Организ. и правовые основы охраны окружающей природной среды 371
Президента РФ. Основные требования по рациональному использованию и охране недр изложены в III разделе Закона РФ "О недрах". С экологической точки зрения наиболее важные из них;.
— предотвращение загрязнения недр при проведении работ,
связанных с их использованием;
— предотвращение накопления промышленных и бытовых от
ходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных
вод;
— охрана месторождений полезных ископаемых от затопле
ний, пожаров и других факторов, снижающих их качество.
В отличие от других природных объектов недра практически невозобновимы как в настоящее время, так и в отдаленной перспективе, поэтому при их пользовании необходимо обеспечить оптимальное сочетание экономических и экологических интересов общества, а также интересов природы и общества, полностью исключить возможность нанесения вреда человеку и окружающей среде, ее составным элементам. Все эти требования отражены в указанных выше правовых актах.
Кроме рассмотренных выше законодательными документами в области безопасности жизнедеятельности являются государственные, отраслевые стандарты и стандарты предприятий, правила и нормы, в которых содержатся различные требования к безопасности труда, экологической безопасности и др.
Государственные стандарты охватывают обширные вопросы деятельности человека и являются основными нормативными документами в указанных областях. Они разбиты по классам систем и имеют свои коды. Стандарты безопасности труда начинаются с шифра-кода 12 (например, 12.0.003-74, 12.1. 018-85 и др.), стандарты по охране окружающей среды — с шифра-кода 17 (например, 17.0.0.01-76, 17.2.6.02-85 и др.).
Система стандартов в области охраны природы состоит из 10 комплексов. Кодовое название комплексов: 0—организационно-методические стандарты; 1—гидросфера; 2—атмосфера; 3—биологические ресурсы; 4—почвы; 5 — земли; 6—флора; 7—фауна; 8—ландшафты; 9—недра. Каждый комплекс стандартов, начиная с комплекса "гидросфера" и кончая комплексом "недра", включает в себя шесть групп стандартов.
Обозначение стандартов в области охраны природы состоит из номера системы по классификатору, шифра комплекса, шифра группы, порядкового номера стандарта и года регистрации стандарта. Так, стандарт на предельно допустимый
372 Гл. 18. Правовые, нормат.-техн. и организ. основы обесп. без-ти жиз-ности выброс СО2 бензиновых двигателей стоит в комплексе 2, группа 2, его обозначение: ГОСТ 17.2:2.03-87.
Едиными правилами, которые содержат требования к обеспечению безопасности труда при проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, являются "Строительные нормы и правила" (СНиП), а также различные санитарные нормы и правила (СН, Сан П и Н).
Санитарные нормы устанавливают ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).
В системе Строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих требования по обеспечению безопасности жизнедеятельности, можно свести в следующую таблицу:
Вид нормативного документа (наименование) | Органы, утверждающие нормативные документы | |
полное | сокращенное | |
Государственные стандарты | ГОСТ Р | Госстандарт России |
Отраслевые стандарты | ОСТ | Федеральные органы исполнительной власти |
Санитарные правила | СП | Госсанэпиднадзор России |
Санитарные нормы | сн | |
Гигиенические нормативы | гн | |
Санитарные правила и нормы | Сан П и Н | |
Строительные нормы и правила | СНиП | Минстрой России |
На основе государственных стандартов разрабатываются отраслевые стандарты и стандарты предприятий, учитывающие отраслевые и местные условия, а также конкретные условия и технологии производства.
18.2.- Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности на производстве 373
Еще одну группу нормативно-технической документации составляют различные правила, положения и инструкции. Разрабатывают и утверждают эти документы министерства, ведомства, органы Госнадзора.
Срок действия нормативных документов обычно составляет 5 лет, местных — 3 года, после чего эти документы или пересматривают и срок их действия продлевают на 5 лет, или они утрачивают силу вообще.