Структура и свойства сплавов
Практическая часть
1. Изучить, зарисовать и дать характеристику различных видов изломов.
Характеристика изломов
Хрупкий излом __________________________________________________
____________
Вязкий излом __________________________________________________
____________
Усталостный излом ______________________________________________
____________
2. Выявить химическую неоднородность (например, цементация), зарисовать результат эксперимента, определить глубину слоя, описать методику выявления и применяемый реактив.
________________________
3. Выявить структурную неоднородность (закалка ТВЧ). Зарисовать
результат.
________________
4. Выявить структурную и химическую неоднородность в сварном шве. Определить вид сварки (Т-образная, Х-образная и др.) и ее качество.
________________
5. Сделать отпечаток на серу и фосфор по методу Баумана. Описать методику проведения эксперимента, привести химические реакции. Зарисовать внешний вид отпечатка, сделать выводы: 1) серы: много-мало, 2) включения: мелкие-крупные, 3) распределение включений: равномерное-неравномерное. Общий вывод о качестве стали: отличное, хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное.
____________________
Микроструктурный анализ
1. Сущность микроструктурного анализа.
________________
2. Порядок приготовления микрошлифа.
3. Что можно исследовать на макрошлифе непосредственно после
полировки, для чего применяется травление микрошлифа.
________________
Практическая часть
1. Изучить устройство металлографического микроскопа. Указать название его основных элементов. Какие увеличения можно получить с помощью оптического микроскопа, как изменить увеличение?
____________________
2. Определить балл неметаллических включений в стали. (Методика определения, рисунок, балл)
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
3. Изучить и зарисовать зерно, определить его номер. Описать методику определения. Сколько всего номеров зерна в сталях по ГОСТу. Как выявляются очень крупные (-3-0) и очень мелкие (11-14) зерна?
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
4. С помощью микроскопа провести измерения микрообъекта. Зарисовать схему настройки на измерение и схему отсчета. Как определяется масштаб измерения. Какой окуляр нужен для измерений?
______________________________________________________________________
Лабораторная работа № 4
Пластическая деформация и рекристаллизация металлов
Цель работы
1. Изучить механизм пластической деформации монокристаллов и поликристаллических металлов и сплавов. Экспериментально определить зависимость механических свойств металлов и сплавов от степени пластической деформации.
2. Исследовать влияние температуры нагрева на свойства деформированного металла.
3. Экспериментально определить температуру начала рекристаллизации и критическую степень деформации заданного сплава.
Содержание работы
1. Что представляет собой линейная (краевая) дислокация?
____________
2. Сущность дислокационного механизма пластической деформации.
____________
3. Как изменяются свойства деформируемого металла в процессе пластической деформации? Как называется это явление?
____________
4. Физические основы наклепа (почему в начале деформации дислокации перемещаются легко, а потом все труднее и труднее?). Какие факторы препятствуют перемещению дислокаций и упрочняют сплавы?
________________________
5. Рекристаллизация, ее виды, как изменяются свойства деформированного металла при рекристаллизации.
____________
6. Что представляет собой критическая степень деформации?
____________
7. Холодная и горячая обработка металлов давлением, их определение и возможности.
____________
Практическая часть
1. Определение влияния степени пластической деформации на твердость и прочность стали 20.
Методика проведение эксперимента:
________________
Результаты эксперимента:
№ образ. | h0, мм | р, кгс/см2 (Р, кгс) | hk, мм | e, % | HRB |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. |
Для определения деформирующего усилия давление по манометру р надо умножить на площадь поршня равную примерно 30 см2.
Построить график зависимости HRB = f(e, %).
Выводы:________________________________________________________
2. Определение температуры начала рекристаллизации стали 20.
а) По формуле Бочвара А.А.
____
б) Экспериментальное определение температуры начала рекристаллизации. Методика определения: ___________________________________________
________
Результаты эксперимента:
Температуры нагрева, °С | |||||||
Твердость HRB после нагрева |
Построить график зависимости HRB = f(Тнагрева, °С).
По графику определить температуру начала рекристаллизации экспериментальную _________________________________________________________
____
Выводы: _______________________________________________________
Сравнить расчетную (по формуле Бочвара А.А.) и экспериментальную температуру начала рекристаллизации.
Тнач.рекр.расч. = °С, Тнач.рекр.эксп. = °С
Сходимость результатов: хорошая, удовлетворительная, плохая.
3. Экспериментальное определение критической степени деформации сплава АД0.
Методика определения критической степени деформации.
____
____
____
____
____
____
Результаты эксперимента занести в таблицу.
№ п/п | l0, мм | lк, мм | e, % | Средний размер (dср) зерна, мм | Зарисовка структуры |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
4. | |||||
5. | |||||
6. |
Построить график зависимости среднего размера зерна (dср) после рекристаллизации от степени пластической деформации (e).
По графику определить критическую степень пластической деформации
eкр = %.
Лабораторная работа № 5
Диаграммы состояния двойных систем,
структура и свойства сплавов
Цель работы
1. Изучить принципы и правила построения диаграмм состояния сплавов.
2. Построить основные типы диаграмм состояния, определить значения их линий и точек.
3. Приобрести практические навыки проведения фазового анализа и определения количественного соотношения фаз в зависимости от концентрации компонентов и температуры.
4. Изучить и зарисовать микроструктуры сплавов.
5. Установить закономерности изменения свойств сплавов с разным типом диаграмм состояния.
Содержание работы
1. Дайте определение понятий:
а) Сплав ____________________________________________________
____
б) Компонент ________________________________________________
____
в) Фаза ______________________________________________________
____
____
2. Дайте характеристику твердых фаз в сплавах:
а) Чистые компоненты _________________________________________
____________
б) Твердые растворы замещения ________________________________
____________
в) Твердые растворы внедрения _________________________________
____________
г) Химические соединения ____________________________________
________
д) Интерметаллидные соединения ______________________________
________
3. Что представляют собой диаграммы состояния сплавов. В каких кооринатах и как они строятся? ___________________________________________
________
Практическая часть
1. Нарисовать диаграмму состоянии сплавов, компоненты которых не растворяются друг в друге в твердом состоянии и образуют эвтектику (Pb-Sb).
Дать анализ фазового состава сплавов во всех областях диаграммы и указать его на диаграмме.
2. Нарисовать диаграмму состояния сплавов, компоненты которых неограниченно растворяются друг в друге в твердом состоянии (Cu-Ni).
Указать фазовый состав сплавов во всех областях диаграммы состояния. Как используется правило горизонтальных отрезков для анализа фазового состава сплавов? _______________________________________________________
________
3. Нарисовать диаграмму состояния сплавов, компоненты которых ограниченно растворяются друг в друге в твердом состоянии и образуют эвтектику.
Указать фазовый состав сплавов во всех областях диаграммы. Укажите названия всех линий диаграммы ________________________________________
________
Почему и в каких случаях из твердых растворов при охлаждении выделяются вторичные фазы? ______________________________________________
____
____
4. Изучить с помощью микроскопа и зарисовать в таблицу структуры различных сплавов, указать на рисунках микроструктуры соответствующие фазы.
№ | Хим. состав сплава | Тип диаграммы состояния | Зарисовка структуры | Фазовый и структурный состав |
1. | 95% Pb + 5% Sb | |||
2. | 87% Pb + 13% Sb | |||
3. | 80% Pb + 20% Sb | |||
4. | Cu + % Ni |
Лабораторная работа № 6
Диаграмма состояния «железо-цементит».