Требования программы по изучаемому разделу

Тема. Биополимеры. Гидролиз крахмала. Определение степени насыщенности масел. Проведение гидролиза мыла и омыляемых липидов. Окисление масел в различных условиях. Проведение качественных реакций на аминокислоты и белки.

Составители: старший преподаватель, к.б.н. И.В.Фомин

Обсуждены на заседании кафедры

Протокол №___ от «___»___________2011г

Самара 2011

Тема. Биополимеры. Гидролиз крахмала. Определение степени насыщенности масел. Проведение гидролиза мыла и омыляемых липидов. Окисление масел в различных условиях. Проведение качественных реакций на аминокислоты и белки.

Актуальность

Углеводы широко представлены в растениях и организмах. Где они выполняют как структурные, так и метаболические функции. Крахмал и гликоген – это структурные аналоги, являющиеся запасными питательными веществами. Целлюлоза является главным компонентом структурной основы растений; хитин – важный структурный полисахарид беспозвоночных. Некоторые углеводы входят в состав сложных липидов и образуют вместе с белками гликопротеины и протеогликаны. В гликопротеинах олигосахаридные цепи ковалентно присоединены к полипептидной основе. Они имеются у большинства организмов – от бактерий до человека. Роль олигосахаридных цепей в их функции до сих пор точно не определена.

С нарушениями обмена веществ углеводов тесно связан ряд заболеваний, таких как сахарный диабет, галактоземия, нетолерантность к молоку и другие. В настоящее время считается, что метастазирование обусловлено изменениями в структуре гликоконьюгатов на поверхности раковых клеток.

Полисахариды широко встречаются в природе в таких формах, как пектин, агар и другие. Наиболее важными из них являются крахмал и целлюлоза. Целлюлоза является главным компонентов растений. Крахмал – это основной компонент риса, картофеля и кукурузы. Он представляет собой смесь двух полисахаридов – амилозы и амилопектина. Избыток глюкозы, образующийся при гидролизе крахмала, в животных организмах полимеризуется в гликоген. Гликоген – это полисахарид, являющийся структурным и функциональным аналогом крахмала, запасается в печени и мышцах и играет роль резервного вещества.

Липиды – это соединения, которые экстрагируются из растительных и животных тканей относительно неполярными растворителями. К ним относится обширная группа природных органических соединений, включающая жиры и жироподобные вещества (липоиды), которые являются обязательными компонентами, как животных, так и растительных клеток. Многообразны функции липидов в организме. Они составляют энергетический резерв организма; участвуют в передаче нервных импульсов; образуют водоотталкивающие и термоизоляционные покровы. Отмечается связь между нарушениями липидного обмена и сердечно - сосудистыми заболеваниями. Суточная потребность взрослого человека в липидах составляет 80-00 г. В желудочно-кишечном тракте под действием фермента липазы жиры расщепляются на глицерин и жирные кислоты, которые всасываются и участвуют в процессах катаболизма, синтезируя жиры, специфические для данного организма.

Жиры и масла широко распространены в природе. Растительные масла обычно жидкие и чаще всего их получают путем выжимания семян и плодов. Примерами могут служить оливковое, кокосовое, льняное, подсолнечное, кукурузное, хлопковое рапсовое масла. Животные жиры при обычных условиях. Как правило, твердые, и их получают вытапливанием. К ним относятся свиное сало, лярд, говяжий жир, сливочное масло (получают сбиванием молока). Две главные функции животных жиров состоят в защите жизненно важных органов и предохранении тела от потери тепла.

Сложные липиды являются компонентами биологических мембран, входят в состав серого вещества головного мозга, являются веществами сопутствующими жирам и источником фосфорной кислоты в организме.

Широкий круг природных жиров используется в медицине, фарма­ции, пищевой и парфюмерной промышленности (масло какао, рыбий и барсучий жиры, касторовое, облепиховое, розовое масла). Значительна биологическая роль неомыляемых липидов. В организме нет ни одной системы, функция которой обходилась бы без участия со­единений этого класса. Широко используются липоиды для коррекции биологических процессов (кортикостероиды, витамины, сердечные гликозиды, камфора, ментол).

Цель занятия

Сформировать знания о строении и химических свойствах омыляемых и неомыляемых липидов, их структурных компонентов как химическую основу для изучения структуры биологических мембран и процессов липидного обмена.

Целевые уровни

Студент должен знать:

-типы гликозидных связей и способы их возникновения;

-важнейшие группы гомополисахаридов;

-особенности строения крахмала, гликогена, декстранов, целлюлозы и пектиновых веществ, а также их биологические функции;

-классификацию липидов;

-строение, химические свойства омыляемых липидов и их структурных компонентов;

-аналитические характеристики липидов и их структурных компонентов;

-структурную организацию неомыляемых липидов;

-химическую характеристику биорегуляторов липидной природы (витамины, убихиноны, простагландины);

-биологическое значение липидов и липоидов;

Студент должен иметь навыки:

-об особенностях структурной организации гомополисахаридов как необходимом условии реализации их биологических функций;

-прогнозировать отношение к гидролизу и химические свойства ли­пидов на основе знания их структурной организации;

-называть омыляемые липиды по международной номенклатуре ИЮПАК;

-записывать схемы биологически значимых процессов:

-гидролитическое расщепление простых и сложных омыляемых липидов;

-составлять уравнения окисления насыщенных и ненасыщенных липидов.

4.Необходимый исходный уровень знаний и умений:

-таутомерия моносахаридов;

-получение и свойства гликозидов;

-конформация альдогексоз;

-восстанавливающие свойства альдогексоз.

-о структурной организации неомыляемых липидов;

- о химических характеристиках биорегуляторов липидной природы (витамины, убихиноны, простагландины);

-о стероидах как структурной основе физиологически активных веществ;

5.Учебный материал для решения целевых задач.

1. Биоорганическая химия. Учебник. (Тюкавкина Н.А., Бауков Ю.И.). 7 изд., Дрофа. 2008 – 543 с.

2. Руководство к лабораторным занятиям по биоорганической химии, под ред. Н.А. Тюкавкиной, Дрофа, 2009 г., 5 изд. – 318 с.

Требования программы по изучаемому разделу

Смотрите основные вопросы программы курса .

Наши рекомендации