Перечень практических навыков и умений
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
Зн. 1. правила техники безопасности и работы в химических лабораториях с реактивами, биологическим материалом, приборами
Зн. 2. физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом, органном уровнях;
Зн. 3. свойства воды и водных растворов;
Зн. 4. способы выражения концентрации веществ в растворах, способы приготовления растворов заданной концентрации;
Зн. 5. основные типы химических равновесий (протеолитические, гетерогенные, лигандообменные, окислительно- восстановительные) процессах жизнедеятельности;
Зн. 6. механизм действия буферных систем организма, их взаимосвязь и роль в поддержании кислотно- основного состояния организма;
Зн. 7. электролитный баланс организма человека, коллигативные свойства растворов (диффузия, осмос, осмолярность, осмоляльность);
Зн. 8. дисперсные системы. Коллоидные поверхностно-активные вещества, их биологическая роль;
Зн. 9. строение и химические свойства основных классов биологически важных органических соединений;
Зн. 10. физико-химические методы анализа в медицине (титриметрический, электрохимический, хроматографический, вискозиметрический);
Зн. 11. роль биогенных элементов и их соединений в живых организмах, применение их соединений в медицинской практике;
Зн. 12. основы химии гемоглобина, его участие в газообмене и поддержании кислотно-основного состояния.
Уметь:
Ум. 2. пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;
Ум. 3. производить расчеты объемов растворов и масс веществ, а так же расчеты по результатам эксперимента;
Ум. 4. классифицировать химические соединения основываясь на их структурных формулах;
Ум. 5. прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологически важных веществ;
Ум. 6. выполнять термохимические расчеты, необходимые для составления энергоменю, для изучения основ рационального питания;
Ум. 7. пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов.
Раздел 1. Строение вещества. Основы количественного анализа. Основные закономерности протекания химических процессов. Основные типы равновесий и процессов в жизнедеятельности. Химия биогенных элементов.
Тема №1
Введение в практикум. Основные законы химии. Классификация и номенклатура неорганических соединений. Способы выражения концентрации растворов. Основы количественного анализа.
Значение темы:
Изучение темы будет способствовать формированию следующих компетенций ОК–1; ОК–5; ОПК-1; ОПК-7; ОПК-9; ПК-5
Цель: после изучения темыстудент должен
Уметь:
ü пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
ü классифицировать химические соединения, основываясь на их структурных формулах;
ü пользоваться номенклатурой IUPAC для составления названий по формулам типичных представителей биологически важных веществ и лекарственных препаратов.
Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение:
1. Применение в химии законов сохранения массы и энергии. Вещество. Количественная и качественная информация, содержащаяся в химических формулах и уравнениях. Закон постоянства состава и его современная трактовка. Закон кратных отношений. Закон Авогадро.
2. Классификация и номенклатура основных классов неорганических соединений. Валентность. Графические формулы веществ.
Вопросы для самоконтроля знаний:
1. Сформулируйте закон сохранения массы веществ, напишите его математическое выражение, приведите примеры его проявления в химии.
2. Сформулируйте закон постоянства состава вещества. Установите формулу соединения, содержащего 43,4% натрия, 11,3% углерода, 45,3% кислорода.
3. Сформулируйте закон Авогадро. Что понимают под нормальными условиями? Рассчитайте какой объем при н.у. займут 5 л газа, измеренных при 20о и давлении 102 кПа.
4. При взаимодействии 3,59 г некоторого трехвалентного металла с раствором кислоты выделилось 0,448 л водорода (н.у.). Определите этот металл.
5. Изучите схему, отражающую классификацию важнейших классов неорганических веществ. Приведите примеры для каждого класса.
6. По систематической и рациональной номенклатуре дайте названия следующим соединениям: AsH3, HAlO2, PbO, Al(OH)2Cl, HClO2, KAl(SO4)2, CaO, Cu(OH)2, K2Cr2O7, H3O+, Na2HPO4, OH-, HCO3-, HNO2 , (CuOH)2SO4, HCl .
7. Дайте определение валентности. Напишите молекулярные и графические формулы следующих веществ: оксид серы (IV), серная кислота, оксид марганца (VII), перманганат калия, дихромат калия, дигидрофосфат натрия, ортофосфорная кислота, гидроксокарбонат магния.
Тема № 2.