Значение водного фактора в распространении острых кишечных инфекций и инвазий

Издавна была замечена связь между заболеваниями среди населения, нередко массовыми, и водным фактором. Особенно большое значение придается водному фактору в распространении острых кишечных инфекций и некоторых глистных инвазий. Оказалось, что определенные патогенные микроорганизмы могут длительно сохраняться и даже размножаться в природной воде.

Основным резервуаром болезнетворных микроорганизмов, кишечных вирусов и яиц гельминтов в окружающей среде являются фекалии и хозяйственно-бытовые сточные воды. Домашние и дикие животные также могут быть источником болезнетворной для человека микрофлоры. Известно, что содержание кишечных вирусов в хозяйственно-бытовых сточных водах достигает 700 на 100 см3 сточных вод [6].

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, 80% всех инфекционных болезней в мире возникает вследствие неудовлетворительного качества воды или нарушения санитарно-гигиенических норм в связи с ее недостатком. Водным путем распространяется большая группа кишечных заболеваний, таких, как холера, брюшной тиф, дизентерия, а также желтушный и безжелтушный микоспирозы, амебиаз, вирусная диарея, дранкулез (ришта).

Роль снижения заболеваемости путем рационализации водоснабжения неоценима. Так, еще по наблюдениям Л. В. Громашевского [6], прививки против брюшного тифа, являющиеся специфическим средством предупреждения этого заболевания, позволили снизить заболеваемость только среди привитых в 5-8 раз. А проведение должных санитарно-гигиенических мероприятий в системе водоснабжения уменьшало заболеваемость в 8-12 раз, но уже всего населения. Исходя из изложенного в этом разделе, понятно значение проведения водоочистительных мероприятий, в том числе и с помощью бытовых фильтров.

болезнь легионеров - сапронозное острое инфекционное заболевание, обусловленное различными видами микроорганизмов, относящихся к роду Legionella[1][2]. Заболевание протекает, как правило, с выраженной лихорадкой, общей интоксикацией, поражением легких, центральной нервной системы, органов пищеварения, возможно развитие синдрома полиорганной недостаточности.

САНИТАРНО- МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ВОДЫ

Цели и задачи санитарно-микробиологического исследования воды. Поскольку вода используется при производстве любого вида продукции, а также непосредственно в пищу, соответствие ее качества санитарно- микробиологическим показателям чрезвычайно важно. Водным путем могут передаваться кишечные инфекции - холера, брюшной тиф и паратифы, сальмонеллез, дизентерия, гепатит А, полиомиелит, а также лептоспирозы, сибирская язва, туляремия, туберкулез, сап, Ку-лихорадка, различные грибковые заболевания. В связи с этим основной целью санитарно- микробиологического исследования воды является определение наличия в воде патогенной и условно-патогенной микрофлоры, и, следовательно, источника этого попадания, а также предупреждение распространения инфекционных заболеваний среди населения.

Санитарно-микробиологическое исследование воды проводится в следующих случаях:

1) при выборе источника централизованного хозяйственно- питьевого водоснабжения и периодическом контроле этого источника;

2) при контроле эффективности обеззараживания питьевой воды централизованного водоснабжения;

3) при наблюдении за подземными источниками централизованного водоснабжения, за такими как артезианские скважины, почвенные воды и т. д.;

4) при определении состояния и степени пригодности воды источников индивидуального водопользования (колодцев, родников и т.д.);

5) при наблюдении за санитарно-эпидемиологическим состоянием воды открытых водоемов: водохранилищ, прудов, озер, рек;

6) при контроле эффективности обеззараживания воды плавательных бассейнов;

7) при проверке качества и степени очистки сточных вод;

8) при определении очага водных вспышек инфекционных болезней.

Все санитар но-микробиологические исследования воды регламентируются соответствующей НТД (табл.2 ).

Основным документом, определяющим нормы качества питьевой воды в РФ, является СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды».

На основании этих требований нормируется качество воды для:

· питьевых и хозяйственных нужд жилых домов и предприятий,

· кафе и ресторанов,

· многих предприятий пищевой промышленности, не имеющих специализированных требований к воде.

Подобные требования с незначительными изменениями выдвигают нормы Европейского Сообщества (ЕС) – директива по качеству питьевой воды, предназначенной для потребления человеком» 98/83/ЕС; международные рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) – «Руководство по контролю качеству питьевой воды» и нормы Агентства по охране окружающей среды (USEPA).

Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства.

3.2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.

3.3. Безопасность питьевой воды в эпидемическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям,
Мероприятия, направленные на сохранение гидроресурсов

Охрана поверхностных вод включает мероприятия, направленные на предотвращение их засорения, истощения и загрязнения. Для предупреждения засорения принимают меры, исключающие попадание в поверхностные водоёмы и реки строительного мусора, твёрдых отходов, остатков лесосплава и других предметов, негативно влияющих на качество вод, условия обитания организмов и др.

Истощение поверхностных вод предотвращают путём строгого контроля за минимально допустимым стоком вод, использованием водосберегающих технологий, переходом на многократное использование воды в производственных условиях, уменьшением потерь воды при подаче её потребителям, или при отведении после использования, установлением экономически обоснованной цены за воду, уменьшением безвозвратных потерь воды и др.

Мероприятия по защите вод от загрязнения включают: развитие безотходных и безводных технологий, а также внедрение систем оборотного (замкнутого) водоснабжения; очистку сточных вод; очистку и обеззараживание поверхностных и подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения и других целей; создание водоохранных зон.

МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ

Вибрация — это физический фактор, действие которого определяется передачей человеку механической энергии от источника колебаний;

Общая вибрация — это колебание всего тела, передающееся с рабочего места.
Локальная вибрация (местная вибрация) — это приложение колебаний только к ограниченному участку поверхности организма.

При длительном воздействии общей вибрации возможны механические повреждения тканей, органов и различных систем организма (особенно при возникновении резонанса собственных колебаний тела и внешних воздействий).

Локальная: У рабочих, длительное время использующих ручные машины, возникают, разнообразные изменения в мышцах плечевого пояса, рук и кистей. Под влиянием локальной вибрации возникают также костно-суставные изменения, особенно в локтевых и лучезапястных суставах, в мелких суставах кистей. Действие вибрации на нервную систему вызывает нарушение равновесия нервных процессов в сторону преобладания возбуждения, а затем — торможения. Действие вибрации на вестибулярный аппарат приводит к возникновению разнообразных вестибулосоматических и вестибуловегетативных реакций.

Техническое нормирование вибрации устанавливает допустимые значения вибрационных характеристик для отдельных типов и групп машин и адресуется их создателям – конструкторам. Вибрационные характеристики служат критериями качества, надежности и безопасности самих машин.
Основу гигиенического нормирования вибрации составляют критерии здоровья человека при воздействии на него вибрации с учетом напряженности и тяжести труда. Вибрацию разграничивают на опасную и безопасную, научно обоснованные значения параметров которой составляют гигиенические нормы вибрации

Нормы вибрации установлены для трех взаимно перпендикулярных направлений вдоль осей ортогональной системы координат. При измерении и оценке общей вибрации необходимо помнить, что ось расположена в направлении от спины к груди человека, ось Y— от правого плеча к левому, ось Z— вертикально вдоль туловища. При измерении локальной вибрации следует учитывать, что ось Zнaпpaвлeнa вдоль ручного инструмента, а оси Хтл. Y— перпендикулярно к ней

4 стадии:
1) начальная стадия вибрационной болезни, она протекает без выраженных симптомов. Нерезко выраженные боли и парастезии в руках возникают периодически. При объективном осмотре обнаруживается сниженная чувствительность кончиков пальцев;
2) умеренно выраженная стадия вибрационной болезни, при ней чувство онемения приобретает большую стойкость, снижение чувствительности распространяется на все пальцы и даже на предплечья, выражен гипергидроз и цианоз кистей рук;
3) выраженная стадия вибрационной болезни, когда значительно белеют пальцы рук, кисти обычно холодные и влажные, пальцы отечные, снижается чувствительность кистей, сильнее выражены изменения в мышцах;
4) стадия генерализованных расстройств; она встречается редко и лишь у рабочих с большим стажем. Сосудистые расстройства распространяются не только на руки, но и ноги, спазмы могут захватывать сердечные и мозговые сосуды. Эта стадия вибрационной болезни относится к малообратимым состояниям с заметным снижением работоспособности.

Медицинская профилактика вибрационной болезни, а также общего неблагоприятного воздействия вибрации на здоровье человека заключается в недопущении к работам людей с синдромом Рейно, заболеваниями центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, хроническими заболеваниями опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта, половой сферы.
С целью профилактики вибрационной болезни, а также сохранения высокой работоспособности человека рекомендуются водные процедуры, массаж, производственная гимнастика, ультрафиолетовое облучение, витаминизация. При выявлении начальных признаков заболевания рекомендуется амбулаторное и санаторно-курортное лечение. При своевременном лечении и рациональном трудоустройстве прогноз вибрационной болезни благоприятен.

ЛАЗЕРНОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ

Лазерное излучение – электромагнитное излучение оптического диапазона, источником которого являются оптические квантовые генераторы – лазеры.

Физические свойства излучения:
монохроматичность (одноцветность) – все электромагнитные колебания потока имеют одинаковую частоту и длину волны;
когерентность (синфазность) - совпадение фаз электромагнитных колебаний;
поляризация - фиксированная ориентация векторов электромагнитного излучения в пространстве относительно направления его распространения;
направленность - малая расходимость потока излучения.

Критерии гигиенического нормирования основаны на особой классификации в зависимости от спектра длин волн лазерных излучений. Диапазон действия лазерного излучения разделен на ультрафиолетовую область (длина волны от 0,18 до 0,38 мкм), видимую область (длина волны от 0,38 до 0,75 мкм), ближнюю инфракрасную область (длина волны от 0,75 до 1,4 мкм) и дальнюю инфракрасную область (длина волны от 0,75 до 1,4 мкм).

Величины предельных допустимых уровней излучения соответствуют принципу установления минимальных пороговых повреждениях тканей организма (кожные покровы, зрительный анализатор), которые могут быть определены современными методами обследования. Важнейшими нормируемыми параметрами лазерных излучений являются энергетическая экспозиция Н (Дж х (м/100)) и облученность Е (Вт x (м/100)), а также энергия W (Дж) и мощность Р (Вт).

При малых и средних интенсивностях облучения особенно страдают кожные покровы. При более сильном воздействии, повреждения на коже имеют вид отёков, кровоизлияний и омертвевших участков. Зато внутренние ткани претерпевают значительные изменения. Причём наибольшая опасность исходит от прямого и зеркально отражённого излучения. Оно же вызывает патологические изменения в работе важнейших систем организма. Лазерное воздействии распространяется и на органы зрения.

Интенсивность излучения, приводящая к повреждению органов зрения, имеет более низкий уровень, чем излучение, вызывающее повреждение кожи. Опасность могут представлять любые инфракрасные лазеры, а также устройства, дающие излучения видимого спектра с мощностью более 5 мвт.

Методы защиты от лазерного излучения подразделяются на организационные, инженерно-технические, планировочные и средства индивидуальной защиты.
Организационные методы защиты направлены на правильную организацию работ, исключающую попадание людей в опасные зоны при работе на лазерных установках. К работе с лазерами допускаются только специально обученные лица, прошедшие предварительный медицинский отбор, проверку знания инструкции по проведению работ, предотвращению и ликвидации аварий.

Инженерно-технические методы защиты предусматривают создание безопасных лазерных установок путем уменьшения мощности применяемого лазера и надежной экранировкой лазерной установки. Правильная планировка лаборатории позволяет использовать расстояние и направленность излучения. Для лазерных установок отводятся специально оборудованные помещения. Установку размещают так, чтобы луч лазера был направлен на капитальную неотражающую огнестойкую стену. Все поверхности в помещении окрашиваются в цвета с малым коэффициентом отражения. Не должно быть поверхностей (в том числе и деталей оборудования), обладающих блескостью, способных отражать падающие на них лучи. Освещение (общее и местное) в этих помещениях должно быть обильным, чтобы зрачок глаза всегда имел минимальные размеры. Никакие работы не должны производиться при недостаточном освещении.

В качестве средств индивидуальной защиты применяют защитные очки со светофильтрами типов: СЗС-22 (ГОСТ 9411—66) — для защиты от излучений с длинами волн 0,69—1,06 мкм, ОС-14 — с длинами волн 0,49—0,53 мкм. Иногда защитные очки монтируют в маску, защищающую лицо. Для защиты кожи рук и тела применяют перчатки и халат

МЧС

Вопрос: Роль, место и задачи «министерства РФ по делам ГО,ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в современных условиях».

Роль: МЧС выступило в роли мозгового управляющего и организующего центра. Оно является федеральным органом исполнительной власти, производящим государственную политику и осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, это общегосударственный орган по организации обеспечения безопасности населения и государства при различных катастрофах, а также центр, организующий необходимые исследования и интегрирующий достижения науки и техники, мировой опыт в этой области, а также штаб, координирующий усилия органов государственной исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления и соответствующих сил в сфере ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.
Задачи: Основными задачами МЧС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

Вопрос: Основные законы, нормативно-правовые акты и организационные документы по функционирования системы ГО, предупреждения и ликвидации ЦС.


Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»

Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»

Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»

Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

Постановления Правительства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2004 г. № 835 «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 907 «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»

Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. № 385 «О федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы»

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2006 г. № 769 «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах»

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 305 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны»

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий»

Постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре»

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. № 712 «Об утверждении Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

Приказ МЧС России от 2 сентября 2014 г. N 484 "Об утверждении Регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"

Вопрос: Общая организация.

Центральный аппарат:

1. Пункты управления

2. ЦСООР «Лидер»

3. Специальные учреждения

4. Учреждения обеспечения центрального подчинения

5. Научно-исследовательские центры

6. Военно-учебные заведения и образовательные учреждения

7. Военизированные горноспасательные учреждения

8. Центр обеспечения деятельности ФПС ГПС МЧС РФ

Региональный центр по делам ГОЧС:

1. Федеральные государственные учреждения и унитарные предприятия

2. Высшие образовательные учреждения ГПС

3. Спасательные воинские формирования

4. ЦУКСы РЦ

РСЧС

Вопрос: Задачи и структур РСЧС

РСЧС занимается проблемами экологии, оказания гуманитарной помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, вооруженных конфликтов в России и за ее пределами, информационным обеспечением в зонах ЧС, созданием сил быстрого развертывания на все ЧС, где бы они ни происходили.

Структура РСЧС включает территориальные, функциональные и ведомственные подсистемы.

Вопрос: Территориальная подсистема.

Территориальные подсистемы подразделяются на звенья, соответствующие принятому административно-территориальному делению. Их руководящие органы на местах - комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) или органы, выполняющие родственные функции. Они планируют, разрабатывают и осуществляют мероприятия по предотвращению ЧС, создают, оснащают и готовят силы для ликвидации последствий возможных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, занимаются вопросами финансового и материально-технического обеспечения. Как правило, они действуют самостоятельно, если масштабы аварий, катастроф и стихийных бедствий не выходят за пределы подведомственных территорий.

Вопрос: Функциональные подсистемы.

Функциональные подсистемы состоят из органов управления, сил и средств министерств и ведомств РФ, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и потенциально опасных объектов, созданию чрезвычайных резервных фондов, защите населения, а также по локализации и ликвидации ЧС. Следует обратить внимание на то, что в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких министерств и ведомств России, перед которыми поставлены схожие задачи или задачи, дополняющие друг друга.

Вопрос: Уровни управления и состав органов управления по уровням. Координирующие органы, постоянно действующие, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

РСЧС имеет три уровня управления: федеральный, региональный и местный (территориальный).

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы управления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органы управления ГОЧС) и органы повседневного управления.

Координирующими органами РСЧС являются: на федеральном уровне — Правительственная комиссия, на остальных уровнях — комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности;

Органами управления ГОЧС являются: на федеральном уровне — МЧС России, на региональном уровне
— региональные центры ГОЧС, на территориальном уровне — ГУ МЧС России по субъектам РФ, на местном уровне — органы управления ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления; на объектовом уровне — отделы (секторы или специально уполномоченные лица) ГОЧС;

Органами повседневного управления являются: пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Силы ликвидации чрезвычайных ситуаций включают:

— войска гражданской обороны;
— поисково-спасательную службу МЧС России;
— Государственную противопожарную службу МЧС России;
— соединения и воинские части Вооруженных Сил, предназначенные для ликвидации последствий катастроф;
— противопожарные, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные формирования министерств, ведомств и различных организаций;
— учреждения и формирования служб экстренной медицинской помощи и многие другие.

Система связи включает в себя: узлы связи стационарных, мобильных и подвижных пунктов управления; линии привязки к узлам связи общего пользования; линии и каналы связи (цифровые потоки), выделяемые из государственной сети; силы и средства связи частей ГО и РСЧС, формирований ГО и РСЧС, аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, а также частей, выделяемых по плану взаимодействия с ВС РФ, другими войсками и воинскими формированиями, привлекаемыми для решения задач ГО и РСЧС ; резерв сил и средств связи.

Резервы финансовых и материальных ресурсов РСЧС, ГО на федеральном и межрегиональном уровнях формируются из средств ежегодно принимаемого Государственной Думой федерального бюджета.

Вопрос: Организационная структура ГОЧС на ОЭ. НАСФ ОЭ.

Структура гражданской обороны объекта экономики включает:
- руководитель гражданской обороны – руководитель организации;
- орган, осуществляющий управление гражданской обороной - отдел, (сектор, работник) уполномоченный приказом руководителя на решение задач в области гражданской обороны;
- заместители руководителя гражданской обороны (из числа заместителей руководителя организации);
- эвакуационная комиссия;
- комиссия по повышению устойчивости функционирования организации на военное время;
- спасательные службы гражданской обороны;
- нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий гражданской обороны.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:
— по подчиненности: территориальные формирования и формирования организаций;
— по составу, исходя из возможностей по созданию, комплектованию специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и аттестации: посты, группы, звенья, команды;
— по предназначению: радиационного, химического, биологического (бактериологического) наблюдения и разведки, инженерной разведки, спасательные, аварийно-технические, противопожарные, радиационной, химической и биологической (бактериологической) защиты

Вопрос: Территориальные и объектовые формирования. СВК, СВГ, СК, СГ, СВКМР, СВГМР. АС и ДНР в зоне ЧП.

Объектовые формирования – это сводные отряды (команды, группы), спасательные отряды (команды, группы) и формирования служб ГО, создаваемые на объектах народного хозяйства и находящиеся в непосредственном подчинении начальников гражданской обороны этих объектов. Формирования предназначены для выполнения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ (СНАВР) на своих объектах

Территориальными формированиями являются формирования общего назначения и формирования служб ГО, предназначенные для выполнения СНАВР на наиболее важных объектах по решению начальников гражданской обороны городов, районов и областей (краев). Эти формирования непосредственно подчиняются указанным начальникам гражданской обороны (соответствующим начальникам служб гражданской обороны).

Основными формированиями промышленных ОЭ являются следующие НАСФ: сводные команды , спасательные команды сводные команды, группы механизации работ, а на остальных ОЭ – спасательные команды (группы). Кроме НАСФ, на ОЭ создаются формирования спасательных служб ГО: разведывательные (группы, звенья, посты радиационного и химического наблюдения); связи (группы, звенья); медицинские (отряды, сандружины, санпосты); аварийно-технические команды; противопожарные (команды, отделения, звенья); охраны общественного порядка (команды, группы); звенья по обслуживанию убежищ и укрытий и др.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) — совокупность первоочерёдных работ в зоне чрезвычайной ситуации, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы проводятся аварийно-спасательными службами с целью: спасения людей и оказания помощи пострадавшим, локализации аварий и устранения повреждений, препятствующих проведению спасательных работ,
создания условий для последующего проведения восстановительных работ.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

Гражданская оборона (ГО) — это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или следствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.

Задачи ГО.
Обучение населения в области ГО;
Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера;
Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
Предоставление населению убежищ и СИЗ;
Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное представление жилья и принятие других неотложных мер;
Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
Обнаружение и обозначение районов, подвергших радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие ЧС природного и техногенного характера;
Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
Обеспечение сил и средств ГО.

Структура и органы управления ГО.
а) Президент РФ:
утверждает План гражданской обороны РФ;
вводит в действие План гражданской обороны на территории РФ…;
утверждает структуру, состав войск гражданской обороны и штатную численность военнослужащих войск ГО, …;
осуществляет иные полномочия в области ГО… в соответствии с законодательством РФ.
б) Правительство РФ:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области ГО;
руководит организацией ведением ГО…
в) Органы исполнительной власти и организации:
планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;
осуществляют обучение населения и своих работников;
проводят мероприятия по устойчивому функционированию в военное время.
г) Органами, осуществляющими управлением ГО, являются:
МЧС РФ, специально уполномоченный на решение задач в области ГО, и его территориальные органы, создаваемые в установленном порядке;
структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области ГО;
структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые в порядке установленном Правительством РФ.

ГИМС

основными задачами Государственной инспекции по маломерным судам являются: осуществление государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

Нормативно-правовая база регламентирующая деятельность ГИМС МЧС России
С 2005 года обновляется нормативная правовая база, определяющая практическую деятельность ГИМС МЧС России.
Разработаны, утверждены приказами МЧС России и зарегистрированы в Минюсте России:
правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России;
правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами;
правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС России;
правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации;
административный регламент МЧС России по исполнению государственной функции по надзору во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок;
положение о внештатных общественных инспекторах ГИМС МЧС России;
перечень должностей государственных инспекторов по маломерным судам и их обязанности;
перечень должностных лиц ГИМС МЧС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях;
Приказом МЧС России утверждены и введены в действие временные правила классификации морских прогулочных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, и типовая программа обучения судоводителей судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

ГПС

Пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.

Первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров — боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой помощи пострадавшим при пожарах.

Классификация ЧС, ЧС техногенного характера

Аварии на ХОО

К ХОО относятся предприятия химической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и других родственных им отраслей промышленности; предприятия, имеющие промышленные холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак; водопроводные и очистные сооружения, на которых применяется хлор и другие предприятия. Отнесение таких предприятий к опасным производственным объектам производится в соответствии с критериями их токсичности, установленными федеральным законом “О промышленной безопасности опасных производственных объектов”. Существуют четыре категории степени опасности ХОО: I — когда в зону возможного химического заражения попадает более 75 тыс. человек, II — от 40 до 75 тыс. человек, III — менее 40 тыс. человек, IV — зона возможного химического заражения, не выходящая за пределы территории объекта или его санитарно-защитной зоны.

АХОВ

Для нужд аварийно-спасательного дела используется понятие “аварийно химически опасное вещество”, которое представляет собой опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах). Важнейшим свойством АХОВ является токсичность, под которой понимается их ядовитость, характеризуемая смертельной, поражающей и пороговой концентрациями. Для более точной характеристики АХОВ используют понятие “токсодоза”, которая характеризует количество токсичного вещества, поглощенного организмом за определенный интервал времени.

Физико-химические свойства АХОВ:

· Плотность АХОВ (г/см. куб) – это масса вещества в единице объема. Плотность влияет на распространение вещества в атмосфере и на местности. Если газообразные и парообразные АХОВ тяжелее воздуха (что довольно часто), то концентрация АХОВ будет максимальной у поверхности земли, уменьшаясь по высоте. При этом будет относительно большая продолжительность заражения, возможны застои газов и паров в низинах, подвалах. Жидкие АХОВ, имеющие плотность выше, чем вода, в случае их плохой растворимости в воде, при попадании в водоемы будут опускаться на дно.

· Растворимость АХОВ, т.е. способность образовывать с другими веществами однородные смеси-растворы. От растворимости могут зависеть последствия аварий, а также выбор методов и средств дегазации (обеззараживания). Для ликвидации растворимых в воде АХОВ пригодны водные растворы дегазирующих веществ. Ликвидация же АХОВ нерастворимых и труднорастворимых в воде, требует применения других дегазирующих растворов.

· Летучесть АХОВ– способность переходить в парообразное состояние. Определяет последствия заражения: вещества с низкой летучестью требуют проведения дегазационных мер. Высоколетучие АХОВ при высокой температуре окружающего воздуха могут дегазироваться естественно. В свою очередь, летучесть зависит от температуры кипения при атмосферном давлении и максимальной концентрации пара вещества.

· Вязкость АХОВ – свойство жидкости оказывать сопротивление перемещению одной части жидкости относительно другой. Определяет степень и длительность заражения местности. Кроме того, от вязкости зависит впитываемость вещества в пористые материалы.

· Характер взаимодействия вещества с кислотами и щелочами во многом определяет состав веществ, используемых при обеззараживании.

· Температура кипения.

Поражающее воздействие АХОВ на людей обуславливается их способностью при проникновении в организм нарушать его нормальную деятельность, вызывать болезненные состояния, а при определенных условиях – приводить к летальному исходу.

При поражении организма возможны острые и хронические отравления.

Острые отравления наступают в результате сравнительно кратковременного действия на организм завышенных количеств (доз) АХОВ.

Хронические отравления происходят в результате многократного воздействия в течение длительного времени небольших доз.

Наши рекомендации