ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс

дисциплины «Концепции современного естествознания»

математического и естественнонаучного цикла (базовая часть)

Направление подготовки 051100.62 «Профессиональное обучение»

Профиль подготовки «Производство потребительских товаров»

(заочная форма обучения)

Разработчик (составитель) УМК

к.ф.н. Баширов Т.А. _________________ « » 2014 г.

Стерлитамак 2014

СОДЕРЖАНИЕ

1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы 3

2. Цели освоения дисциплины 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 3

4. Рабочая программа учебной дисциплины 5

5. Образовательные технологии 11

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 12

а) основная литература

б) дополнительная литература

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины 12

8. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя 13

9. Методические указания для студентов 16

9.1 Общие указания

9.2 Указания к практическим занятиям

10. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 18

10.1 Содержание самостоятельной работы и формы контроля по темам

10.2 Понятия и термины для самостоятельного изучения

10.3 Задания для контрольной работы

10.4 Литература для самостоятельной работы студентов

11. Контрольно-оценочные материалы 27

11.1 Тестовые задания: модуль 1

11.2 Тестовые задания: модуль 2

11.3 Вопросы для зачета

12. Рейтинг-план дисциплины 46

13. Словарь основных терминов47

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла (Б.2.Б.4). Данная дисциплина логически, содержательно и методологически взаимосвязана, прежде всего, с такими дисциплинами (модулями) основной образовательной программы, как «Философия», «Культурология». Так, для успешного освоения дисциплины «Концепции современного естествознания» студент должен путем освоения важнейших разделов дисциплин «Философия» и «Культурология» выработать качественные знания о науке как социально-культурном феномене, об основных типах мировоззрения, о методах научного исследования, о всеобщих способах и формах существования природных объектов.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» является ознакомление студентов с современными достижениями естествознания. Содержание данной дисциплины позволяет студентам освоить основные положения естественных наук, уяснить принципы и методологию познания окружающего мира, основные концепции и достижения современного естествознания, а также проблемы, стоящие перед естествознанием в настоящее время.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

К основнымкомпетенциям, на формирование которых оказывает непосредственное влияние изучение данной учебной дисциплины, относятся:

- (ОК-2) знает и понимает законы развития природы, общества и мышления и умеет оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

- (ОК-16) владеет методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования;

- (ОК-23) владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий.

В результате освоения дисциплины студент должен:

· Знать: основы концепций современного естествознания; общие принципы познания и методы научной работы; иметь представление о естественнонаучной и гуманитарной культуре; о принципах относительности пространства и времени; о порядке и беспорядке в природе; о генетике и эволюции; о многообразии живых организмов; о химических процессах, протекающих в природе.

· Уметь: обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные; правильно организовывать свой труд в процессе поиска и обработки информации; грамотно оформлять результаты своих исследований в виде отчётов, аналитических докладов и статей; логично отстаивать свою точку зрения, а также быть способным осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации и т. д.; работать с различными измерительными приборами.

· Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий.

СТЕРЛИТАМАКСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

2014-2015 учебный год

по дисциплине «Концепции современного естествознания» на 2 семестр

Рабочую программу осуществляют: Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 2

Учебных часов:

лекций (в т.ч. в интерактивных формах) 2

Лекции: доцент кафедры философии права и социальных наук, семинарских (в т.ч. в интерактивных формах)

кандидат философских наук Баширов Т.А. практических (в т.ч. в интерактивных формах) 8

лабораторных

консультаций

Практические занятия: доцент кафедры философии права и соц. наук, зачет 2 семестр

кандидат философских наук Баширов Т.А. экзамен

самостоятельная работа студентов 54

КРЗ 7,5

№ п/п   Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, практические занятия, семинарские занятия, лабораторные работы, самостоятельная работа) Кол-во часов аудитор. работы Интерактивные методы обучения Межпредметные связи Инновационные методы в обучении Основная и дополнительная литература (с указанием номеров глав и параграфов), рекомендуемая студентам   Задания по самостоятельной работе студентов с указанием литературы, номеров задач Кол-во часов самостоятельной работы Форма контроля самостоятельной работы студентов (коллоквиумы, контр. работы, комп. тесты)
Естествознание и его роль в культуре:естествознание и гуманитарное знание; место и роль науки в культуре; развитие науки; фундаментальная и прикладная наука; псевдонаука; наука как социальный институт Лекция 2 Диалог, обсуждение история, философия Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям ОЛ: 1 (гл. 1-4, 25); 2 (гл. 1, 2); ДЛ: 2 (гл 1); 4 (гл.1); Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) Проверка контр. работы
Методы научного познания:метод и методология; уровни научного познания; эмпирические, теоретические и общелогические методы; роль традиционных представлений и интуиции     Диалог, обсуждение, опрос, дискуссия, тестирование логика Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям ОЛ: 1 (гл. 5); 2 (гл. 19); ДЛ: 2 (гл 1); Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) Проверка конспектов и словаря терминов
Античная и средневековая наука. Научная революция XVII в.:знания на Древнем Востоке; появление науки в Древней Греции; натурфилософия античности; наука в Средние века и эпоху Возрождения; научная революция XVII века Семинар 2 Диалог, обсуждение, опрос, дискуссия философии Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям ОЛ: 1 (гл. 6); 2 (гл. 3); Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) Проверка конспектов и словаря терминов, контр. тестирование
Развитие классической науки в Новое время (XVIII – XIX вв.):основные черты классической науки; наука XVIII века; механическая картина мира; наука XIX века; классическая термодинамика и статистическая физика; электромагнитная картина мира; кризис классической науки Семинар 2 Диалог, обсуждение, опрос, дискуссия, тестирование   Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям ОЛ: 1 (гл. 6); 2 (гл. 3); ДЛ: 2 (гл. 3, 4); Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) Проверка конспектов и словаря терминов
Научная революция XX в. Современная физическая картина мира:становление современной физики; основы специальной и общей теории относительности; основы физики микромира; строение атома; поле и вещество; элементарные частицы; фундаментальные взаимодействия; концепции Великого объединения и Суперобъединения; динамические и статистические законы; синергетические представления о самоорганизации материи; от неклассической к постнеклассической науке Семинар 2 Диалог, обсуждение, опрос, дискуссия философия Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям ОЛ: 1 (гл. 10-12, 24); 2 (гл. 3-8, 20); ДЛ: 2 (гл. 5-7, 13); Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) Проверка конспектов и словаря терминов, коллоквиум, контр. тестирование
Современная астрономическая картина мира:структурность и системность материи; основные представления о мегамире; проблема возникновения Вселенной; образование Солнечной системы; строение Солнца и его системы; многообразие галактик и звезд, их рождение и эволюция Семинар 2 Мозговой штурм философия Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям ОЛ: 1 (гл. 7, 8); 2 (гл. 10-13 ДЛ: 2 (гл. 2, 9); Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) Проверка конспектов и словаря терминов
Современная геологическая картина мира:сравнительные характеристики планет земной группы; форма, размеры, возраст, эволюция Земли; геодинамические процессы; строение Земли, ее внутренние и внешние оболочки; климат Земли, его формирование и факторы изменения     Диалог, обсуждение, опрос, дискуссия   Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям ОЛ: 1 (гл. 9); 2 (гл. 13); ДЛ: 2 (гл. 10); Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) Проверка контр. работы
Становление химии и современная химическая картина мира:становление химии как науки; открытие основных законов химии; химические элементы и соединения и их рациональное использование; методы управления химическими процессами; эволюционная химия и ее основные проблемы     Диалог, обсуждение, опрос, дискуссия, тестирование   Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям ОЛ: 1 (гл. 13); ДЛ: 2 (гл. 7, 8); Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) Проверка конспектов и словаря терминов
Современная биологическая картина мира:специфика живого; основные свойства и уровни организации живых систем; становление клеточной теории; строение, размножение, типы клеток; проблема происхождения жизни и подходы к ее решению; основные этапы развития жизни на Земле; становление эволюционной концепции; современная теория эволюции; основы генетики и молекулярной биологии   Мозговой штурм Философия, Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям ОЛ: 1 (гл. 14-19); 2 (гл. 14, 15); ДЛ: 2 (гл. 11, 12, 14); Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. предыдущий пункт) Проверка конспектов и словаря терминов
Человек в свете современного естествознания:человек как объект естественнонаучного изучения; основные этапы антропогенеза; анатомические, физиологические и психические особенности человека; природные основы сознания, творчества и нравственности человека; человек как биосферное и космическое существо; концепции ноосферы и устойчивого социального развития     Диалог, обсуждение, опрос, дискуссия, тестирование философия Эл. версии лекцион. курса и ист-ков к практ. занятиям ОЛ: 1 (гл. 20-22); 2 (гл. 16, 17); ДЛ: 2 (гл. 14); Составление словаря, изучение и конспектирование рекомендуемой литературы (см. пред. пункт) Проверка контр. работы
                       

Основная литература:

1. Гусев Д.А. Концепции современного естествознания. – М.: МИЭМП, 2010. – 386 с.

2. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М.: Альфа-М, 2011. – 704 с.

Дополнительная литература:

1. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студ. педвуза. Часть 1 / авт.-сост. В.Л. Дмитриев и др. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2010. – 175 с.
2. Концепции современного естествознания: учебное пособие для студ. педвуза. Часть 2 / авт.-сост. В.Л. Дмитриев и др. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2011. – 156 с.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги и т.д.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий.

Интерактивные методы обучения – это методы, построенные на коммуникации людей, которые принимают участие в образовательном процессе: взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами. К интерактивным относят, таким образом, не все методы активного обучения, а лишь те, которые строятся на психологических механизмах усиления влияния группы на процесс освоения каждым участником опыта взаимодействия и взаимообучения.

К интерактивным методамобучения относятся, например: деловая игра; коллективная мыслительная деятельность; корпоративное обучение; метод проектов, учебная дискуссия; кейс-стади; тренинг.

В интерактивной форме проходит изучение темы 3 (2 часа) и темы 5 (2 часа). Определяющим интерактивным методом при изучении данных тем является «мозговой штурм» с активным вовлечением в решение открытых естественных глобальных проблем всей аудитории.

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

К активным методам обучения относятся, например: проблемная лекция,лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-конференция; эвристическая беседа; самостоятельная работа с литературой; семинар-практикум; портфолио.

Метод учебной дискуссии заключается в проведении учебных групповых дискуссий по конкретной проблеме в относительно небольших группах обучающихся (до 15 человек).
Традиционно под понятием «дискуссия»понимается обмен мнениями во всех его формах. Опыт истории показывает, что без обмена мнениями и сопутствующих ему прений и споров никакое развитие общества невозможно. Особенно это касается развития в сфере духовной жизни и профессионального развития человека.

Учебная дискуссия отличается от других видов дискуссий тем, что новизна ее проблематики относится лишь к группе лиц, участвующих в дискуссии, т. е. то решение проблемы, которое уже найдено в науке, предстоит найти в учебном процессе в данной аудитории.

Для преподавателя, организующего учебную дискуссию, результат, как правило, уже заранее известен. Целью здесь является процесс поиска, который должен привести к объективно известному, но субъективно, с точки зрения обучающихся, новому знанию. Причем этот поиск должен закономерно вести к запланированному педагогом заданию. Это может быть, на наш взгляд, только в том случае, если поиск решения проблемы (групповая дискуссия) полностью управляем со стороны педагога.
Управление здесь носит двоякий характер. Во-первых, для проведения дискуссии педагог создает и поддерживает определенный уровень взаимоотношений обучающихся — отношения доброжелательности и откровенности, т. е. управление дискуссией со стороны педагога носит коммуникативный характер. Во-вторых, педагог управляет процессом поиска истины.

Обобщая сказанное выше, можно выделить следующие специфические черты оптимально организованной и проведенной учебной дискуссии:

1) высокая степень компетентности в рассматриваемой проблеме педагога-организатора и, как правило, имеющийся достаточный практический опыт решения подобных проблем у слушателей;

2) высокий уровень прогнозирования решения типичных проблемных ситуаций благодаря серьезной методической подготовке педагога-организатора, т. е. относительно низкий уровень импровизации со стороны педагога. Одновременно достаточно высокий уровень импровизации со стороны обучающихся. Отсюда необходимость управляемости педагогом процессом проведения дискуссии;

3) целью и результатом учебной дискуссии являются высокий уровень усвоения обучающимися истинного знания, преодоление заблуждений, развитие у них диалектического мышления;

4) источник истинного знания вариативен. В зависимости от конкретной проблемной ситуации это либо педагог-организатор, либо обучающиеся, либо последние выводят истинное знание при помощи педагога.

В заключение следует отметить, что этот метод позволяет максимально полно использовать опыт слушателей, способствуя лучшему усвоению изучаемого ими материала. Это обусловлено тем, что в групповой дискуссии не преподаватель говорит слушателям о том, что является правильным, а сами обучающиеся вырабатывают доказательства, обоснования принципов и подходов, предложенных преподавателем, максимально используя свой личный опыт.

Наши рекомендации