Для III этапа экзамена (собеседование)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Красноярский государственный медицинский университет

Имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

Министерства по здравоохранению

и социальному развитию»

Кафедра гистологии, эмбриологии, цитологии

ГИСТОЛОГИЯ, ЭМБРИОЛОГИЯ, ЦИТОЛОГИЯ

Методические рекомендации для подготовки к экзамену – устному собеседованию для студентов II курса обучающихся по специальности

060103 – «педиатрия»

Красноярск

Гистология, эмбриология, цитология:методические рекомендации для подготовки к экзамену – устному собеседованию для студентов II курса обучающихся по специальности 060103 – «педиатрия»/сост. д.м.н. Медведева Н. Н., доцент Сухова Л. Е., доцент Левкович Л. Г.– Красноярск: типография КрасГМУ, 2009. - 20с.

Рецензент:д.м.н., профессор кафедры нормальной анатомии человека А.А. Касимцев

Утверждено к печати ЦКМС КрасГМУ (протокол № __ от «__» __________)

КрасГМУ

1. Тема: Рекомендации для подготовки студентов к экзамену – устному собеседованию.

2. Значение темы: Экзамен в системе обучения представляет собой итоговое испытание студентов с целью оценки приобретенных знаний и навыков; их применения с целью понимания предмета и подготовленности профессии.

3. Цели: Изучив курс гистологии, эмбриологии, цитологии, студент должен:

Знать:

· значение гистологии, эмбриологии, цитологии для медицины;

· основные этапы развития гистологии, эмбриологии, цитологии;

· основные закономерности структурной организации клеток, тканей и органов с позиции единства строения и функции;

· гистофункциональные особенности тканевых элементов и их участие в основных биологических процессах, свойственных тканям и органам, на основе данных световой, электронной микроскопии и гистохимии;

· основные закономерности эмбрионального развития организма, его тканей и органов.

Уметь:

· решать ситуационные задачи.

Основные положения темы

Уровень знаний студентов определяется путем опроса теоретического материала по билету, который составлен из перечня вопросов (Приложение №1) и ситуационных задач (Приложение №2). Билет содержит два вопроса и одну ситуационную задачу:

1 вопрос – по общей гистологии, цитологии или эмбриологии;

2 вопрос – по частной гистологии.

Предлагаемые ситуационные задачи взяты из сборника «Сборник ситуационных задач по гистологии, эмбриологии, цитологии: для студентов 1-2 курсов» 2007г.

Для повторения теоретической части курса одного учебника недостаточно, так как со времени его выхода из печати ряд вопросов может быть пересмотрен и дополнен новыми научными данными. Поэтому, кроме учебника, следует использовать конспекты лекций. На лекциях лектор особо выделяет общие закономерности, знание которых поможет решать частные вопросы.

Большое значение для усвоения материала имеет его наглядность. Поэтому при повторении теоретического материала надо одновременно обращаться к рисункам, которые имеются в ваших альбомах и атласах:

1. Пуликов А.С., Брюховец Т.Г. Атлас по гистологии: Учебное пособие. – Красноярск: Изд-во КрасГМА. 2001. – 128с.;

2. С.И.Юшканцева, В.Л. Быков. Гистология, цитология и эмбриология. Краткий атлас: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Издательство: «П-2», 2007. – 120с: 279 ил.;

3. С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров. Руководство-атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии (электронный вариант). Изготовитель – фирма «ДиаМорф», 2004.

При подготовке надо излагать материал по принципу от общего к частному, тогда ответ будет полным, осмысленным, позволяющим охарактеризовать глубину знаний, умение оперировать ими, что и требуется продемонстрировать на экзамене. Так, при ответе на вопрос по частной гистологии, в начале следует отметить место органа в соответствующей функциональной системе организма, его топографию, изложить основные положения, касающиеся его развития, указать его функциональную роль, общий план строения (назвать части, оболочки и структурно-функциональные единицы). Затем следует рассказать об особенностях его тканевого и клеточного состава. Остановиться на ультраструктурной, гистохимической и функциональной характеристиках клеток и их производных. После общей характеристики органа показать возрастные изменения, происходящие в органе на тканевом уровне, что сказывается на функциональном состоянии органа.

Решение ситуационной задачи является дополнительным мотивационным фактором при изучении конкретной темы. Задачи повышают интерес студентов к изучаемой дисциплине, уровень их знаний и способствуют развитию клинического мышления.

Оценка за собеседование выставляется согласно критериев, изложенных в Приложении №3.

Список литературы

Основная литература:

1. Гистология, эмбриология, цитология. Учебник для ВУЗов/Ред. Э.Г. Улумбекова, Ю.А. Челышева – Москва: издательская группа «ГЭОТАР – Медиа» 2007. - 407с.

Дополнительная литература:

1. Данилов Р.К. Гистология человека в мультимедиа:Учебник/Р.К. Данилов, А.А. Климов, Т.Г. Боровая. – 2-изд. – СПб: Элби-СПб, 2004. – 361с.

2. Атлас по гистологии: Учебное пособие/Ред. А.С. Пуликов, Т.Г. Брюховец; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2004. - 128с.

3. С.И.Юшканцева, В.Л. Быков. Гистология, цитология и эмбриология. Краткий атлас: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Издательство: «П-2», 2007. – 120с: 279 ил.

4. Курс возрастной гистологии:Учебное пособие/Ред. А.С. Пуликов; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «Версо», 2006. – 130с.

Методические пособия, рекомендации:

1. Гистология: Комплексные тесты: ответы и пояснения: Учебное пособие/ С.Л. Кузнецов, Ю.А. Челышев – Москва: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2001. – 312с.

2. Пуликов А.С. Толковый словарь гистологических терминов/А.С. Пуликов, Л.Е. Сухова; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: ИПЦ «КАСС», 2004. – 37с.

3. Ситуационные задачи для студентов/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович Л.Г. и др.; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 86с.

4. Тестовые задания по гистологии, эмбриологии, цитологии для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Л.Г. Левкович и др.; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 80с.

5. Гистология, эмбриология, цитология (стандарты практических навыков и умений для студентов 1-2 курсов по специальности “лечебное дело”)/Сост. Н.Н. Медведева, Л.Е. Сухова, Е.А. Хапилина; Колл. авт. Красноярская мед. академия. – Красноярск: КрасГМА, 2007. – 44с.

Приложение №1

Основные вопросы по гистологии, эмбриологии, цитологии

для III этапа экзамена (собеседование)

ЦИТОЛОГИЯ

1.Предмет и задачи цитологии, её значение в системе биологических и медицинских наук. Основные положения клеточной теории на современном этапе развития науки. Взаимосвязь формы и размеров клеток с их функциональной специализацией. Общий план строения эукариотических клеток.

2.Биологическая мембрана. Структурно-химическая характеристика и функции.

3.Плазматическая мембрана или цитолемма. Структурно-химические особенности и функции.

4.Специализированные структуры цитолеммы: микроворсинки, реснички, жгутики, базальные инвагинации. Их строение и функции.

5.Общая характеристика межклеточных взаимодействий. Типы межклеточных соединений: десмосомы, нексусы, синапсы. Строение и их назначение.

6.Основные компоненты цитоплазмы. Органеллы (органоиды). Определение, классификации. Морфофункциональная характеристика органелл общего значения мембранного строения: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, пероксисомы, митохондрии.

7.Основные компоненты цитоплазмы. Органеллы (органоиды). Определение, классификации. Морфофункциональная характеристика органелл немембранного строения: рибосомы, центриоли, микротрубочки, микрофиламенты.

8.Основные компоненты цитоплазмы. Органеллы (органоиды). Определение, классификации. Морфофункциональная характеристика органелл специального значения: миофибриллы, микротрубочки, тонофиламенты, микроворсинки, реснички, жгутики.

9.Основные компоненты цитоплазмы. Включения. Определение, классификация. Значение в жизнедеятельности клеток и организма. Локализация и строение различных видов включений.

10.Основные компоненты цитоплазмы. Гиалоплазма. Химический состав. Участие в клеточном метаболизме.

11.Ядро. Общий план строения неделящегося ядра. Форма и количество ядер в клетке. Функции ядра.

12.Основные проявления жизнедеятельности клетки. Клеточный цикл. Определение понятия. Характеристика этапов клеточного цикла для клеток, сохранивших способность к делению, и клеток, утративших способность к делению. Апоптоз. Определение понятия и его биологическое значение.

ЭМБРИОЛОГИЯ

13.Определение понятий: прогенез, сперматогенез. Стадии сперматогенеза. Строение сперматозоида.

14.Определение понятий: прогенез, овогенез. Стадии овогенеза. Строение яйцеклетки. Тип яйцеклетки (количество и распределение желтка) у ланцетника, амфибии, птицы, человека.

15.Эмбриогенез, дать определение. Основные этапы эмбриогенеза у птицы. Оплодотворение - определение. Биологическое значение оплодотворения, особенности и хронология процесса. Понятие зиготы.

16.Определение понятия эмбриогенез. Основные этапы эмбриогенеза у птицы. Дробление: определение и общая характеристика. Типы дробления и виды бластул у различных представителей животного мира (ланцетника, амфибии, птицы, человека).

17.Гаструляция. Определение понятия. Основные механизмы гаструляции. Типы гаструляции у различных представителей животного мира (ланцетника, амфибии, птицы, человека).

18.Органогенез, гистогенез и дифференцировка мезодермы в ходе эмбриогенеза птицы.

19.Внезародышевые органы птицы. Строение и функции. Их появление в эволюции.

20.Имплантация у человека. Характеристика процесса. Состояние матки к началу имплантации. Зародыш на стадии имплантации.

21.Особенности гаструляции у человека. Деламинация. Преобразования эпибласта и гипобласта. Иммиграция. Строение двухнедельного зародыша человека.

22.Плацента человека. Тип, строение и функции.

23.Особенности эмбрионального развития человека. Раннее развитие внезародышевых органов. Критические периоды в развитии зародыша человека (П.Г.Светлов).

ОБЩАЯ ГИСТОЛОГИЯ

24.Уровни организации живого. Ткани – один из иерархических уровней организации живого. Определение понятий: ткань, стволовой дифферон, детерминация, коммитирование, геном, дифференцировка, кейлоны, апоптоз, регенерация, адаптация, дезадаптация, метаплазия.

25.Закономерности возникновения и эволюции тканей. Теории параллелизма А.А. Заварзина и дивергентной эволюции Н.Г. Хлопина. Морфофункциональная классификация тканей по А.А.Заварзину.

Наши рекомендации