Опыт 1. Образование слабодиссоциирующих веществ.

О Т Ч Е Т

Лабораторная работа

ДИСЦИПЛИНА: "Химия "
ТЕМА: "Растворы электролитов "
     
Выполнил: студент гр. ИСД.И-21 Титов А.И. __­­­­­­_______________    
Проверил: Максимов В.В. _________________
Дата сдачи (защиты) лабораторной работы:    
Результаты сдачи (защиты): Количество рейтинговых баллов    
Оценка  
     

Калуга, 2017 г.

Цель работы: ознакомиться с основными свойствами растворов электролитов.

Оборудование и реактивы: большие пробирки, пробиркодежатели, спички, спиртовки, индикаторная бумага, цветная шкала рH, пипетки.

Сухие реактивы: Zn(гранулированный), ZnSO4, CH3COONa, C2O4(NH4), Na2CO3, NaCl, NH4Cl.

Растворы:NaOH(0,1 н. раствор), HCl(0,1 н. раствор), CH3COOH(0,1 н. раствор), NH3 . H2O, NH4Cl.

Теоритическая часть.

Процесс распада вещества на ионы получил название электролитической диссоциации.Для слабых электролитов она протекает обратимо и выражается следующим примерным уравнением:

AB↔A++B-

К электролитам относятся вещества, в молекулах которых атомы связаны сильно полярной или ионной химической связью.

По современным представлениям электролитическая диссоциация в растворе происходит в результате сложного физико-химического взаимодействия молекул электролита с полярными молекулами растворителя.

Степень электролитической диссоциации α - это отношение числа молекул, распавшихся на ионы, к общему числу молекул растворенного вещества в растворе:

Опыт 1. Образование слабодиссоциирующих веществ. - student2.ru

α может измеряться в долях от единицы или в процентах.

α = 0, если диссоциация отсутствует; α = 1 или α = 100 % при полной диссоциации электролита. Если α< 3%, то электролит слабый; если α> 30%, то электролит сильный; если α находится в следующих пределах: 3 < α< 30%, то электролит средней силы.

К процессу электролитической диссоциации, как к обратимому процессу, можно применять принцип Ле Шателье и выявить влияние внешних факторов на состояние равновесия, приводящее к изменению значения α.

Для смещения равновесия:

А+B-+xH2O↔A+(H2O)a+B-(H2O)b

слева направо, то есть в сторону диссоциации, необходимо увеличить массу растворителя.

Константой электролитической диссоциации К называется постоянная химического равновесия в растворе электролита:

Опыт 1. Образование слабодиссоциирующих веществ. - student2.ru ,

где [А+], [B-] и [АВ] - концентрации в растворе ионов А+ и В- (в моль/л) и недиссоциированного соединения АВ (в моль/л).

Чем больше К, тем электролит лучше распадается на ионы. Для данного электролита значение К постоянно при определенной температуре и в отличие от α не зависит от концентрации.

Практическая часть

Опыт 1. Образование слабодиссоциирующих веществ.

Выполнение опыта: Налили в пробирку 1 мл раствора хлорида аммония и прибавили раствор гидроксида натрия. Содержимое пробирки перемешали определили по запаху, какой газ выделился.

Наблюдения: По запаху определили, что выделился аммиак.

NH4Cl + NaOH = NH4OH + NaCl

NH4OH=NH+ + OH-

Вывод: выделение газа произошло в результате распада гидроксида аммония на ионы.

Опыт 3. Смещение равновесия диссоциации слабых электролитов.

Выполнение работы: В 2 пробирки налили по 2 мл раствора гидроксида аммония и измерили pH. Одну пробирку оставили контрольной, а в другую добавили несколько кристаллов хлорида аммония. Сравнили pH-баланс.

Наблюдения: Сначала pHбыл равен 12. После добавления хлорида аммония, pHраствора стал равен 11.

Вывод:NH4OH=NH4+ + OH-

+

NH4Cl=NH4+ + Cl-

Так как понижается концентрация гидроксид-ионов, понижается и pH. Следовательно, равновесие сместится в сторону исходных веществ.

Опыт 5. Гидролиз различных солей.

Выполнение работы: В 5 пробирок налили по 1 мл воды, внесли туда по одному микрошпателю кристаллов следующих солей: ацетат натрия, сульфат цинка, карбонат натрия, щавелевокислого аммония, хлорида натрия. С помощью индикаторной бумаги определили pH каждого раствора.

Наблюдения:pH воды - 7;

рН ацетата натрия – 8;

рН сульфата цинка – 5,5;

рН карбоната натрия – 10;

рН щавелевокислого аммония – 8;

рН хлорида натрия – 7.

Вывод: 1)CH3COOHNa + H2O = CH3COOH + NaOH

Na – сильное основание

CH3COO – слабая кислота

CH3COONa + HOН = СН3СООН + NaОН

2) 2ZnSO4 + H2O = (ZnOH)2SO4 + H2SO4

Zn- Слабое основание

Опыт 1. Образование слабодиссоциирующих веществ. - student2.ru - сильная кислота

2ZnSO4 + 2HOH = (ZnOH)2SO4 + H2SO4

Zn2+ +H2O ⇄ ZnOH- + H+

3) Na2CO3+ H2O = NaHCO3+ NaOH

NaOH – сильное основание

H2CO3 – слабая кислота

Na2CO3 + H2O ↔ NaOH + NaHCO3

CO32- + H2O ↔ OH- + HCO3-

4)2(NH4)2C2O4+ 2H2O =H2C2O4 + (NH4OH)2C2O4

(NH4OH)2C2O4+ 2HOH = H2C2O4+ 2NH4OH

5) NaCl

Na – сильное основание

Опыт 1. Образование слабодиссоциирующих веществ. - student2.ru – сильная кислота

NaCl + H2O↛ гидролиз не протекает

Вывод по лабораторной работе: Мы ознакомились с основными свойствами растворов электролитов.

Опыт 1. Образование слабодиссоциирующих веществ. - student2.ru Министерство образования и науки Российской Федерации Калужский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» (КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана)
ФАКУЛЬТЕТ "Фундаментальные науки"
КАФЕДРА "Химия"

О Т Ч Е Т

Лабораторная работа

ДИСЦИПЛИНА: "Химия "
ТЕМА: "Растворы"
     
Выполнил: студент гр. ИСД.И-21 Титов А.И. __­­­­­­_______________    
Проверил: Максимов В.В. _________________
Дата сдачи (защиты) лабораторной работы:    
Результаты сдачи (защиты): Количество рейтинговых баллов    
Оценка  
     

Калуга, 2017 г.

Опыт 1. Образование слабодиссоциирующих веществ. - student2.ru Министерство образования и науки Российской Федерации Калужский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана» (КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана)
ФАКУЛЬТЕТ "Фундаментальные науки"
КАФЕДРА "Химия"

О Т Ч Е Т

Домашняя работа

ДИСЦИПЛИНА: "Химия "
ТЕМА: " Химическая термодинамика, химическая кинетика, гидролиз солей, растворы, способы выражения состава растворов."
     
Выполнил: студент гр. ИСД.И-21 Титов А.И. __­­­­­­_______________    
Проверил: Максимов В.В. _________________
Дата сдачи (защиты) лабораторной работы:    
Результаты сдачи (защиты): Количество рейтинговых баллов    
Оценка  
     

Калуга, 2017 г.

Наши рекомендации