Перечень практических навыков и умений

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

Зн. 1. правила техники безопасности и работы в химических лабораториях с реактивами, биологическим материалом, приборами

Зн. 2. физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом, органном уровнях;

Зн. 3. свойства воды и водных растворов;

Зн. 4. способы выражения концентрации веществ в растворах, способы приготовления растворов заданной концентрации;

Зн. 5. основные типы химических равновесий (протеолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно- восстановительные) процессах жизнедеятельности;

Зн. 6. механизм действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно- основного состояния организма;

Зн. 7. электролитный баланс организма человека, коллигативные свойства растворов (диффузия, осмос, осмолярность, осмоляльность);

Зн. 8. дисперсные системы. Коллоидные поверхностно-активные вещества, их биологическая роль;

Зн. 9. строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;

Зн. 10. физико-химические методы анализа в медицине (титриметрический, электрохимический, хроматографический, вискозиметрический);

Зн. 11. роль биогенных элементов и их соединений в живых организмах, применение их соединений в медицинской практике;

Зн. 12. основы химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния.

Уметь:

Ум. 2. пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;

Ум. 3. производить расчеты объемов растворов и масс веществ, а так же расчеты по результатам эксперимента;

Ум. 4. классифицировать химические соединения основываясь на их структурных формулах;

Ум. 5. прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;

Ум. 6. выполнять термохимические расчеты, необходимые для составления энергоменю, для изучения основ рационального питания;

Ум. 7. пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов.

Раздел 1. Строение вещества. Основы количественного анализа. Основные закономерности протекания химических процессов. Основные типы равновесий и процессов в жизнедеятельности. Химия биогенных элементов.

Тема №1

Введение в практикум. Основные законы химии. Классификация и номенклатура неорганических соединений. Способы выражения концентрации растворов. Основы количественного анализа.

Значение темы:

Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК–1; ОК–5; ОПК-1; ОПК-7; ОПК-9; ПК-5

Цель: после изучения темыстудент должен

Уметь:

ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

ü классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах;

ü пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов.

Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение:

1. Применение в химии законов сохранения массы и энергии. Вещество. Количественная и качественная информация, содержащаяся в химических формулах и уравнениях. Закон постоянства состава и его современная трактовка. Закон кратных отношений. Закон Авогадро.

2. Классификация и номенклатура основных классов неорганических соединений. Валентность. Графические формулы веществ.

Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Сформулируйте закон сохранения массы веществ, напишите его математическое выражение, приведите примеры его проявления в химии.

2. Сформулируйте закон постоянства состава вещества. Установите формулу соединения, содержащего 43,4% натрия, 11,3% углерода, 45,3% кислорода.

3. Сформулируйте закон Авогадро. Что понимают под нормальными условиями? Рассчитайте какой объем при н.у. займут 5 л газа, измеренных при 20о и давлении 102 кПа.

4. При взаимодействии 3,59 г некоторого трехвалентного металла с раствором кислоты выделилось 0,448 л водорода (н.у.). Определите этот металл.

5. Изучите схему, отражающую классификацию важнейших классов неорганических веществ. Приведите примеры для каждого класса.

6. По систематической и рациональной номенклатуре дайте названия следующим соединениям: AsH3, HAlO2, PbO, Al(OH)2Cl, HClO2, KAl(SO4)2, CaO, Cu(OH)2, K2Cr2O7, H3O+, Na2HPO4, OH-, HCO3-, HNO2 , (CuOH)2SO4, HCl .

7. Дайте определение валентности. Напишите молекулярные и графические формулы следующих веществ: оксид серы (IV), серная кислота, оксид марганца (VII), перманганат калия, дихромат калия, дигидрофосфат натрия, ортофосфорная кислота, гидроксокарбонат магния.

Тема № 2.

Наши рекомендации