодарны всем врачам и медсестрам, которые приложили свой высочайший профессионализм и заботу к выхаживанию дочки и подарили нам Счастье.
Выражаем огромную благодарность и признательность за состоявшиеся жизнь и здоровье нашего ребёнка замечательным врачам:
Врачу роддома №3, которая договорилась о переводе будущей мамы в роддом специализирующийся на спасении глубоко недоношенных детей — Росинской Ирине Васильевне;
Врачу 6-го роддома за экстренную операцию по спасению дочки, за ее доброту души — Дориденко Валентине Васильевне;
Зав. отделением интенсивной терапии новорожденных 6-го роддома за первые недели жизни нашей дочки и первые набранные граммы веса — Правдюк Анне Владимировне;
Зав. отделением интенсивной терапии новорожденных неонатологического центра НДСБ «Охматдет» за самостоятельное дыхание и стабилизацию тяжелого состояния ребенка — Никоновой Ларисе Васильевне.
Отдельно выражаем глубокое уважение нашему лечащему врачу зав. отделением интенсивного выхаживания глубоко недоношенных детей неонатологического центра НДСБ «Охматдет» — Орловой Татьяне Александровне, нашей строгой и доброй второй маме.
Рис.8. Наша вторая мама. Охматдет, г.Киев.
2017 г., мама - Виктория Бельская (43), папа - Виктор Жуков (67), дочка - Нася Жукова (3)
Киев,
статья дополнена в 2017г.
[email protected]
https://vk.com/id12981943
https://www.facebook.com/viktor.zhukov.71