Закрепление знаний, умений учащихся

Самостоятельная работа.

а) Зарисовать схему процессов распада гемоглобина в крови.

Схема процессов распада гемоглобина крови.

ПЕЧЕНЬ Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru Нb Вердоглобин
 
  Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru

Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru Биливердин

Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru Билирубин

Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru

Билирубин-глюкуронид

ПЛАЗМА Нb – гаптоглобин Нb – альбумин Билирубин-альбумин ДРУГИЕ ОРГАНЫ Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru Нb Вердоглобин
 
  Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru

Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru Биливердин

Билирубин

Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru

                 
   
Желчь
 
    Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru
  Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru
 
    Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru
      Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru
 

Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru

Кал Моча

 
  Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru

б) Зарисовать схему превращений связанного билирубина.

Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru Связанный билирубин (прямой) → желчь → кишечник → мезобилирубин → мезобилиноген

 
  Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru

Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru Всасывание в кровоток Стеркобилиноген

 
  Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru

Портальная система Общий кровоток

       
  Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru   Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru

Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru Гепатоциты Выделение с мочой

в виде уробилиногена

Желчь

 
  Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru

Кишечник (в виде диппиролов)

Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru

В кровоток Выделение с калом Стеркобилин

(каловые массы)

Составить таблицу

«Клинико-биохимическая характеристика желтух».

Признак Желтухи
Механическая Паренхиматозная Гемолитическая
  Свободный билиру-бин крови     Не изменен   Незначительно повышен   Резко повышен
  Связанный билирубин крови     Резко повышен   Незначительно повышен   Незначительно повышен
  Билирубин мочи   Значительно повышен     Незначительно повышен   Не изменен
  Уробилиноген мочи       Не изменен или снижен     Значительно повышен   Резко повышен
  Стеркобилин кала       Снижен       Снижен или не изменен   Резко повышен
  Органоспецифические ферменты     Умеренно повышены     Резко повышены на ранних стадиях   Не изменены
  Функциональные пробы     В дебюте нормы, затем изменения     Патологически изменены   Норма

Приложение № 4.

Контроль конечного уровня знаний.

Фронтальный опрос.

1. Что происходит с гемоглобином пищи в ЖКТ?

2. Сколько гемоглобина высвобождается в результате распада эритроцитов в сутки?

3. Как образуется метгемоглобин? (В клетках РЭС Fе2+ →Fе3+ и Нb → метгемоглобин).

4. Какое соединение образуется при разрушении тетрапиррольной структуры гема?

Закрепление знаний, умений учащихся - student2.ru3+

(Вердоглобин → биливердин)

Фермент гемоксигеназа

5. Что такое билирубин? Где он образуется?

6. Назовите фракции билирубина.

7. Какое значение в клинической диагностике имеет определение фракций билирубина?

8. Назовите виды желтух.

9. Когда возникает гемолитическая желтуха?

10. Что лежит в основе паренхиматозной желтухи?

11. Когда возникает механическая желтуха?

12. Назовите пигменты кала и мочи.

Приложение № 5.

Домашнее задание.

1. Опорный конспект.

2. Учебник:

«Основы биохимии» Кухта В.К., стр. 283 – 288; 294 – 302.

«Биологическая химия» Ермолаев М.В., стр. 192 – 194; 195 – 200; 204 – 210.

«Методы клинических и лабораторных исследований» Камышников В.С., стр. 580 – 585.

3. Повторить вопросы из предыдущей лекции:

1) Синтез и распад гема.

2) Патология обмена гемоглобина и эритроцитов.

Приложение № 6.

Список литературы для преподавателя:

1. Основы биохимии. В.К. Кухта, Т.С. Морозкина, А.Д. Таганович, Э.И. Олецкий, М.: «Медицина», 1999 г.

2. Биологическая химия. И.В. Савицкий, Киев: «Вища школа», 1982 г.

3. Биохимия для врача. А.Ш. Бышевский, О.А. Терсенов, изд. «Уральский рабочий», 1994 г.

4. Методы клинических лабораторных исследований. Камышников В.С., Минск, Белорусская наука, 2001 г.

5. Биологическая химия. М.В. Ермолаев, Л.П. Ильичева, М., Медицина, 1989 г.

Список литературы для учащихся:

1. Основы биохимии. В.К. Кухта, Т.С. Морозкина, А.Д. Таганович, Э.И. Олецкий, Москва: «Медицина», 1999 г.

2. Методы клинических лабораторных исследований. Камышников В.С., Минск, Белорусская наука, 2001 г

3. Биологическая химия. М.В. Ермолаев, Л.П. Ильичева, М., Медицина, 1989 г.

Приложение № 7.

Наши рекомендации