Половое развитие и половое воспитание

Половое развитие и созревание организма.Время наступления полового созревания зависит от наследственности, питания, условий жизни, здоровья, климата, У мальчиков половое созревание начи­нается с 10—11 лет, что проявляется в росте полового члена, яичек и предстательной железы. С 12—13 лет изменяется форма гортани и становится низким голос, с 13—14 — начинается формирование мужского типа скелета и появляется оволосение на лобке по муж­скому типу. С 15—16 лет усиливается рост волос в подмышечных впадинах и на лобке, начинают расти усы и борода, появляются сперматогенез, а также поллюции, или самопроизвольное изверже­ние семени во сне.

Половое развитие девочек начинается раньше, чем мальчиков. С 8 лет начинает формироваться женский тип скелета, становится шире таз, с 10—12 лет формируются молочные железы, с 13—15 лет ускоряется рост, появляется оволосение в подмышечных впа­динах и на лобке по женскому типу, начинаются менструации, а

следовательно, овуляции. Время появления первой менструации зависит от условий жизни и труда (у жительниц деревни позднее, чем в городе), питания (у питающихся преимущественно мясной пищей раньше), воспитания, климата (на юге в среднем на 1,5 года раньше, чем на севере), национальности, индивидуальных особенностей. С 16—17 лет заканчивается развитие женского типа скелета.

Наиболее ранний период полового созревания—10 лет у маль­чиков, 8 — у девочек.

Умственное развитие детей при раннем половом развитии не отличается от нормального для соответствующего возраста. Нор­мальная функция половых желез осуществляется при совместном функционировании аденогипофиза, коркового слоя надпочечников и других желез, секреция которых координируется нервной систе­мой и обеспечивает гармоническое половое, физическое и умствен­ное развитие. Гонадотропные гормоны гипофиза возбуждают обра­зование сперматозоидов, внутреннюю секрецию интерстициальных клеток, рост фолликулов и функции желтого тела, формирование молочных желез у девушек, наступление лактации после родов у женщин.. Адренокортикотропный гормон аденогипофиза возбуж­дает секрецию кортикостероидов в коре надпочечников, регулиру­ющих функцию половых желез. Щитовидная, зобная железа и эпи­физ также регулируют внутреннюю секрецию половых желез, а следовательно, половое развитие. Кастрация в раннем детском воз­расте приводит к недоразвитию первичных половых признаков, или наружных и внутренних половых органов, а также к отсутствию вторичных половых признаков и появлению бесполого типа. У ка­стрированных отмечаются резкие нарушения психики, слабость воли и апатия.

Андрогены и эстрогены секретируются в мужских и женских половых железах одновременно и влияют друг на друга. Неболь­шие количества мужского гормона образуются в детском возрасте у мальчиков и у девочек. В б лет количество мужского полового гормона, обнаруживаемого в моче у обоих полов, приблизительно одинаково. К 12 годам у мальчиков образуется мужского гормона в 1,5—2 раза больше, чем у девочек, а 'у взрослых мужчин в 2— 15 раз больше, чем у взрослых женщин.

Оплодотворение. Половое возбуждение вызывает рефлек­торное наполнение кровью пещеристых тел мужского полового чле­на (эрекцию). Центростремительные импульсы из полового члена по срамному нерву передаются в нижние крестцовые и верхние поясничные сегменты спинного мозга, из которых по центробеж­ным парасимпатическим тазовым нервам вызывается его эрекция, а затем семяизвержение (эякуляция). После эякуляции кровена­полнение полового члена постепенно проходит. Подкорковые центры эрекции и эякуляции расположены в промежуточном мозге, а выс­шие центры — в лобных долях больших полушарий. В результате образования условных рефлексов представления и воспоминания,

совпадающие с половым безусловным рефлексом, могут вызвать

эрекцию.

Возбудимость полового центра регулируется половыми гормо­нами. Эрекция у женщин состоит в наполнении кровью пещерис­тых тел клитора. Эякуляция у мужчин происходит благодаря очень сильным сокращениям мышц семявыносящих протоков и мышц та­за, а у женщин выбрасывание секрета желез шейки матки и бартолиновых производится перистальтическими сокращениями вла­галища и матки, которая при сокращении мышц брюшного пресса опускается.

При нормальной температуре тела и слабощелочной реакции среды сперматозоиды благодаря волнообразным колебаниям хвости­ков движутся самостоятельно головкой вперед: скорость движения до 3,5 мм в минуту, что приблизительно в 70 раз превышает их длину. Сперматозоиды поступают из влагалища в матку, а затем в фаллопиевы трубы, где и происходит оплодотворение при встре­че с яйцом. После вступления в матку сперматозоиды сохраняют способность к движению в течение нескольких дней. Способность к деторождению появляется у мальчиков и девочек между 14 и 16 годами. В РСФСР брачный возраст для лиц обоего пола — 18 лет.

Нарушение нормального полового развития.Недоразвитие по­лового аппарата и отсутствие половых признаков у детей — гипо-генитализм — результат нарушения функций эндокринных желез и прежде всего гипофиза. Пониженная функция половых желез приводит к ожирению. Гипофункция половых желез у юношей вы­зывает незначительный гипогенитализм, а у девушек — нарушения менструаций. Гипогенитализм также возникает при авитаминозе, недостаточном питании, хроническом переутомлении, после пере­несенных тяжелых заболеваний.

Раннее половое созревание наблюдается вследствие нарушения функций эндокринных желез или развития в них опухолей. Ран­нее половое созревание до 7—9 лет связано с наследственными особенностями, гиперфункцией половых желез, 'Коркового слоя надпочечников, гипофиза и гипоталамической области. Оно может появиться после скарлатины, кори, энцефалита, менингита, при врожденных нарушениях развития и опухолях головного мозга, введении в организм половых гормонов.

Позднее половое созревание — появление вторичных половых признаков у девочек после 14 лет и даже 18—20, а у мальчиков после 16 лет и даже 20—22 связано с наследственностью, непол­ноценным питанием, отсутствием физических упражнений, заболе­ваниями внутренних органов и желез внутренней секреции.

В результате психических травм или отрицательных эмоций, а также перенесенных заболеваний у подростков и юношей наблю­дается истощение половых желез — это заболевание проявляется в потере аппетита, резком исхудании, задержке роста, тяжелой апатии.

Половое воспитание.Половое воспитание — часть нравствен­ного воспитания. В семье и в школе дети должны быть своевре-

менно ознакомлены с вопросами пола, их значением для здоровья, работоспособности, создания здорового семейного быта.

Половое воспитание состоит в создании правильных представ­лений о любви, браке и семье, о воспитании уважения к женщи­не — матери, сестре и подруге по школе. Нужно воспитывать волю, способность руководить своими чувствами, переключать их в твор­ческую трудовую и спортивную деятельность и подавлять их. По­ловое воспитание связано с половым просвещением. Правильные представления о сущности полового созревания как основе появле­ния полового влечения, об анатомии и физиологии половой жизни необходимо создавать у детей еще до того, как у них могут поя­виться вредные взгляды на половую жизнь. Половые органы реко­мендуется обмывать прохладной водой с мылом не реже одного раза в день. Их загрязнение может вызвать зуд и способствовать появлению онанизма — произвольного психического или механи­ческого раздражения половых органов с целью вызывания полово­го возбуждения и эякуляции. Онанизм наиболее распространен с 14 до 18 лет. Появлению его способствуют возбуждающее чте­ние или зрелища, разговоры на половые темы, малоподвижная жизнь, избыток питания, пряности, спиртные напитки, обильное питье перед сном, дурные примеры окружающих. Онанизм может привести к расстройствам психики, нарушениям функций нервной системы и половому бессилию.

Профилактика онанизма состоит в поддержании половых ор­ганов в чистоте, в избегании излишних прикосновений к ним, в свободной одежде, не натирающей половые органы, в не чрез­мерно мягкой постели, в прохладном помещении и не слишком теп­лом укрытии во время сна, регулярном опорожнении кишечника, отсутствии глистов. Онанизм предупреждают правильные формы общения мальчиков и девочек, умелое проведение бесед о половом воспитании, правильное физическое воспитание и активные заня­тия спортом, общественной и трудовой деятельностью, увлечение наукой, техникой, литературой, разумная организация досуга, умелое разъяснение вреда, приносимого этой дурной привычкой, полезности полового воздержания и вредности ранней половой жизни. Следует избегать безделья, скуки, безконтрольного пустого времяпрепровождения детей.

Девочкам важно разъяснить значение менструаций, их естест­венность и безвредность. Так как слизистая оболочка матки пре­вращается во время менструаций в кровоточащую рану, то следует принимать меры к предупреждению занесения инфекции, со­держать в чистоте наружные половые органы и прилегающие части тела, подмывая их утром и вечером, и менять белье. Во время менструаций и 2—3 дня после них девочек нужно освобождать от Уроков физического воспитания и продолжительной ходьбы, бега, гимнастики, танцев,, катания на коньках, бега на лыжах. Во время менструаций они не должны охлаждаться и переутомляться, им надо по возможности больше находиться на свежем воздухе.

Наши рекомендации