Методические рекомендации. 2 страница

Землистые массыпредставляют собой мягкие мучнистые образования, в которых невозможно различить даже с помощью лупы какие-либо кристаллические образования. Обычно они наблюдаются в виде корок или скоплений, возникающих при химическом выветривании горных пород. В зависимости от цвета такие массы называются сажистыми (черные) или охристыми (желтого и бурого цвета). Встречаются землистые минеральные образования различной окраски гидросиликатов никеля, сажистые образования гидроокислов марганца, охристые образования гидроокислов железа.

Налеты и примазкивстречаются в виде тонких пленок на поверхности кристаллов и представляют собой различные по составу вещества (тонкие пленки бурых гидроокислов железа на кристаллах горного хрусталя, примазки медной зелени и сини в горных породах, вмещающих медные месторождения). Выцветы – рыхлые пленки, корочки или спорадически рассеянные моховидные и пушистые образования каких-либо солей, чаще всего легко растворимых водных сульфатов, периодически появляющиеся на поверхности руд, горных пород, сухих почв. В дождливые периоды года они исчезают, а в сухую погоду появляются вновь.

Дендриты(от греч. dendron – дерево) образуются в результате быстрой кристаллизации минералов в тонких трещинах и порах породы и напоминают причудливые по форме ветки растений (дендритоподобные выделения гидроокислов марганца на поверхности пород или вдоль тонких трещин) (рисунок 6). Методические рекомендации. 2 страница - student2.ru  

Иногда минералы выделяются в несвойственной им форме, образуя точную копию другого минерала или органического образования. Такие формы называются псевдоморфозами(от греч. pseudos – ложь, morphe – форма), т. е. ложными формами. Незначительное количество минералов не имеет кристаллической решетки, т. е. выделяются не в кристаллическом, а в аморфном или коллоидном состоянии.

Форма нахождения минералов в природе и особенности строения минеральных агрегатов позволяют судить об условиях их образования.

Аппаратура, оборудование и материалы.Набор минералов различных морфологических типов, рисунки, плакаты, иллюстрирующие морфологические особенности минералов.

Порядок выполнения работы.Используя имеющиеся методические пособия, плакаты, рисунки, учебники, студент должен последовательно описать характерные морфологические признаки минералов и минеральных агрегатов, предложенных преподавателем: степень изометричности, габитус, размеры зерен зернистых агрегатов, двойники, псевдоморфозы.

Содержание отчета, его форма и правила оформления отчёта о выполненной работе.В отчете следует отразить цель работы, кратко теоретические предпосылки, порядок выполнения работы. Пользуясь предложенными методическими указаниями, учебниками, учебно-методическими пособиями и коллекциями описать и зарисовать различные морфологические типы минеральных индивидов и агрегатов, дать их краткую характеристику, осветить особенности и условия образования. Результаты работы представить в виде таблицы 2.

Таблица 2 – Морфология минералов

Рисунок минерала Краткая характеристика, особенности морфологического типа, условия образования
   

При защите работы студент должен представить отчет о выполненной работе, ответить на вопросы, предложенные преподавателем, определить морфологические типы агрегатов по образцам из коллекции.

Задания и вопросы для формирования контроля владения компетенциями:

1. Какие формы кристаллов характерны для минералов?

2. Связана ли морфология минералов с особенностями их кристаллической структуры?

3. Для каких минералов штриховатость граней является диагностическим признаком?

4. Что такое двойники? Для каких минералов они наиболее типичны и облегчают их диагностику?

5. Чем обусловлены характерные морфологические особенности минеральных агрегатов?

6. Перечислите главнейшие типы минеральных агрегатов.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3

ИЗУЧЕНИЕ МИНЕРАЛОВ И ИХ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ

СВОЙСТВ ПО КОЛЛЕКЦИЯМ

Цель:Научить студентов определять название минералов и их характерные признаки. Ознакомить с классификацией минералов по типу химического соединения элементов. Рассмотреть условия образования породообразующих минералов. Ознакомить с практическим применением минералов. Данная лабораторная направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций: ОК-1, предусматривающей, способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, ПК-1, предусматривающей, способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности..

Организационная форма занятия:Лабораторная работа проходит в форме разбора конкретных ситуаций.В ходе лабораторного занятия изучается предоставленная коллекция минералов.

Указания по технике безопасности.Работать с кислотой осторожно, избегая попадания реактива в глаза.

Методические рекомендации. Минералы (от греч. minera – руда) – это однородные по составу и строению природные химические соединения, возникающие в результате разнообразных процессов, происходящих внутри земной коры и на ее поверхности. Большинство минералов твердые кристаллические тела. Реже встречаются жидкие и газообразные минералы.

Минералы слагают не только твердые оболочки Земли, но и планеты земной группы, астероиды, Луну, метеориты, частицы космической пыли. Известно около 3,5 тысяч минеральных видов.

Свойства минералов зависят от их химического состава и внутреннего строения. Эти признаки положены в основу классификации минералов. Наиболее распространенными в природе являются минералы следющих классов: самородных элементов, сульфидов, карбонатов, оксидов и гидроксидов, сульфатов, галоидных соединений, фосфатов, силикатов и алюмосиликатов. Ниже приводится краткая характеристика некоторых минералов этих классов.

Класс самородных элементов. В этот класс входят более 30 элементов, находящихся в самородном состоянии. Это металлы (железо, медь), полуметаллы (мышьяк, сурьма, висмут) и неметаллы (сера, углерод). Минералы класса самородных элементов не являются породообразующими, но имеют большое практическое значение. По происхождению самородные элементы связаны с магматическими, гидротермальными и метаморфическими процессами. Распространение их в земной коре невелико. Наиболее распространенными являются благородные металлы – платина, золото и серебро, а также графит и сера.

Класс сульфидов. В этот класс входит большое количество минералов, представляющих собой сернистые соединения металлов. Наиболее распространены сульфиды железа (пирит), меди (халькопирит), свинца (галенит) и цинка (сфалерит). Минералы имеют темную окраску, металлический блеск и высокую плотность. Минералы класса сульфидов, как правило, образуются в гидротермальных условиях и встречаются в виде прожилков, гнезд или кристаллов. В зоне выветривания сульфиды разрушаются, переходя в сульфаты, окислы, карбонаты и другие соединения.

Класс карбонатов насчитывает около 80 представителей. Карбонаты – это соли угольной кислоты (Н2СО3), для которых характерна реакция с соляной кислотой, сопровождающаяся выделением пузырьков углекислого газа, что часто используется для их диагностики. Минералы класса карбонатов имеют светлую окраску, низкую твердость, небольшой удельный вес, а также широкое распространение в верхней части литосферы. Наиболее распространенными являются кальцит, доломит, магнезит, сидерит.

Класс оксидов и гидроксидов объединяет минералы, образованные соединениями металлов и полуметаллов с кислородом, с гидроксильной группой ОН или водой. Минералы этого класса образуются как в эндогенных (внутренних), так и в экзогенных (поверхностных) условиях. Некоторые из них относятся к породообразующим, некоторые – к рудам. Самыми распространенными являются оксид кремния SiO2 (кварц), оксиды и гидроксиды железа (гематит, магнетит, лимонит). Практическое значение минералов этого класса велико, так как они образуют руды черных, цветных и редких металлов, слагают многие неметаллические полезные ископаемые (кварц, корунд). Некоторые из них играют роль драгоценных и поделочных камней (опал, рубин, сапфир).

Класс сульфатов включает минералы, представленные солями серной кислоты. Минералы этого класса осаждаются из поверхностных вод, связаны с окислением сульфидов и серы в зоне выветривания. Минералы обычно светлые, с низкой твердостью и небольшим удельным весом. Главными представителями класса являются: ангидрит, гипс, барит. Используются в строительной индустрии, в бурении нефтяных и газовых скважин.

Класс галоидов содержит около 100 минералов, представляющих собой соли галогеноводородных кислот HF, HCl, HBr, HI. Как породообразующие минералы имеют небольшое значение, но их скопления рассматриваются как сырье для химической и пищевой промышленности, металлургии и сельского хозяйства. Наиболее часто встречаются галит, сильвин и флюорит.

Образование галоидов связано с усыханием поверхностных соленосных бассейнов, а также с гидротермальными процессами.

Класс фосфатов объединяет большое количество минералов. Фосфа-ты – это минералы, образованные солями ортофосфорной кислоты (Н3РО4). Наиболее широко распространенным минералом является апатит.

В класс силикатов и алюмосиликатов (далее просто силикаты) входят наиболее важные и широко распространенные в земной коре породообразующие минералы. Силикатами являются около 800 минералов, которые характеризуются сложным химическим составом и внутренним строением. Одним из основных элементов в составе силикатов является кремний (Si). Присутствуют также кислород, алюминий, железо, магний, кальций, натрий, калий, водород.

Самыми распространенными являются минералы группы полевых шпатов. Широко распространены также пироксены, амфиболы и слюды.

По происхождению силикаты связаны с эндогенными (магматическими, пегматитовыми, метаморфическими) и экзогенными процессами. Силикаты экзогенного происхождения представляют собой продукты выветривания или изменения первичных минералов.

Силикаты – это ценные неметаллические полезные ископаемые, руды на рассеянные элементы, цветные металлы и редкие земли. Ряд силикатов используется в качестве драгоценных и поделочных камней (изумруд, гранаты, аквамарин, топаз).

Для первого знакомства студентам первого курса предлагается небольшой перечень минералов. Включались минералы в список исходя из следующих соображений: во-первых, это, так называемые, породообразующие минералы, знакомство с которыми важно для последующего изучения горных пород; во-вторых, это минералы важные в промышленном отношении (руды некоторых минералов, сера, графит и др.). Естественно, в список включены минералы ранее перечисленные в шкале твердости.

Аппаратура, оборудование и материалы.Коллекция минералов различных классов, лупы, шкала Мооса, фарфоровые и стеклянные пластинки для определения цвета черты и твердости, магниты, 5–10 % соляная кислота, рекомендованные таблицы и рисунки.

Порядок выполнения работы.Для того чтобы распознать минералы в лабораторных условиях, не прибегая к специальным методам минералогического исследования и оборудованию, необходимо знать и уметь определять их основные диагностические свойства. Способы определения минералов разнообразны и не могут быть сведены к одному или нескольким приемам. Многое зависит от того, насколько хорошо выражены свойства минерала и насколько широко этот минерал распространен в природе.

Для определения минералов рекомендуется использовать метод исключения. Путем сопоставления физических свойств исключаются отдельные классы минералов и выделяются один – два класса, к которым предположительно относится данный минерал. Например, если минерал обладает хорошо выраженным металлическим блеском, то он, скорее всего, относится к классу сульфидов или самородных элементов. Название этого минерала надо искать внутри этих классов.

Опытным путем для каждого минерала учебной коллекции определяется набор наиболее важных, с точки зрения диагностики, свойств.

Рекомендуется следующий порядок определения минералов:

1. Определяются и записываются основные физические свойства: твердость, плотность (г/см3), цвет, цвет черты, блеск, спайность, магнитность, взаимодействие с HCl.

2. Определяется принадлежность минерала к тому или иному классу (классам) по совокупности признаков.

3. Определяется место минерала внутри класса (название, разновидности и т. д.).

При описании минералов рекомендуется использовать данные, приведенные в таблице 3.

 
Таблица 3. Характеристика минералов различных классов

№ образца Наименование минерала, химическая формула Твердость/ плотность Окраска минерала без примесей Цвет черты/ блеск Спайность/ излом Происхождение минерала Практическое применение
Класс «Самородные элементы»
Медь (Сu) с примесями золота и серебра 2,5–3,0/ 8,5–8,9 медно-красный металлически-блестящий/ металлический отсутствует/ самородное, осадочное, окисление медно-сульфидных месторождений электротехника, приборостроение, машиностроение
Серебро (Ag) с примесями золота и меди 2,5/ 10,1–11,1 серебряно-белый металлически-блестящий/ металлический отсутствует/ гидротермальное, зоны окисления сульфидных месторождений электроника, ювелирное дело, медицина, химическая Методические рекомендации. 2 страница - student2.ru промышленность
Золото (Au) с примесями Cu, свинца (Pb) 2,5–3/ 13,6–18,3 золотисто-желтый металлически-желтый/ металлический отсутствует/ гидротермальное, россыпное ювелирное дело, электроника, медицина
Железо (Fe) 4–5/ 7–7,8 стально-серый стально-серый, блестящий/ металлический отсутствует/ магматическое (ультраосновные и основные породы) электротехника, приборостроение, машиностроение
Платина (Pt) 4–4,5/ 15–19 белый белый/ металлический отсутствует/ неровный магматическое (ультраосновные породы) электроника, ядерная техника, ракетостроение, текстильная, химическая промышленность
Сера (S) 1–2/ 2,05–2,08 желтый с различными оттенками не дает/ алмазный, в изломе – жирный несовершенная/ неровный при вулканических извержениях, разложении сернистых металлов, осадочным путем химическая промышленность (для производства серной кислоты), текстильная, резинотехническая промышленность

 
Продолжение таблицы 3

Алмаз (С) 10/ 3,5–3,6 бесцветный, голубой, бурый, зеленый не дает/ алмазный средняя/   пегматитовое (в кимберлитах) ювелирное дело, абразивный и режущий материал, бурение
Графит (С) 2,23/ 12,1 железно-черный до стального черный блестящий/ металловидный совершенная/   магматическое, метаморфическое металлургическая, электротехническая, атомная, химическая промышленность
Класс «Сульфиды»
Галенит (PbS) 2–3/ 7,4–7,6 свинцово-серый серовато-черный блестящий/ металлический совершенная/ ступенчатый гидротермальное, контактово- метаморфическое, осадочное Методические рекомендации. 2 страница - student2.ru руда на свинец, серебро, бериллий, медь, цинк
Сфалерит (ZnS) 3–4/ 3,5–4,2 бурый, черный белый, желтый, бурый/алмазный совершенная/ неровный гидротермальное, хемогенно-осадочное руда на цинк, кадмий
Киноварь (кровь дракона) (HgS) 2–2,5/ 8,1–8,2 красный красный/ алмазный совершенная/   гидротермальное   руда на ртуть, медицина, электротехника, химическая пром.
Халькопирит (CuFeS2) 3,5–4/ 4,2 латунно-желтый черный с зеленоватым оттенком/ металлический несовершенная/ неровный   магматическое, гидротермальное, метаморфическое, осадочное руда на медь, электротехника, машиностроение, приборостроение
Пирит (FeS2) 6–6,5/ 4,9–5,2 латунно-желтый буровато или зеленовато-черный/ металлический несовершенная/неровный, раковистый магматическое контактово-метасоматичес-кое, осадочное химическая промышленность
Молибденит (MoS2) 1/ 4,7–4,8 свинцово-серый серый/ металлический весьма совершенная/ листоватый гидротермальное, магматическое оборонная промышленность, металлургия
Аурипигмент (As2S3) 1–2/ 3,4–3,5 лимонно-желтый с бурым лимонно-желтый/ от полуметаллического до алмазного совершенная/ листоватый, чешуйчатый гидротермальное, вулканическое руда на мышьяк, сельское хозяйство, стекольное производство, кожевенная промышленность
Продолжение таблицы 3
Класс «Карбонаты»  
Кальцит (СаСОЗ) 3/ 2,6–2,8 бесцветный, белый, розовый, желтый белый/ стеклянный, перламутровый совершенная/ ровный, ступенчатый гидротермальное, осадочное строительство, металлургическая, химическая промышленность, сельское хозяйство, ювелирное дело
Арагонит (СаСОЗ) 3,5–4/ 2,9–3 белый, желтовато-белый, фиолетовый белый/ стеклянный отсутствует/   гидротермальное, осадочное Методические рекомендации. 2 страница - student2.ru строительство, металлургическая, химическая пром.
Магнезит (MgСОЗ) 4–4,6/ 2,9–3 белый с желтоватым или сероватым оттенком белый/ стеклянный совершенная/ ступенчатый, раковистый, неровный гидротермальное, осадочное металлургия, химическая, фармацевтическая промышленность
Доломит Ca,Mg(СОЗ) 3,5–4/ 1,8–2,9 серовато-белый с желтоватым, буроватым оттенком белый/ стеклянный совершенная/ косо-ступенчатый гидротермальное, осадочное строительство, металлургическая, химическая промышленность, сельское хозяйство

 
20

Сидерит (FeCОЗ) 3,5–4,5/ 3,9 желтовато-бе-лый, сероватый бесцветный/ стеклянный совершенная/ ступенчатый гидротермальное, осадочное руда на железо
Малахит Cu[CO3](OH)2 3,5–4,5/ 3,9–4,1 ярко-зеленый, черно-зеленый бледно-зеленый/ стеклянный до алмазного средняя/ землистый зона окисления медно-сульфидных месторождений руда на медь, декоративный, поделочный камень
Азурит Cu3[CO3]2(OH)2 3,5–4/ 3,7–3,9 темно-синий, голубой голубой/ стеклянный средняя/ плотный, землистый зона окисления медно-сульфидных месторождений руда на медь, химическая промышленность
Класс «Оксиды и гидроксиды»
Корунд (Аl2ОЗ) 9/ 4–4,1 синевато-желтовато-серый /стеклянный до алмазного отсутствует/ неровный, раковистый магматическое, контактово-метасоматическое, метаморфическое абразивный материал, квантовая электроника, приборостроение
Продолжение таблицы 3
Гематит (Fe2О3) 5,5–6/ 5–5,3 железно-черный до стально-серого вишнево-крас-ный/полуметаллический отсутствует/ неровный магматическое, гидротермальное; контактово-метасоматический металлургическая, химическая промышленность
Магнетит (Fe3О4) 5,5–6/ 4,9–5,2 железно-черный черный/ полуметаллический отсутствует/ раковистый, неровный магматическое, контактово-метасома-тическое, гидротермальное Методические рекомендации. 2 страница - student2.ru металлургическая промышленность
Хромит (FeCr2O4) 5,5–7,5/ 4–4,8 черный бурый/ металловидный отсутствует / зернистый магматическое металлургическая промышленность
Лимонит (Fe2О3·n H2O) 1,5–5,5/ 2,7–4,3 темно-бурый до черного желто-бурый/ полуметаллический, смолистый несовершенная/ раковистый экзогенное металлургическая промышленность
Кварц (SiO2) 7/ 2,5–2,8 серовато-белый, белый, серый /жирный, стеклянный отсутствует/ раковистый, неровный магматическое (кислые породы), пегматитовое, осадочное электроника, радиотехника, оптика, точная механика, строительство, ювелирное дело
Опал (SiO2·n H2O) 5,5–6,5/ 1,9–2,5 Бесцветный, белый, желтый, голубой светлый/ жирный, восковой, перламутр отсутствует/ раковистый экзогенное, осадочное биогенное строительство, ювелирное дело
Класс «Сульфаты»
Барит (BaSO4) 3–3,5/ 4,3–4,7 бесцветный, прозрачный бесцветный/ стеклянный совершенная/ неровный гидротермальное, зона выветривания химическая и топливная промышленность, бурение скважин
Гипс (CaSO4·2H2O) 2/ 2,3 бесцветный, белый

 
белый/

стеклянный, перламутровый

весьма совершенная/ ровный осадочное, в зоне выветривания, при дегидратации гипса строительство, медицина
Ангидрит (CaSO4) 3–3,5/ 2,6 белый с голубым оттенком белый/ стеклянный до жирного, перламутровый совершенная/ неровный осадочное, гидротермальное строительство, сельское хозяйство, химическая промышленность

 
Продолжение таблицы 3

Класс «Галоидов»
Галит (NaCl) 2,5/ 2,2–2,3 бесцветный, желтый белый/ стеклянный, жирный совершенная/ ступенчатый осадочное (хемогенное) вулканогенно-эксгаляционное Методические рекомендации. 2 страница - student2.ru пищевая, химическая промышленность, медицина
Сильвин (КCl) 2/2 бесцветный, белый, серый бесцветный, белый/стеклянный, жирный совершенная/ ступенчатый осадочное (хемогенное) химическая промышленность, сельское хозяйство, медицина
Флюорит (СаF2) 4/ 3,1–3,2 бесцветный, желтый бесцветный, белый/ стеклянный совершенная/ ступенчатый гидротермальное, магматическое, метаморфическое металлургическая, химическая промышленность
Класс «Фосфатов»
Апатит (Са5[PO4]3(F,Cl,OH)) 5/ 3,1–3,3 белый, светло-зеленый, бутылочно-зеленый белый/ стеклянный, жирный несовершенная/ неровный, раковистый магматическое, контактово-метасоматическое, гидротермальное, осадочное химическая промышленность, сельское хозяйство, ювелирное дело
Класс «Силикатов и алюмосиликатов»
Оливин ((Mg, Fe)2[SiO4]) 6,5–7/ 3,2–3,5 оливково-зеленый, бутылочно-зеленый, буроватый белый/ стеклянный до жирного средняя/ мелкораковистый магматическое: ультраосновные, основные породы огнеупорное сырье, ювелирное дело
Гранаты (А3В2[SiO4]3) А=Ca, Mg, Fe, Mn B=Al, Fe, Cr 6,5–7,5/ 3,4–4,3 бесцветный, желтый, красный, зеленый белый/ стеклянный, алмазный, жирный несовершенная/ раковистый, занозистый, шероховатый метаморфическое, магматическое, в россыпях ювелирное дело, обрабатывающая промышленность, производство абразивов
Диопсид (CaMg[Si2O6]) 5,5–6/ 3,3 серый с зеленоватым оттенком белый, слегка зеленоватый/ стеклянный средняя/ ступенчатый до неровного магматическое: ультраосновные, основные породы, метаморфическое   Методические рекомендации. 2 страница - student2.ru ювелирное дело
Продолжение таблицы 3
Авгит Ca(Mg,Fe,Al)(Si, Al)2O6 5–6/ 3,3–3,5 черный зеленовато-серый/ стеклянный Совершенная под углами 87° и 89°/ неровный до раковистого магматическое породообразующий минерал
Роговая обманка (Ca,Na)2 (Mg,Fe)(Al,Fe) [(Al, Si,)4O11]2 [OH]2 5,5–6/ 3–3,5 темно-зеленый до черного зеленый/ стеклянный, полуметаллический совершенная под углами 56° и 124°/ ступенчато-, шероховатый магматическое, метаморфическое, в скарнах важный породообразующий минерал
Серпентин (змеевик) Mg6[Si4O10] (OH)8 2,5–3/ 2,5–2,7 темно-зеленый, желто-зеленый белый/ восковой, жирный, стеклянный весьма совершенная/ занозистый, раковистый Гидротермальное-метасоматическое, в корах выветривания ультраосновных пород производство жаро- и кислоупорных материалов, поделочный камень
Каолинит Al4[Si4O10] (OH)8 1/ 2,6 белый, желтоватый или сероватый белый/ матовый, тусклый, перламутровый весьма совершенная/ землистый, гидротермальные изменения и выветривание полевых шпатов фарфоровая, косметическая и мыловаренная промышленность, строительство, производства кирпича, керамики
Монтмориллонит Al2[Si4O10](OH)2·nH2O очень мягкий белый с серым или синеватым оттенком белый/ матовый совершенная/ землистый Выветривание магматических пород и их туфов в щелочной среде строительство, бурение скважин, пищевая промышленность
Хлорит (Fe,Mg)3Si4O10(OH)2·(Mg,Fe)3 (O,OH)   2–2,5/ 2,6–3,3 зеленый светлая, зеленоватая/ стеклянный весьма совершенная/ ступенчатый гидротермальное, осадочное, метаморфическое породообразующий минерал некоторых осадочных и метаморфических пород
    Продолжение таблицы 3
Тальк Mg3[Si4O10] (OH)2 1/ 2,6–2,8 белый, желтоватый, серый белый/ шелковистый, жирный, перламутровый, стеклянный весьма совершенная/ занозистый, неровный гидротермальное изменение ультраосновных пород керамическая промышленность, медицина, бумажная, текстильная промышленность
Мусковит КAl2[AlSi3O10] (OH, F)2 2–2,5/ 2,8–3,1 бесцветен, сероватый белый/ стеклянный весьма совершенная/ ровный магматическое, гидротермальное, метаморфическое электропромышленность, радиотехника, приборостроение
Биотит K(Mg, Fe)3 [AlSi3O10] (OH, F, Cl)2 2,5–3/ 3–3,1 черный, бурый белый/ стеклянный, металловидный весьма совершенная/ ровный, ступенчатый магматическое, пегматитовое, метаморфическое извлечение Методические рекомендации. 2 страница - student2.ru рубидия и цезия
Глауконит K(Fe, Al, Mg)2 [(Al, Si)4O10] (OH)2·n H2O 2–3/ 2,2–2,8 зеленый зеленый/ матовый весьма совершенная/ зернистый, землистый осадочное химическая промышленность, сельское хозяйство
Ортоклаз K[AlSi3O3] 6–6,5/ 2,54–2,63 светло-розовый, буровато-желтый белый/ стеклянный, перламутровый совершенная/ неровный, ступенчатый магматическое (кислые, щелочные породы), осадочное керамическая промышленность, ювелирное дело
Микроклин K[AlSi3O8] 6–6,5/ 2,5–2,6 серый, желтоватый, розовый белый/ стеклянный, перламутровый совершенная/ неровный, зернистый магматическое (кислые, щелочные породы), метаморфическое керамическая промышленность
Лабрадор (Na,Ca)(Al,Si)(AlSi2O8) 6-6,5/ 2,6-2,7 темно-серый, зеленовато-серый не дает/ стеклянный совершенная/ неровный магматическое строительство (облицовочный материал)

Методические рекомендации. 2 страница - student2.ru

Наши рекомендации