Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных разделов и тем рабочей программы. Таких как: концепция «двух культур» (Ч.П. Сноу) – естественнонаучной и гуманитарно-художественной, проблема понимания и описания, понимания и интеграции, понимания и оценки в естественнонаучном и гуманитарном познании, идея полифоничности и диалогичности мышления в гуманитарных науках (М.М. Бахтин), влияние естествознания на различные сферы деятельности людей, формирование идеи рациональности и первых естественнонаучных программ (математическая, атомистическая, аристотелевская) в период античности, формирование логических форм научного мышления, доминирование ценностного над познавательным в эпоху средневековья, развитие опытной науки и классического типа рациональности в эпоху Возрождения и Нового времени, возникновение релятивистской и квантовой физики, отличительные черты науки, специальные (частные) методы естественных наук, методология и стиль мышления, наука в системе культуры, взаимовлияние науки и культуры, наука и производство, взаимосвязь материального и духовного производства, наука и политика, мораль, искусство, ценности, образ жизни, система образования, история науки как процесс рождения, жизни и гибели исследовательских программ, структурные уровни организации материи: микро-, макро- и мегамиры, Вселенная как неравновесная система, совпадение больших чисел и антропный принцип, кризис классического естествознания, перспективы использования энергии термоядерного синтеза, динамические и статистические закономерности в природе и соотношение между ними, энтропия и флуктуации, симметрия в живой и неживой природе, законы сохранения как правила запрета, развитие представлений о строении и свойствах Вселенной в истории науки, проблема поиска и возможности существования внеземных цивилизаций, место и роль химического знания в современной духовной культуре человечества, в мировоззрении личности, теория каталитических систем (А.П. Руденко), эволюция онтогенеза, развитие эволюционного учения в ХХ в., управление генетической информацией, здоровье человека и здоровый образ жизни.
Основными видами самостоятельной работы являются: изучение литературных источников, выполнение домашних заданий, решение контрольных задач, подготовка и анализ материалов по темам пропущенных занятий, заполнение рабочей тетради.
№ п/п | Вид учебно-методического обеспечения СРС | Кол-во |
Рабочая тетрадь | ||
Темы контрольных работ | ||
Тестовые задания | ||
Вопросы для самоконтроля знаний | ||
Темы для самостоятельного изучения | ||
Темы докладов, сообщений | ||
Практические задания, в том числе: | ||
7.1 | Перечень дискуссионных тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики диспута, дебатов | |
7.2. | Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий |
6. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Темы учебной дисциплины предусматривают проведение практических занятий, которые служат как целям текущего и промежуточного контроля за подготовкой студентов, так и углубления знаний предмета, закрепления изученного материала, развития умений, навыков подготовки сообщений, приобретения опыта устных выступлений, ведения дискуссий, аргументации и защиты высказанных взглядов и положений. Помощь в этом оказывают учебно-методические указания по дисциплине, задания на самостоятельную подготовку, перечень вопросов для подготовки реферативных сообщений и контрольных вопросов для самопроверки студентов, а также рекомендации по подготовке к практическим занятиям.
Предусматривается проведение выездного практического занятия в Московском планетарии по проблемам космологии.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме, а именно: «Проблема взаимосвязи гуманитарного и естественно-научного познания»; «Термоядерный синтез и перспективы его использования в развитии цивилизации»; «Проблема парадоксов и множественности вселенных в современной космологии»; «Проблема расшифровки генома и продления жизни человека»; «Перспективы развития генной инженерии в современных условиях». Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста, посвященное естественнонаучной проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
Текущий контроль знаний студентов осуществляется в ходе аудиторных занятий путем систематической проверки качества изученных тем, по форме и методике, выбираемой преподавателем.
Формой итогового контроля знаний студентов является зачет. Зачет по дисциплине входит в общую трудоёмкость дисциплины в зачетных единицах.
Порядок проведения различных видов контроля успеваемости регламентирован Положением по организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МГЭИ и его филиалах.
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал и процедур оценивания, а также методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в ходе текущей аттестации обучающихся представлены в Фонде оценочных средств для текущей аттестации по направлению подготовки 38.03.02.62 «Менеджмент», утвержденному приказом Ректора.
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал и процедур оценивания, а также методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в ходе промежуточной аттестации обучающихся представлены в Фонде оценочных средств для промежуточной аттестации по направлению подготовки 38.03.02.62 «Менеджмент», утвержденному приказом Ректора.
ФОСы по дисциплине «Концепции современного естествознания» хранятся на кафедре в соответствующей папке.
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету / экзамену
1. Концепция «двух культур» Ч.П. Сноу.
2. Науки естественные и гуманитарные, их различие и сходство.
3. Идея полифоничности и диалогичности мышления в гуманитарных науках (М.М. Бахтин).
4. Формирование единой техногенной культуры.
5. Социокультурный смысл современного естествознания. Необходимость изучения концепций современного естествознания специалистами гуманитарного профиля.
6. История естествознания.
7. Научный метод. Структура и виды методологии. Роль методологии в развитии научного познания.
8. Методология и научные парадигмы. Взаимодействие философии и научной методологии.
9. Классификация научных методов и её основания. Структура научного познания.
10. Методы эмпирического и теоретического этапов познания. Специальные (частные) методы естественных наук.
11. Методологические возможности системного подхода.
12. Тенденции развития методологии естественнонаучного познания.
13. Методология и стиль мышления. Методологическая культура специалиста.
14. Многозначность понятия «наука».
15. Наука как система теоретических знаний. Проблема классификации наук.
16. Взаимовлияние науки и культуры.
17. Основные этапы развития науки.
18. Основные концепции развития науки в XX веке.
19. Научная революция как смена парадигм.
20. Методология исследовательских программ И. Лакатоса.
21. Принцип пролиферации (размножения) теории в плюралистической методологии П. Фейерабенда.
22. Эволюционная модель развития науки Ст. Тулмина.
23. Тенденции развития и функции науки.
24. Научная картина мира. Место естественнонаучной картины мира в системе мировоззрения личности.
25. Эволюция естественнонаучной картины мира.
26. Глобальный эволюционизм как отражение всеобщей закономерности развития материи.
27. Принципы универсального эволюционизма и синергетика.
28. Вселенная как неравновесная система.
29. Проблема построения новой целостной научной картины мира.
30. Кризис классического естествознания.
31. Проблема причинности в современной физике.
32. Мировоззренческий и методологический смысл основных положений квантовой механики.
33. Принцип возрастания энтропии. Проблема «тепловой смерти» Вселенной. Границы применения принципа энтропии.
34. Теория относительности и пересмотр пространственно-временных представлений.
35. Основополагающие принципы естествознания (принципы симметрии и законы сохранения физических величин).
36. Естественнонаучный и мировоззренческий смысл принципа соответствия.
37. Развитие представлений о строении и свойствах Вселенной в истории науки.
38. Релятивистская космология. (А. Эйнштейн, А.А. Фридман).
39. Парадоксы и затруднения современной картины Вселенной.
40. Учение о химической эволюции. Происхождение жизни в результате химической эволюции как химическая проблема.
41. Становление биологической картины и основные этапы ее развития. Особенности биологического уровня организации материи и объекта биологического познания.
42. Проблема возникновения жизни.
43. Возникновение эволюционного учения.
44. Антропосоциогенез: единство биологической и социальной эволюции.
45. Развитие эволюционного учения в ХХ в.
46. Самоорганизация в живой и неживой природе. Самоорганизация и кибернетика.