Классификация и виды лакокрасочных материалов
По эксплуатационным свойствам лакокрасочные покрытия подразделяются на атмосферо -, водо -, масло -, бензо -, термостойкие, электроизоляционные, консервационные, а также специального назначения: светоотражающие, светящиеся, термоиндикаторные (изменяют цвет или яркость свечения при определенной температуре), огнезащитные, противошумные (звукоизолирующие).
По внешнему виду (степень глянца, волнистость поверхности, наличие дефектов) лакокрасочные покрытия принято подразделять на 7 классов.
Для получения покрытий применяют разнообразные лакокрасочные материалы, различающиеся по составу и химической природе пленкообразователя. Толщина однослойных лакокрасочных покрытий колеблется в пределах 3 - 30 мкм, а многослойных - до 300 мкм.
Окрашиваемые поверхности должны быть предварительно подготовлены. Качество подготовки окрашиваемой поверхности в значительной степени определяет адгезионную прочность лакокрасочного покрытия к подложке и его долговечность. Подготовка металлических поверхностей заключается в их очистке ручным или механизированным инструментом, пескоструйной либо дробеструйной обработкой, а также химическими способами: обезжиривание поверхности; травление - удаление окалины, ржавчины и др. продуктов коррозии с поверхности; нанесение конверсионных слоев для изменения природы поверхности при получении комплексных покрытий. Металлические поверхности в производстве автомобилей для образования устойчивой к коррозии поверхностной пленки, как правило, подвергаются фосфатированию, оксидированию, а также получению металлических подслоев – цинкование или кадмирование.
На подготовленную поверхность изделия наносят слой грунтовки, который должен иметь повышенную адгезию к поверхности, а также удерживать последующие слои ЛКМ. Выравнивание поверхности производится с помощьюшпатлевки, которая устраняет дефекты (вмятины, царапины, стыки, швы и т.п.). Шпатлевка должна обладать высокой адгезией к грунту и удерживать наносимые на нее последующие слои краски, которые образуют сплошные покрытия и обеспечивают защиту окрашиваемых поверхностей в процессе эксплуатации.
Грунтовки и шпатлевки содержат связующие вещества (лаки или олифы), пигменты, наполнители, сиккативы, разбавители, а в некоторых случаях пластификаторы, отвердители и стабилизаторы. Для производства грунтовок применяются канифольные, каучуковые, меламиновые, глифталевые и фенолоальдегидные смолы.
Основой шпатлевок являются эпоксидные, пентафталевые, нитроцеллюлозные и другие смолы.
Краски представляют собой суспензии пигментов в пленкообразующих веществах или лаках, в которые вводятся модифицирующие компоненты, обеспечивающие необходимые технологические и эксплуатационные свойства.
В масляных красках пленкообразующей основой являются олифы, которые представляют собой окисленные природные масла. Для ускорения образования пленки в масляные краски добавляют сиккативы.
Для обозначения ЛКМ используется буквенно-цифровая система, состоящая из пяти групп знаков для пигментированных лакокрасочных материалов и четырех групп знаков для лаков.
Перваягруппа обозначает вид лакокрасочного материала и записывается словом лак, краска, эмаль, грунтовка, шпатлевка.
Вторая группа определяет пленкообразующее вещество и записывается двумя буквами. Условные обозначения пленкообразователей: АК - акриловые; КФ - канифольные; ПЭ - полиэфирные; АС - алкидно-акриловые; КЧ - каучуковые; УР - полиуретановые; МА - масляные; ПФ - пентафталевые; ФА - фенолоалкидные; БТ - битумные; МЛ – меламиновые; ФЛ – фенольные; ВА - винилацетатные; ФП – фторопластовые; ВЛ – поливинилацетальные; ГФ – глифталевые; НЦ – нитроцеллюлозные; ЭП – эпоксидные; ПА – полиамидные; ЭФ – эпоксиэфирные и т.п.
Для ряда лакокрасочных материалов перед второй группой знаков ставится индекс, определяющий разновидность материала: Б – без растворителя; В – водоразбавляемые; ВД – воднодисперсионные; ОД – органодисперсионные; П - порошковые.
Третьягруппа определяет преимущественное назначение лакокрасочного материала и обозначается цифрами: 0 - грунтовки; 00 - шпатлевки; 1 – атмосферостойкие; 2 – ограниченно атмосферостойкие; 3 – консервационные; 4 – водостойкие; 5 – специальные; 6 – маслобензостойкие; 7 – химически стойкие; 8 – термостойкие; 9 – электроизоляционные.
Четвертаягруппа показывает порядковый номер материала в группе однотипных материалов. Для масляных красок вместо порядкового номера ставится цифра, определяющая наименование олифы, на основе которой приготовлена краска. Например, марка МА-15 обозначает масляную краску на основе комбинированной олифы. После порядкового номера допускается добавлять буквенный индекс, характеризующий некоторые особенности материала: ХС – холодной сушки; ГС – горячей сушки; М – матовый; ПМ – полуматовый и т.п.
Пятая группа определяет цвет материала и обозначается полным словом.
Например, эмаль МЛ-110 голубая расшифровывается: эмаль меламиноалкидная (МЛ), 1 – атмосферостойкая, 10 – порядковый номер материала. Шпатлевка МС- 006 розовая: масляная (МС), 00 – шпатлевка, 6 – номер материала. Грунтовка В-КФ-093 серая: водоразбавляемая (В) на канифольной основе (КФ), 0 – грунтовка, 93 – порядковый номер.
Грунты, шпатлевки и краски являются основными видами лакокрасочных материалов, на основе которых формируются покрытия.
Основу красок, грунтов и шпатлевок составляют пленкообразующие соединения, с помощью которых на поверхности изделий образуется сплошной слой твердой пленки, прочно сцепленной с подложкой или непосредственно с поверхностью окрашиваемого материала.
В качестве пленкообразующих веществ используют природные, искусственные и синтетические соединения, а также их композиции. К природным соединениям относятся битумы, асфальты, канифоль, шеллак, льняное, конопляное, хлопковое и тунговое масла. Пленкообразующими соединениями искусственного происхождения являются эфиры целлюлозы. В качестве синтетических пленкообразующих компонентов используются термопластичные и термореактивные полимеры со сравнительно небольшой молекулярной массой, которые при высыхании образуют пленки в результате процессов полимеризации, поликонденсации, окисления и других химических превращений. К этой группе относятся глифталевые, пентафталевые, алкидные, фенолоформальдегидные, эпоксидные, полиэфирные и другие смолы.
Грунтовки наносят первыми на подготовленную к окрашиванию поверхность. Они являются связующим покрытием между металлом и последующими слоями эмали. Поэтому грунтовки должны обладать хорошей адгезией. Грунтовки наносят распылением или кистью. Толщина грунтовочного слоя обычно составляет 15 – 20 мкм.
При ремонтной окраске кузова используют грунтовку ГФ-021. По технологичности нанесения и сушки, а также по защитным свойствам она может быть использована для грунтования металлической поверхности кузова для последующего покрытия различными эмалями. Покрытие грунтовкой ГФ-021 имеет хорошую адгезию (сцепление) к металлу, хорошо шлифуется шкуркой и стойко к перепаду температур от – 40 до + 60°С. Нитроэмали не вызывают сморщивания и растрескивания хорошо просушенной пленки грунтовки. Сушат грунтовку под нитроэмали при температуре 100 - 110°С, так как в этом случае она устойчива к растворителям № 646, 647.
Грунтовки - преобразователи ржавчины используют для подготовки поверхности кузова под окраску без удаления продуктов коррозии. Выпускаются грунтовки-преобразователи ржавчины марок Э-ВА-01, Э-ВА-0112 и др. Их наносят на поверхность кузова при температуре не ниже 15°С распылением или кистью в один - два слоя.
Преобразователь ржавчины Э-ВА-0112 применяют при комнатной температуре при толщине слоя коррозии до 100 мкм. Вязкость по вискозиметру ВЗ-4 для нанесения распылением составляет 30 - 50с. Полное высыхание происходит в течение 24ч.
Грунтовку - преобразователь Э-ВЛ-01 используют при толщине ржавчины до 100 мкм. Рабочая вязкость при комнатной температуре должна быть 30 - 50 с. Состав высыхает при комнатной температуре 10 - 22°С за 2 ч; при 70 - 80°С - в течение 0,5 – 1,0 ч. В качестве растворителя применяют ортофосфорную кислоту.
Грунтовку - преобразователь П-1T в отличие от рассмотренных используют при толщине ржавчины до 60 мкм. Полное высыхание при температуре 18 – 21°С происходит в течение 48 ч.
Шпатлевки используют для устранения вмятин на окрашиваемой поверхности кузова. Они представляют собой пастообразный состав из различных лаков (олифы), пигментов и наполнителя (мела).
Шпатлевки НЦ-007, НЦ-008, НЦ-009 предназначены для выравнивания загрунтованных металлических поверхностей.
Шпатлевку ПФ-002 используют для общего и местного шпатлевания поверхностей кузова при отсутствии горячей сушки последующих слоев покрытия.
Шпатлевка МС-006 служит для исправления мелких дефектов на загрунтованной поверхности, а также на поверхностях, покрытых эмалью.
Полиэфирная двухкомпонентная быстротвердеющая универсальная автомобильная шпатлевка предназначена для выравнивая металлических окрашенных и неокрашенных поверхностей кузова, заделки стыков, швов, трещин, раковин при ремонтных работах с возможным последующим воздействием температуры до 100°С в течение не более 2 часов и при горячей сушке окрашенного кузова. Шпатлевочную пасту готовят порциями перед непосредственным употреблением, что обусловлено быстрым временем желатинизации (10 - 15 мин) и отвердения (30 - 40 мин). Массовое соотношение полуфабриката шпатлевки при приготовлении шпатлевочной пасты должно быть 100 : 3,2. Отвердевшую шпатлевку через 30 - 40 мин с момента нанесения можно механически обрабатывать как сухим, так и мокрым способом с применением последовательно шлифовальных шкурок с крупной и мелкой зернистостью.
Жидкиелакокрасочные материалы содержат 30 - 85% различных растворителей или их смесей, предназначенных для растворения пленкообразующих веществ и придания необходимой консистенции лакокрасочному материалу. В качестве растворителей используют ацетон, спирты, бензин и др. легколетучие продукты
Растворители применяют для того, чтобы лакокрасочные материалы имели необходимую вязкость. При смешивании с лакокрасочными материалами растворители не должны вызывать коагуляцию (свертывание) пленкообразователя, расслоение и помутнение раствора. Состав растворителей подбирают таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для формирования покрытия.
Разбавители служат для уменьшения вязкости композиций и частичной замены более дорогих растворителей.
Пластификаторы добавляют в ЛКМ для повышения эластичности, морозостойкости и ряда других свойств. В качестве пластификаторов используют растительные масла, органические соединения, термопластичные полимеры и т.п.
Наполнители (в грунтовках и шпатлевках наличие наполнителей обязательно) уменьшают усадку, повышают прочность и твердость покрытий, а также снижают их стоимость.
Отвердители обеспечивают формирование сетчатой структуры лакокрасочных материалов на основе термореактивных связующих. Они отличаются высокой химической активностью и обеспечивают быстрое пленкообразование красок, лаков, грунтовок и др. лакокрасочных материалов.
Пигменты придают ЛКМ необходимый цвет. В качестве пигментов применяют тонкодисперсные порошки. Пигменты должны сохранять цвет при длительном воздействии естественного или искусственного освещения.
Эмали представляют собой дисперсии минеральных или органических пигментов или их смесей с минеральными наполнителями в растворе природного или синтетического полимера. После высыхания эмали образуют непрозрачные твердые пленки с различным блеском и фактурой поверхности. В состав эмалей вводится до 120 % пигмента от массы пленкообразующего вещества.
Эмали, применяемые для окраски современных легковых автомобилей, отличаются разнообразием цветов и оттенков, повышенным блеском и способностью длительно сохранять красивый внешний вид при длительной эксплуатации покрытий в различных климатических условиях. При окраске кузовов легковых автомобилей для внешних слоев покрытия применяют меламиноалкидные, акриловые, воднодисперсионные и, очень редко, нитроцеллюлозные эмали.
Меламиноалкидные эмали изготовляют на основе смесей меламиноформальдегидной и алкидной смол. Высыхание эмалей происходит за счет испарения растворителей и поликонденсации смол. Для полного высыхания эмалей требуется повышенная температура 120 - 140°С, при которой образуется необратимая пленка. После горячей сушки покрытие из меламиноалкидных эмалей приобретает глянец, высокую атмосферостойкость, эластичность и твердость, стойкость к изменению температуры в пределах – 40 - + 60°С, высокую стойкость к воздействию воды, топлив и масел. Эмали наносят пневматическим распылением, а также распылением в электростатическом поле. Меламиноалкидные эмали марок МЛ-12, МЛ-197, МЛ-1110, МЛ-1121 и МЛ-1198 применяют для окраски практически всех отечественных автомобилей.
Нитроцеллюлозные эмали являются суспензиями пигментов в нитролаках с добавлением пластификаторов и смол. Высыхание нитроэмалей происходит вследствие испарения летучих растворителей при комнатной температуре. При высыхании образуется обратимая пленка, способная вновь растворяться в растворителях. Из-за низкой адгезии к металлам нитроэмали наносят на грунтованные поверхности. Покрытия из нитроэмалей относительно стойки к воздействию минеральных масел, бензина, а также слабых щелочных растворов. Длительное воздействие воды приводит к отслаиванию покрытия. Покрытия стойки к действию температур в пределах - 40 - + 60°С, а при температурах выше 90°С разрушаются и могут самовоспламениться.
При высыхании нитроэмалей образуется полуглянцевая поверхность, которую можно довести до зеркального блеска полированием. Для повышения способности нитропленок к полированию последний слой эмали покрытия формируют при температуре + 50 - 60°С.
Нитроэмали наносят на окрашиваемую поверхность кузова с помощью распылителей, реже – кистью. Скорость высыхания нитроэмалей обуславливает их широкое применение для окраски кузовов при отсутствии устройств для горячей сушки покрытий. При ремонтной окраске кузовов применяют эмали МЛ-152, МЛ-1195 и НЦ-11. Покрытия из эмали МЛ-1198 обладают металлическим эффектом.
Эмаль МЛ-152 рекомендуется использовать для ремонтной окраски небольших участков поверхности кузова. Покрытия из нее стойки к перепаду температур – 50 - + 50°С, к действию минеральных масел и бензина. Эмаль наносят краскораспылителем или кистью на поверхность, предварительно покрытую грунтовкой ГФ-021. При первичной окраске эмаль наносят в два слоя, по старой краске – в один слой. Первый слой эмали наносят на предварительно высушенный слой грунтовки, второй слой – на недосушенный первый слой эмали после 5 - 7 мин при температуре 18 - 22°С. Для сушки покрытия может быть использован рефлектор с лампой.
Эмаль МЛ-1195 – ремонтная применяется для составления эмалей различных расцветок при ремонтной окраске легковых автомобилей, используемых в умеренном и холодном климате. Промышленность выпускает одиннадцать основных цветов эмали: белая, синяя, зеленая, красная, вишневая, оранжевая, лимонная, желтая, красно-коричневая, горчичная, черная. Смешивая компоненты составляющих цветов в заданной массовой пропорции, добиваются необходимого цвета эмали.
Перед нанесением эмали поверхность покрывают грунтовкой ГФ-021, а дефекты выправляют шпатлевкой МС-006.
Эмаль НЦ-11 разных цветов предназначается для ремонтной окраски небольших дефектов покрытий автомобилей. Покрытие цветными эмалями устойчиво в условиях окружающей среды умеренного и холодного климата в течение двух лет, черной эмалью – трех лет. Наносят эмаль пневмораспылителем. Однако для устранения мелких дефектов эмаль можно наносить кистью. На поверхность с грунтовкой ГФ-021 или ГФ-031, или ФЛ-0ЗК наносят 5 - 6 слоев эмали. Эмаль МЛ-1198, с помощью которой можно получить высококачественные покрытия с металлическим эффектом, поставляется в комплекте с лаком МЛ-198. Эмаль выпускают серебристого, золотистого, сине-зеленого цветов и цвета «Страдивари». Покрытия толщиной 75 – 85 мкм обладают высокими физико-механическими и защитными свойствами.
Автоэмалью черной (на основе эмали ПФ-223) окрашивают топливные баки, радиаторы, корпуса воздушных и масляных фильтров, мелкие металлические детали, алюминиевой краской – колесные диски, двигатели. Хромированные детали защищает в таких условиях автолак «Хромофикс».
Лаки представляют собой растворы пленкообразующего соединения в растворителе. Они предназначены для получения прозрачных покрытий или гладких покрытий по эмали.
Для получения битумных лаков применяют битумы специальных марок с высокой температурой размягчения. С целью улучшения свойств лаков при их изготовлении к битумам добавляют различные смолы, масла. Битумные лаки при высыхании образуют черные пленки, обладающие водостойкостью и стойкостью к некоторым химическим реагентам, однако их антикоррозионные свойства в атмосферных условиях недостаточно высоки. Наиболее широко битумные материалы применяются для временной защиты металла, так как они значительно дешевле других материалов.
Масляные лаки – растворы в органических растворителях продуктов взаимодействия растительных масел с природными или синтетическими смолами, например масляно-канифольные лаки. Как правило, лаки дают твердые прозрачные пленки желтоватого цвета.
При растворении в спирте некоторых природных смол шеллака получают лаки концентрацией 30-45 % или политуры концентрацией 15 - 25 %. Благодаря большой скорости испарения спирта и малой скорости растворения смол можно наносить большое число слоев без разрушения предшествующих. Спиртовые лаки и политуры придают покрытиям хорошие механические свойства и адгезию к различным поверхностям, высокий блеск; покрытия хорошо полируются, но характеризуются низкой водостойкостью.
Добавки к лакокрасочным материалам вводят для придания специфических свойств восстанавливаемому лакокрасочному покрытию. В зависимости от состава основных добавок, обрабатываемая поверхность приобретает высокую эластичность, матовость, термопластичность и т.п. Добавки применяются в основном для структурной окраски автомобильных деталей, изготовленных из искусственных материалов.
Добавки пригодны для нанесения на загрунтованные и обработанные наполнителями детали из искусственных материалов, а также на отвердевшее, хорошо сохранившееся и отшлифованное старое лакокрасочное покрытие на деталях из искусственных материалов или стали (например, пороги или передняя панель и т.п.).
Смывкииспользуют для снятия лакокрасочного покрытия. Они представляют собой смеси различных растворителей, при воздействии которых покрытие разбухает, вспучивается и отстает от металла. Иногда смывки могут быть заменены обычными растворителями.
Наибольшее распространение получили смывки на основе органических растворителей. Выпускаются смывки марок: СД, ЛФТ-1, СП-6, СП-7, СПС-1, СПС-2, СНБ-9, «Смывка старой краски», «Автосмывка старой краски» и др.
Смывка СД (обыкновенная) представляет собой смесь органических растворителей с добавкой парафина и нафталина. При температуре + 20 °С она состоит из двух слоев. Перед применением смывку подогревают на пару до температуры 35 - 40°С для образования однородной смеси, а затем наносят кистью на покрытие. После охлаждения смывка набухает и превращается в кашицу. Для разрушения нитроэмалевого покрытия необходимо 10 - 20 мин, для других эмалей – 2 - 3 ч.
Смывка ЛФТ-1 состоит из нитроцеллюлозы, этил - или бензолцеллюлозы и парафина в смеси ацетона, формальгликоля и толуола (ксилола). Смывку используют для снятия покрытий из нитроцеллюлозных и масляных эмалей. Порядок пользования такой же, как смывкой СД. Разрушающее действие проявляется не более чем через 3 мин после нанесения смывки.
Смывка СП-6 представляет собой смесь активных органических растворителей, загустителей с противокислотным ингибитором и предназначена для удаления меламиноалкидных, пентафталевых и эпоксидных покрытий, а также для разрушения нитроэмалевого покрытия. Смывку на покрытие наносят кистью или распылением. Можно наложить ветошь, смоченную смывкой. Нитроэмалевое покрытие разрушается через 3 - 4 мин, а все покрытия из других эмалей разрушаются не более чем за 40 мин.
Материалы для противокоррозионной защиты, к которым относят различные составы, мастики и пасты для нанесения на днище, крылья и другие нижние части, а также на внутренние поверхности и полости кузова легкового автомобиля.
К противокоррозионным составам для покрытия низа кузова предъявляются следующие требования: высокая стойкость к воздействию влаги, минеральных масел и солей, сернистого газа; высокая адгезия, стойкость к вибрации и абразивному износу, ударным нагрузкам; стойкость к воздействию высоких (до 140°С) и низких (до - 40°С) температур; непродолжительное время высыхания.
Автомобильная сланцевая мастика МСА-3, представляющая собой очень густую черную жидкость, предназначена для защиты днища кузова, внутренней поверхности крыльев, лонжеронов. Покрытие из этой мастики образует эластичную пленку с хорошей адгезией, морозо - и абразивостойкостью.
Мастику наносят на днище и крылья снизу, предварительно обработанные грунтовкой ГФ-021. Для разбавления мастики используют бензин или уайт-спирит. Средняя толщина одного слоя мастики должна быть 0,5 - 1 мм.
БМП-1 – черная мягкая, легко размазывающаяся масса, служит для защиты нижней части кузова. Состав мастики, %: рубракс – 50,6; церезин – 4,5; масло «Вапор» – 13,8; асбест измельченный – 31,1. Мастику наносят распылением или шпателем на хорошо зачищенные металлические поверхности кузова или по грунтовке ГФ-021 или ФЛ-03К. При нанесении мастики специальным распылителем ее разбавляют ксилолом или толуолом. Шпателем мастику наносят без разбавления.
Автоантикор-2, битумный – вязкая черная паста, образует гладкую износостойкую защитную пленку. Для разбавления используют бензин и уайт-спирит. Пасту наносят тремя слоями общей толщиной 1 мм. Первый и второй слои сушат при температуре +20°С по 5 ч, а третий – 48 ч.
Автоантикор для днища резинобитумный образует эластичную пленку с повышенной абразивностью. Пасту наносят только кистью в три-четыре слоя толщиной 1 - 1,5 мм. Первые слои сушат при температуре + 20 °С по 4 - 6 ч, а последний – 10 ч.
Автоантикор битумнокаучуковый «Битукас» - вязкая жидкость, которую наносят двумя слоями общей толщиной 0,7 - 0,8 мм. Первый слой сушат при температуре +20°С в течение 3 ч, второй в течение 24 ч.
Автоантикор эпоксиднокаучуковый – вязкая жидкость, которую наносят кистью или распылителем тремя слоями, общей толщиной 1мм. Отверждение промежуточных слоев при 20°С происходит в течение 1 - 1,5 ч, а последнего слоя – 24 ч. Перед употреблением в основную массу вводят отвердитель в количестве 20 г на 1 кг неразбавленного антикора. После введения отвердителя антикор необходимо использовать в течение 5ч, так как затем он затвердевает и становится непригодным для дальнейшего употребления. Для разбавления используют растворитель № 646 или № 647.
Автосредство для защиты днища «Антикоррозин» - густая жидкость, которую наносят двумя слоями общей толщиной 0,8 - 1,0 мм. Первый слой сушат при температуре 20°С в течение 4 ч, второй – 24 ч.
Автоантикор М-14 в виде пасты наносят в два-три слоя общей толщиной 0,5 мм только кистью. Промежуточные слои сушат при температуре 20°С в течение 0,5 ч, а последний – 1 ч.
Тектил TL-122A – высоковязкая черная паста, имеет хорошую адгезию к металлу. Покрытие имеет хорошую эластичность, тепло - и морозостойкость, абразивостойкость (не разрушается под воздействием песка, гравия и льда).
Финикор №4 – густая темная паста, покрытия из которой обладают повышенной износо - и ударостойкостью к летящим камням, щебню и т.п. Для разбавления применяют бензин, уайт-спирит. Сушку осуществляют при температуре 20 - 24°С в течение 4 ч.
Паста водозапорная предназначена для промазывания сварных швов и неплотностей для предохранения от проникновения воды внутрь кузова. Пасту наносят шпателем на зачищенные места кузова ровным слоем.
Препарат Мовиль – сиропообразная жидкость темно-коричневого цвета. Препарат предназначен для защиты внутренних полостей дверей, порогов и других закрытых элементов кузова. Обладает хорошей проникающей и пропитывающей способностью, легко растекается по металлу, быстро вытесняет с его поверхности влагу и образует воскообразную пленку толщиной 30 - 40 мкм. Сушат покрытие при температуре 18 - 24°С в течение 4 - 6 ч.
Резистин, выпускаемый в аэрозольной упаковке, предназначен для защиты от коррозии скрытых полостей кузова.
Финикор № 2 - легкоподвижная жидкость, предназначена для защиты гнезд фар, крышки багажника, подставки аккумулятора, шовных соединений крыльев, тыльной части буферов. Для разбавления используют бензин и уайт-спирит. Состав высыхает в течение 2 ч, образуя твердую воскообразную пленку.