Объем дисциплины и виды учебной работы. Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО И НЕФТЕГАЗОВОГО ДЕЛА

Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе

направления подготовки 240100

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

УДК 665.6

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОГО И НЕФТЕГАЗОВОГО ДЕЛА: Методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе студентов дневной формы обучения / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». Сост.: О.А. Дубовиков, О.В Зырянова СПб, 2012, 45 с

Представлена программа дисциплины «История развития нефтяного и нефтегазового дела» для студентов, обучающихся по направлению 240100 «Химическая технология», профиль «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов». Приведены варианты заданий. В приложениях представлена справочная информация, используемая при выполнении контрольных заданий.

Ил. 1. Прил. 7.

Научный редактор проф. Н.М.Теляков

ã Национальный минерально-сырьевой

университет «Горный», 2012г.

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина "История развития нефтяного и нефтегазового дела" - дисциплина гуманитарного, социального и экономического цикла федерального государственного образовательного стандарта профиля “Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов” в рамках направления 240100 «Химическая технология» первого уровня высшего профессионального образования.

Целью образования по дисциплине является ознакомление будущих специалистов в области нефтяной и нефтегазовой технологии с закономерностями ее исторического развития во взаимосвязи с изменяющимися природными и социальными условиями, тенденциями совершенствования существующих технологий и созданием новых, отвечающих требованиям научно-технического прогресса, факторам экономики, энергетики и экологии.

В соответствии со стандартными требованиями к образованности специалиста в результате изучения курса задачей дисциплины является получение студентом необходимого объема знаний в области развития нефтегазового дела и навыков применения этих знаний для решения практических задач.

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра согласно ФГОС для среднего (полного) образования. Дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин: цикла Б.2 (математические и естественнонаучные дисциплины) в базовой части - “Органическая химия” (2-4 семестры); в вариативной части - “Природные энергоносители” (4-ый семестр).

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование:

Общекультурных компетенций:

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК- 9);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность и готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, способность к пониманию и анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем (ОК-10);

- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, готов к ответственному участию в политической жизни (ОК-11);

- понимать роль охраны окружающей среды и рационального природопользования и для развития и сохранения цивилизации (ОК-13);

Профессиональных компетенций:

- способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ПК-1);

- способен использовать знания о современной физической картине мира, пространственно-временных закономерностях, строении вещества для понимания окружающего мира и явлений природы (ПК-2);

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

- основные закономерности исторического процесса, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире;

- экономические основы производства и ресурсы предприятия; понятия: товар, услуга, работа; понятия себестоимости продукции и классификации затрат;

- основные представления о производстве и реализации продукции; функции и основные принципы менеджмента; роль маркетинга в управлении предприятием; классификацию предприятий по правовому статусу; категории технологических способов производства; принципы и методы нормирования и оплаты труда; методы разработки оперативных планов работы первичных производственных подразделений;

- основных ученых и специалистов, внесших наибольший вклад в развитие нефтяного и нефтегазового дела;

уметь:

- использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;

- использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к профессиональной деятельности, предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; реализовывать права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности;

владеть:

- представлением о современных генеральных тенденциях развития отрасли, направленных на вытеснение нефти из топливной сферы и расширение нефтехимической промышленности, на дальнейшее развитие морской нефтегазодобычи и создание эффективных способов добычи и утилизации остаточных запасов углеводородного сырья.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов Семестр
Аудиторные занятия (всего)
В том числе:    
Лекции
Практические занятия (ПЗ)
Семинары (С)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (всего)
В том числе:    
Курсовой проект (работа)    
Расчетно-графические работы 12×3=36 12×3=36
Реферат, доклад, отзыв 12×3=36 12×3=36
Другие виды самостоятельной работы
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) Зачет Зачет
Общая трудоемкость, час. Зач. ед.

Содержание разделов дисциплины

1. Роль нефти и газа в развитии общества. Нефть и газ составляют более 50% в мировом топливно-энергетическом балансе и играют ведущую роль в международной торговле, финансовом обращении и обеспечении ближнего и дальнего транспорта. Нефтегазовые ресурсы определяют национальное богатство и перспективы развития любой страны, а от уровня их потребления зависит возможность повышения качества жизни – здоровья нации долголетия человека. Нефть – ценнейшее сырье для производства пластмасс, синтетических волокон и каучука, полиэтилена и других полимеров, смазочных масел, клеев, красителей, моющих средств, продукций фармацевтической, парфюмерной, медицинской, пищевой, электротехнической промышленности, строительства и сельского хозяйства.

2. Состав, свойства, происхождение и условия залегания углеводородов. Нефть – сложное природное образование. Она состоит из метановых, нафтеновых и ароматических углеводородов и является многофракционной жидкостью. Природный газ состоит преимущественно из метана, этана. Пропана, А газовый конденсат – это смесь жидких легких углеводородов. С развитием скважинной добычи нефти резко возрос интерес к проблеме ее происхождения. М. Бертло, Д.И. Менделеев, В.Д. Соколов, Ю. Кост и др. придерживались различных вариантов неорганического происхождения углеводородов. В утверждении органической гипотезы большой вклад внесли работы И.М. Губкина, В.И. Вернадского, Н.Д. Зелинского и других. Биогенная природа нефти подтверждена изотопными исследованиями и другими методами и в настоящее время поддерживается большинством специалистов.

3. Зарождение и развитие горного дела от античности до средневековья. Нефть и газ приковывали к себе внимание людей с незапамятных времен. Народы разных континентов в древности использовали нефть, асфальты и битумы в медицине, строительстве, в качестве топлива, смазки, освещения и в военных целях.

4. Реформы Петра 1 и их влияние на развитие горного производства в России в ХV111-X1X веках. Прогрессивные реформы Петра затронули практически все стороны хозяйственной и общественной жизни России и способствовали оживлению горно-заводского дела, открытию новых месторождений полезных ископаемых и заводов по их переработке. Уже при Петре I из черной нефти получали и использовали светлые продукты. Первый завод для очистки нефти был построен в России на Ухтинском нефтяном промысле в 1745 году, в период царствования Елизаветы Петровны. В Петербурге и в Москве тогда для освещения пользовались свечами, а в малых городах и деревнях – лучинами. Но уже и тогда во многих церквях горели лампады, в которые заливалось смесь очищенной нефти с растительным маслом. Единственным поставщиком очищенной нефти для соборов и монастырей был купец Набатов. В конце ХVIII столетия с изобретением керосиновой лампы резко увеличился спрос на керосин.

5. Динамика развития нефтяной и газовой промышленности в СССР и России в ХХ веке. СССР занимал первое место в мире по запасам и по добыче нефти и природного газа. В 1990 г. Их добыча составила соответственно 516 млн т. 641 млрд м3, причем примерно 80 % приходилось на Россию. С распадом СССР объемы добычи сократились. В 1998 г. В России было добыто 303 млн т нефти. Однако газовая промышленность сохранила свои лидирующие позиции в современном мире.

6. Краткие сведения о способах эксплуатации нефтегазовых скважин, системах разработки, транспорте, хранении и переработке углеводородного сырья, особенности разработки газовых и газоконденсатных месторождений. Системы разработки, транспорте, хранении и переработке углеводородного сырья, особенности разработки газовых и газоконденсатных месторождений.

7. Вторичные и третичные методы увеличения нефтеотдачи пластов. Важнейшей проблемой развития нефтегазовой технологии является создание эффективных методов добычи или утилизации остаточных запасов (составляющих примерно половину от исходных) углеводородного сырья, а также освоение его нетрадиционных ресурсов – битумов. Газогидратных залежей и др.

8. Организация добычи нефти и газа со дна морей и океанов. При существующих темпах извлечения нефти печальная для наших потомков перспектива истощения ее запасов на суше представляется вполне реальной. Альтернативные виды энергии (термоядерная, солнечная и др,) не смогут заменить нефть как ценнейшее сырье для химической промышленности. Как показали поисковые геолого-геофизические исследования, перспективным источником полезных ископаемых может рассматриваться Мировой океан. К 1972 году глубокое бурение в морях и океанах применялось на акваториях 71 станы. Причем в 46 странах с его помощью открыты месторождения нефти и газа, а в 29 они успешно разрабатываются. Всего было открыто 464 нефтяных и газонефтяных месторождений и 86 газовых и газоконденсатных. В СССР добыча нефти и газа с акваторий производилась только на Каспии. Рассматривались перспективы дальнейшего расширения работ на шельфе морей страны. В качестве первого шага была начата подготовка кадров морских геологов-разведчиков на факультете повышения квалификации Ленинградского горного института.

9. Роль русских ученых, питомцев Санкт-Петербургского горного института в истории горной науки и техники. Термин «горная наука» ввел М.В.Ломоносов. По справедливости он признается основоположником горной науки. За десятилетие до создания в Петербурге первого в России высшего технического учебного заведения в 1773 году, позднее названного горным институтом, Ломоносов дал следующее определение: наука, которая учит минералы знать, приискивать и приводить в такое состояние, чтобы они в обществе человеческом были угодны, называется горная наука. В течение длительного времени дальнейший прогресс горной науки и практики в России определяли питомцы горного института, остававшийся единственным горным вузом в конце ХIХ – начале ХХ веков. Первые химические анализы кавказской нефти были выполнены академиком Г.И. Гессом, основателем термохимии и первым из химиков, носивших звание профессора Горного кадетского корпуса. Научные традиции школы Гесса живут и преемственно передаются последующим поколениям Горных инженеров. В дальнейшем после Гесса почти все профессора и преподаватели химии были Горными Инженерами. Химия горного института всегда была теснейшим образом связана с горным и горнозаводским делом.

Практические занятия

Подготовка к практическим занятиям входит в состав часов отведенных учебным планом к самостоятельной работе и включает написание реферата, подготовку доклада в виде презентации и написание отзыва на доклад одного из своих товарищей.

Практические занятия рассчитаны на закрепление знаний полученных во время лекционных занятий. Каждый студент получает тему для выполнения реферата, оформляет его согласно требованиям, изложенным в приложении 1, 2 и сдаёт на проверку. После получения положительной оценки за выполненный реферат студент готовит доклад в виде презентации по теме реферата и выступает с ним на одном из практических занятий. К реферату прикладывается отзыв, подготовленный одним из сокурсников.

№ п/п Примерный перечень тем рефератов
Нефть. Физико-химические свойства нефти
Основные месторождения нефти России
Реформы Петра 1 и их влияние на развитие горного производства в России в 18-19 веках
Вклад Ломоносова М.В. и Менделеева Д.Н. в развитие нефтяного дела
Развитие нефтяного дела в США в конце 19-го и начале 20-го веков
Вклад Губкина И.М. в развитие нефтяного дела
Вклад Шухова В.Г. в развитие нефтяного дела
Вклад Иппатьева в развитие нефтяного дела
Развитие нефтяной и газовой промышленности в России в постсоветское время
Современное состояние и проблемы развития нефтеперерабатывающей промышленности Мира и России
Получение энергии из нетрадиционных источников
Промышленная безопасность на нефтехимическом производстве
Виды газообразного топлива. Их основные свойства и применение
Способы первичной переработки нефти
Нефтеперерабатывающая промышленность России в ранние годы ее развития
Экологические аспекты нефтеперерабатывающего производства
Первые российские заводы по переработке нефти
Добыча нефти и газа в Советском Союзе
Теория биогенной природы нефти
Способы использование и утилизации попутного нефтяного газа
Основные процессы вторичной переработки нефти
Основные месторождения газа России
Горение газообразного топлива. Сжигающие устройства для газообразного топлива
Транспортировка углеводородного сырья
Способы обогащения углей
Основная нефтехимическая аппаратура
Основные месторождения угля России

Наши рекомендации