Типовой тест входного контроля. Выберите один правильный ответ
Выберите один правильный ответ
1. Молекула воды имеет пространственное строение
1) пирамидальное; 2) угловое;
3) линейное; 4) плоское треугольное.
2. В живых системах водород проявляет степень окисления
1) +1; 2) -1; 3) 0; 4) +1 и -1.
3. 1. Электронная формула атома хлора в основном состоянии:
1) …3s23p4; 2) …3s23p5; 3) …3s23p3; 4) …3s23p6.
Узловые вопросы, необходимые для усвоения темы занятия
1) Общая характеристика водорода: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, валентные состояния, нахождение в природе, изотопный состав.
2) Физические и химические свойства молекулярного водорода.
3) Кислородные соединения водорода: вода, пероксид водорода.
4) Общая характеристика галогенов: положение в периодической системе, строение электронной оболочки, валентность, нахождение в природе, изотопный состав.
5) Сравнительная характеристика свойств галогенов как простых веществ: агрегатного состояния, растворимости, окислительно-восстановительных свойств.
6) Получение водорода и галогенов в лаборатории.
7) Галогеноводороды. Свойства. Качественные реакции на галогенид-ионы.
8) Кислородсодержащие соединения галогенов: оксиды, кислородсодержащие кислоты и их соли.
9) Биологическая роль водорода и галогенов.
Самостоятельная работа студентов
Лабораторная работа
Опыт 1. Разложение пероксида водорода.
Ход работы.В пробирку поместите 1-2 мл раствора пероксида водорода и 1 мл раствора соли Fe2+. Напишите уравнения реакций разложения и ионизации пероксида водорода. Какое значение имеют данные реакции?
Опыт 2. Изучение окислительно-восстановительных свойств пероксида водорода.
Ход работы.Для установления подлинности пероксида водорода и его препаратов используют реакцию образования перекисных соединений хрома, окрашенных в синий цвет.
В пробирку налейте раствор пероксида водорода, подкислите серной кислотой. Прибавьте диэтиловый эфир и несколько капель раствора бихромата калия. После взбалтывания и отстаивания смеси эфирный слой окрашивается в синий цвет (образуется пероксид хрома CrO5).
Напишите уравнение реакции взаимодействия пероксида водорода с бихроматом калия в кислой среде. Какую роль играет пероксид водорода в этой реакции (роль окислителя или восстановителя)?
Опыт 3. Изучение свойств галогенидов
Ход работы
а) В три пробирки налейте по 0,5 мл раствора нитрата серебра, в одну добавьте раствор хлорида натрия, в другую − бромида натрия, в третью − йодида калия. Наблюдайте образование осадков. К полученным галогенидам прилейте водный раствор аммиака. Все ли осадки растворяются? Объясните наблюдаемые явления. Напишите уравнения соответствующих реакций.
б) В две пробирки налейте раствор нитрата свинца. В одну добавьте раствор хлорида натрия, в другую − йодида калия. Наблюдайте осаждение малорастворимых галогенидов свинца. Нагревайте растворы с осадками до тех пор, пока не растворится осадок, затем охладите на воздухе. Объясните наблюдаемые явления. Напишите уравнения соответствующих реакций.
Сделайте обобщающий вывод.
Контроль усвоения темы занятия
Типовой тест выходного контроля
Выберите один правильный ответ
1. Энергия сродства к электрону в ряду: Cl2 → Br2 → I2
1) уменьшается; 2) увеличивается; 3) не изменяется.
2. В реакции I2 + Cl2 + H2O → HIO3 + … йод является:
1) восстановителем;
2) окислителем;
3) восстановителем и окислителем.
3. Наиболее сильной кислотой является:
1) HF; 2) HCl; 3) HBr; 4) HI.
Типовые задачи
1. Напишите уравнения реакций взаимодействия галогенов с водой и растворами щелочей (холодными и горячими).
2. Приведите примеры возможных реакций галогенов друг с другом. Укажите степень окисления галогенов в продуктах реакций.
3. Осуществите схемы превращений:
а) КОН → H2 → KH → H2 → HCl → H2 → NH3 → NH4Cl;
KMnO4
б) NaCl → Cl2 → HCl → Cl2 → KClO3 → KCl → HCl → HAuCl4.
4. Вычислите массу хлорида натрия, содержащегося в 500 г физиологического раствора. (Ответ: 4,45 г).
Подведение итогов занятия
7.6. Задание на дом. Химия элементов VIA группы.
Место проведения самоподготовки: читальный зал и др.
Литература:Основная: [1] стр. 349-368.
Дополнительная: [3] стр. 462-543.
Занятие 3