ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учебно-методический комплекс
Учебно-методический комплекс
дисциплины «Концепции современного естествознания»
математического и естественнонаучного цикла (базовая часть)
Направление подготовки 051100.62 «Профессиональное обучение»
Профиль подготовки «Производство потребительских товаров»
(заочная форма обучения)
Разработчик (составитель) УМК
к.ф.н. Баширов Т.А. _________________ « » 2014 г.
Стерлитамак 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы 3
2. Цели освоения дисциплины 3
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3
4. Рабочая программа учебной дисциплины 5
5. Образовательные технологии 11
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 12
а) основная литература
б) дополнительная литература
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины 12
8. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя 13
9. Методические указания для студентов 16
9.1 Общие указания
9.2 Указания к практическим занятиям
10. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 18
10.1 Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам
10.2 Понятия и термины для самостоятельного изучения
10.3 Задания для контрольной работы
10.4 Литература для самостоятельной работы студентов
11. Контрольно-оценочные материалы 27
11.1 Тестовые задания: модуль 1
11.2 Тестовые задания: модуль 2
11.3 Вопросы для зачета
12. Рейтинг-план дисциплины 46
13. Словарь основных терминов47
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2.Б.4). Данная дисциплина логически, содержательно и методологически взаимосвязана, прежде всего, с такими дисциплинами (модулями) основной образовательной программы, как «Философия», «Культурология». Так, для успешного освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» студент должен путем освоения важнейших разделов дисциплин «Философия» и «Культурология» выработать качественные знания о науке как социально-культурном феномене, об основных типах мировоззрения, о методах научного исследования, о всеобщих способах и формах существования природных объектов.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью изучения учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» является ознакомление студентов с современными достижениями естествознания. Содержание данной дисциплины позволяет студентам освоить основные положения естественных наук, уяснить принципы и методологию познания окружающего мира, основные концепции и достижения современного естествознания, а также проблемы, стоящие перед естествознанием в настоящее время.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»
К основнымкомпетенциям, на формирование которых оказывает непосредственное влияние изучение данной учебной дисциплины, относятся:
- (ОК-2) знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;
- (ОК-16) владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;
- (ОК-23) владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий.
В результате освоения дисциплины студент должен:
· Знать: основы концепций современного естествознания; общие принципы познания и методы научной работы; иметь представление о естественнонаучной и гуманитарной культуре; о принципах относительности пространства и времени; о порядке и беспорядке в природе; о генетике и эволюции; о многообразии живых организмов; о химических процессах, протекающих в природе.
· Уметь: обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные; правильно организовывать свой труд в процессе поиска и обработки информации; грамотно оформлять результаты своих исследований в виде отчётов, аналитических докладов и статей; логично отстаивать свою точку зрения, а также быть способным осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т. д.; работать с различными измерительными приборами.
· Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий.
СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2014-2015 учебный год
по дисциплине «Концепции современного естествознания» на 2 семестр
Рабочую программу осуществляют: Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2
Учебных часов:
лекций (в т.ч. в интерактивных формах) 2
Лекции: доцент кафедры философии права и социальных наук, семинарских (в т.ч. в интерактивных формах)
кандидат философских наук Баширов Т.А. практических (в т.ч. в интерактивных формах) 8
лабораторных
консультаций
Практические занятия: доцент кафедры философии права и соц. наук, зачет 2 семестр
кандидат философских наук Баширов Т.А. экзамен
самостоятельная работа студентов 54
КРЗ 7,5
№ п/п | Тема и содержание | Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) | Кол-во часов аудитор. работы | Интерактивные методы обучения | Межпредметные связи | Инновационные методы в обучении | Основная и дополнительная литература (с указанием номеров глав и параграфов), рекомендуемая студентам | Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач | Кол-во часов самостоятельной работы | Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контр. работы, комп. тесты) | |
Естествознание и его роль в культуре:естествознание и гуманитарное знание; место и роль науки в культуре; развитие науки; фундаментальная и прикладная наука; псевдонаука; наука как социальный институт | Лекция | 2 | Диалог, обсуждение | история, философия | Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям | ОЛ: 1 (гл. 1-4, 25); 2 (гл. 1, 2); ДЛ: 2 (гл 1); 4 (гл.1); | Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) | Проверка контр. работы | |||
Методы научного познания:метод и методология; уровни научного познания; эмпирические, теоретические и общелогические методы; роль традиционных представлений и интуиции | Диалог, обсуждение, опрос, дискуссия, тестирование | логика | Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям | ОЛ: 1 (гл. 5); 2 (гл. 19); ДЛ: 2 (гл 1); | Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) | Проверка конспектов и словаря терминов | |||||
Античная и средневековая наука. Научная революция XVII в.:знания на Древнем Востоке; появление науки в Древней Греции; натурфилософия античности; наука в Средние века и эпоху Возрождения; научная революция XVII века | Семинар | 2 | Диалог, обсуждение, опрос, дискуссия | философии | Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям | ОЛ: 1 (гл. 6); 2 (гл. 3); | Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) | Проверка конспектов и словаря терминов, контр. тестирование | |||
Развитие классической науки в Новое время (XVIII – XIX вв.):основные черты классической науки; наука XVIII века; механическая картина мира; наука XIX века; классическая термодинамика и статистическая физика; электромагнитная картина мира; кризис классической науки | Семинар | 2 | Диалог, обсуждение, опрос, дискуссия, тестирование | Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям | ОЛ: 1 (гл. 6); 2 (гл. 3); ДЛ: 2 (гл. 3, 4); | Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) | Проверка конспектов и словаря терминов | ||||
Научная революция XX в. Современная физическая картина мира:становление современной физики; основы специальной и общей теории относительности; основы физики микромира; строение атома; поле и вещество; элементарные частицы; фундаментальные взаимодействия; концепции Великого объединения и Суперобъединения; динамические и статистические законы; синергетические представления о самоорганизации материи; от неклассической к постнеклассической науке | Семинар | 2 | Диалог, обсуждение, опрос, дискуссия | философия | Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям | ОЛ: 1 (гл. 10-12, 24); 2 (гл. 3-8, 20); ДЛ: 2 (гл. 5-7, 13); | Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) | Проверка конспектов и словаря терминов, коллоквиум, контр. тестирование | |||
Современная астрономическая картина мира:структурность и системность материи; основные представления о мегамире; проблема возникновения Вселенной; образование Солнечной системы; строение Солнца и его системы; многообразие галактик и звезд, их рождение и эволюция | Семинар | 2 | Мозговой штурм | философия | Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям | ОЛ: 1 (гл. 7, 8); 2 (гл. 10-13 ДЛ: 2 (гл. 2, 9); | Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) | Проверка конспектов и словаря терминов | |||
Современная геологическая картина мира:сравнительные характеристики планет земной группы; форма, размеры, возраст, эволюция Земли; геодинамические процессы; строение Земли, ее внутренние и внешние оболочки; климат Земли, его формирование и факторы изменения | Диалог, обсуждение, опрос, дискуссия | Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям | ОЛ: 1 (гл. 9); 2 (гл. 13); ДЛ: 2 (гл. 10); | Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) | Проверка контр. работы | ||||||
Становление химии и современная химическая картина мира:становление химии как науки; открытие основных законов химии; химические элементы и соединения и их рациональное использование; методы управления химическими процессами; эволюционная химия и ее основные проблемы | Диалог, обсуждение, опрос, дискуссия, тестирование | Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям | ОЛ: 1 (гл. 13); ДЛ: 2 (гл. 7, 8); | Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) | Проверка конспектов и словаря терминов | ||||||
Современная биологическая картина мира:специфика живого; основные свойства и уровни организации живых систем; становление клеточной теории; строение, размножение, типы клеток; проблема происхождения жизни и подходы к ее решению; основные этапы развития жизни на Земле; становление эволюционной концепции; современная теория эволюции; основы генетики и молекулярной биологии | Мозговой штурм | Философия, | Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям | ОЛ: 1 (гл. 14-19); 2 (гл. 14, 15); ДЛ: 2 (гл. 11, 12, 14); | Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) | Проверка конспектов и словаря терминов | |||||
Человек в свете современного естествознания:человек как объект естественнонаучного изучения; основные этапы антропогенеза; анатомические, физиологические и психические особенности человека; природные основы сознания, творчества и нравственности человека; человек как биосферное и космическое существо; концепции ноосферы и устойчивого социального развития | Диалог, обсуждение, опрос, дискуссия, тестирование | философия | Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям | ОЛ: 1 (гл. 20-22); 2 (гл. 16, 17); ДЛ: 2 (гл. 14); | Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. пред. пункт) | Проверка контр. работы | |||||
Основная литература:
1. Гусев Д.А. Концепции современного естествознания. – М.: МИЭМП, 2010. – 386 с.
2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, 2011. – 704 с.
Дополнительная литература:
1. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студ. педвуза. Часть 1 / авт.-сост. В.Л. Дмитриев и др. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2010. – 175 с.
2. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студ. педвуза. Часть 2 / авт.-сост. В.Л. Дмитриев и др. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2011. – 156 с.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги и т.д.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.
Интерактивные методы обучения – это методы, построенные на коммуникации людей, которые принимают участие в образовательном процессе: взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. К интерактивным относят, таким образом, не все методы активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения.
К интерактивным методамобучения относятся, например: деловая игра; коллективная мыслительная деятельность; корпоративное обучение; метод проектов, учебная дискуссия; кейс-стади; тренинг.
В интерактивной форме проходит изучение темы 3 (2 часа) и темы 5 (2 часа). Определяющим интерактивным методом при изучении данных тем является «мозговой штурм» с активным вовлечением в решение открытых естественных глобальных проблем всей аудитории.
Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
К активным методам обучения относятся, например: проблемная лекция,лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-конференция; эвристическая беседа; самостоятельная работа с литературой; семинар-практикум; портфолио.
Метод учебной дискуссии заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (до 15 человек).
Традиционно под понятием «дискуссия»понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.
Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.
Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может быть, на наш взгляд, только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны педагога.
Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся — отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины.
Обобщая сказанное выше, можно выделить следующие специфические черты оптимально организованной и проведенной учебной дискуссии:
1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме педагога-организатора и, как правило, имеющийся достаточный практический опыт решения подобных проблем у слушателей;
2) высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке педагога-организатора, т. е. относительно низкий уровень импровизации со стороны педагога. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со стороны обучающихся. Отсюда необходимость управляемости педагогом процессом проведения дискуссии;
3) целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления;
4) источник истинного знания вариативен. В зависимости от конкретной проблемной ситуации это либо педагог-организатор, либо обучающиеся, либо последние выводят истинное знание при помощи педагога.
В заключение следует отметить, что этот метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.