Изучение физических свойств водорода
Реальный химический эксперимент
Реальный эксперимент – это______________________________________________________________
____________________________________________________________________
Виды реального эксперимента
______________________________________________________________________________
Демонстрационный эксперимент – это _____________________________
______________________________________________________________________
Требования к демонстрационному эксперименту:
____________________________________________________________________________________
Лабораторная работа – это ________________________________________
______________________________________________________________________
Лабораторные работы необходимы на уроках химии для _________________
__________________________________________________________________________
Практическая работа – это ________________________________________
______________________________________________________________________
Практические работы способствуют:
____________________________________________________________________________
Получение водорода и изучение его свойств
Цель работы: подготовка и проведение демонстрационного и ученического эксперимента по теме «Водород». Для этого необходимо:
1. Ознакомиться с различными типами лабораторных приборов для получения водорода.
2. Овладеть техникой выполнения демонстрационного эксперимента по получению водорода в приборах различного типа и по ознакомлению с его физическими и химическими свойствами, а также уметь сочетать слово с действиями при демонстрации эксперимента, сделать выводы после демонстрации эксперимента, правильно записать уравнения реакций.
3. Уметь выполнять лабораторный эксперимент по получению водорода и ознакомлению с его свойствами: продемонстрировать прибор и ход работы с разъяснениями техники безопасности при работе с водородом, составить таблицу, отражающую ход работы, наблюдения и результаты.
Оборудование и реактивы:пробирки, пробки с газоотводными трубками, цинк (гранулы), кислота (соляная или серная), автоматический прибор для получения газов, штатив, спиртовка, оксид меди.
Инструкции к выполнению опытов
Получение водорода
Чаще всего в условиях школьной химической лаборатории водород получают действием растворов кислот на цинк. Пользуются разбавленной серной кислотой в объемных отношениях 1:5, для чего серную кислоту вливают в пятикратный объем воды. При этом ______________________ льют в _____________. Почему?__________________________________________________________ Затем дают раствору охладиться до комнатной температуры и заполняют прибор. Соляную кислоту разбавляют в объемных отношениях 1:1.
После приготовления раствора кислоты необходимо выбрать соответствующий прибор.
1. Получение водорода в пробирке.В пробирку на ¼ ее объема налейте разбавленную кислоту и положите 3-4 кусочка цинка. Вставьте в пробирку пробку с короткой газоотводной трубкой. Подождав до вытеснения из нее воздуха, получающийся водород подожгите.
2. Получение водорода в приборе Кирюшкина.Перекройте газоотводную трубку зажимом. Поместите на резиновое кольцо 6-8 гранул цинка и прилейте разбавленную кислоту так, чтобы она покрывала цинк. Для удаления из пробирки смеси воздуха с образовавшимся водородом, несколько раз откройте и закройте зажим на газоотводной трубке. Соберите образовавшийся водород и проверьте его на чистоту (рис.).
Почему необходимо проверять водород на чистоту?
________________________________________________________________________
Проверка водорода на чистоту
Чтобы проверить, чистый ли газ, т.е. не содержит ли он примеси воздуха, пробу газа собирают в пробирку и поджигают. Если он сгорает спокойно, то это значит, что в нем нет примеси воздуха и с ним можно работать. Если же происходит легкий взрыв, то с газом работать нельзя.
Возможные неполадки при проведении опыта
Если водород выделяется очень медленно (в том случае, если цинк очень чистый), в кислоту добавляют несколько кристалликов соли меди (CuCl2 или CuSO4), и выделение водорода ускорится. Почему?
________________________________________________________________________________
Изучение физических свойств водорода
3. Переливание водорода из одного сосуда в другой.Водородом наполните небольшой цилиндр путем вытеснения из него воды. Затем над ним поместите другой цилиндр (желательно меньшего размера) с воздухом, в который и переливают водород. Цилиндры необходимо оклеить липкой лентой или обернуть полотенцем. Большой цилиндр поставьте на стол, а меньший поднесите к пламени спиртовки.
Что вы наблюдаете при внесении огня в большой цилиндр? Почему?
____________________________________________________________________
4. Наполнение водородом мыльных пузырей.Приготовьте мыльную пену в фарфоровой чашке (можно взять шампунь). На газоотводную трубку от аппарата Киппа надставьте аллонж или просто отрезок широкой стеклянной трубки, куда необходимо вставить ватный тампон (Зачем?___________________________________________________________). Пустите сильный ток водорода и конец газоотводной трубки опустите в мыльную пену. Конец трубки держите слегка наклонно и регулируйте краном аппарата Киппа так, чтобы надувались небольшие пузыри (диаметром 4-5 см). Резким движением руки «стряхните» пузырь с газоотводной трубки.
Что происходит с пузырем? Почему?
__________________________________________________________________