Тема 1. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Возникновение и тенденции развития естествознания

Естествознание как наука об окружающем мире. Концепция «двух культур» (Ч.П. Сноу) – естественнонаучной и гуманитарно-художественной*. Путь к единой культуре. Науки естественные («науки о природе») и гуманитарные («науки о духе»), их различие и сходство. Специфика естественнонаучного и гуманитарного познания: цели и задачи; объект и субъект, методы и средства, ценности и идеалы, методологические установки и стиль мышления.

Проблема понимания и описания, понимания и интеграции, понимания и оценки в естественнонаучном и гуманитарном познании*. Идея полифоничности и диалогичности мышления в гуманитарных науках (М.М. Бахтин)*. Взаимосвязь, взаимодействие и взаимопроникновение естественных и гуманитарных наук в процессе создания общей картины мира, формирование единой техногенной культуры.

Социокультурный смысл современного естествознания. Значение его достижений в утверждении идеалов научно-рационального отношения к действительности. Влияние естествознания на различные сферы деятельности людей*. Необходимость изучения концепций современного естествознания специалистами гуманитарного профиля.

Предпосылки возникновения элементов естествознания в рамках «синкретического» знания. Влияние развивающихся орудий труда, возникновения письменности и общественного разделения труда на рационализацию форм деятельности и мышления.

История естествознания. Формирование логических форм научного мышления, доминирование ценностного над познавательным в эпоху средневековья*. Распространение ненаучных знаний – алхимии, астрологии, магии. Развитие опытной науки и классического типа рациональности в эпоху Возрождения и Нового времени*. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы. Дифференциация научного знания и рост числа естественных наук. Мировоззренческий смысл естественнонаучных открытий ХVII–ХIХ вв.

Панорама современного естествознания. Революция в естествознании на рубеже ХХ века и формирование постклассического типа рациональности. Возникновение релятивистской и квантовой физики*. Перестройка естественнонаучной картины мира и изменение стиля мышления. Необходимость интеграции научных исследований и появление новых наук в ХХ в.

Тема 2. Наука как способ познания мира.
Структура и методы естественнонаучного познания

Научный метод. Метод, методология и методика, их взаимосвязь и различие. Структура и виды методологии. Роль методологии в развитии научного познания. Методология и научные парадигмы*. Взаимодействие философии и научной методологии. Методологический смысл основных принципов современного естествознания: соответствия, универсального эволюционизма.

Классификация научных методов и её основания. Методы – подходы и методы – приёмы. Соотношение философских, общенаучных и специальных методов. Структура научного познания: теоретический и эмпирический уровни. Общенаучные методы современного естествознания и их характеристика.

Методы эмпирического этапа познания: наблюдение, эксперимент, описание, измерение и др. Методы теоретического этапа познания: анализ, синтез, идеализация, формализация, дедукция, индукция и др. Специальные (частные) методы естественных наук*.

Методологические возможности системного подхода. Основные понятия системного подхода: система, элемент, структура, функция. Принципы системного подхода: целостность, иерархичность, интегративность, системный анализ и др. Противоречия системного мышления и пути их разрешения в естественнонаучном и гуманитарном познании.

Тенденции развития методологии естественнонаучного познания. Методология и стиль мышления*. Методологическая культура специалиста.

Многозначность понятия «наука». Различные подходы к определению науки. Отличительные черты науки*. Основные подходы к бытию науки: наука как деятельность по производству знаний, как социальный институт, как особый вид духовного производства.

Наука как система теоретических знаний. Структура науки. Законы, принципы и категории как компоненты науки. Особенности научного знания и научной деятельности. Объект, предмет и субъект науки. Проблема классификации наук.

Наука в системе культуры*. Взаимовлияние науки и культуры*. Наука и производство*. Взаимосвязь материального и духовного производства*. Наука и политика*. Наука и мораль*. Наука и искусство*. Наука и ценности*. Наука и образ жизни*. Наука и система образования*.

Наши рекомендации