Требования к выполнению прочих видов работ
Рекомендации по оформлению презентаций:
Для создания компьютерных презентаций предназначены специальные программы. Одна из самых популярных программ – PowerPoint, которая входит в состав пакета Microsoft Office.
Показ в аудитории на большом экране через проектор накладывает на оформление презентаций определенные требования и ограничения:
− «Светлый фон – темный шрифт, темный фон – светлый шрифт». Хорошо сочетаются: белый фон и черный, синий, красный цвета шрифта; синий фон в сочетании с белым и желтым шрифтом. Предпочтительнее использовать светлый фон и темный шрифт (а не наоборот).
− Недопустимо использовать, например, белый фон и желтый шрифт, зеленый фон и светло-зеленый шрифт, т.к. на экране текст будет не виден. На слайде синего цвета недопустимо использовать красные заголовки и текст. Не приветствуется черный фон в сочетании со светлым шрифтом.
− Следует использовать не более двух шрифтов (один для заголовков, один для текста). Недопустимо использовать для основного текста и заголовков декоративные, рукописные, готические, моноширинные шрифты. Если презентация предназначена для показа в небольшой аудитории, то размер шрифта основного текста должен быть не меньше 18 пт, заголовки – 20 пт и больше. Если презентация предназначена для показа в большом зале – размер шрифта основного текста 28−32 пт, заголовки – 36 пт и более (для шрифта Arial). Размер шрифта стоит выбирать так, чтобы на слайде умещалось около 10−15 строк.
− Каждый слайд должен иметь заголовок. Презентация не должна состоять из слайдов, целиком заполненных текстом. Допустимо использовать несколько слайдов со сплошным текстом, но не более 2−3 подряд. Обычно, в слайде должно быть от 20 до 40 слов. Разумный максимум − 80 слов.
− Количество слайдов примерно соответствует длине доклада в минутах.
− Не следует перегружать презентацию анимацией. Если слайды однотипные, нужно применять к похожим объектам одинаковые эффекты.
− Фотографии и картинки должны быть достаточно крупными и четкими.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие естествознания. Эволюция естественнонаучной картины мира.
2. Научная картина мира.
3. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, модель.
4. Системный подход в естествознании
5. Исторические этапы развития естествознания
6. Развитие естествознания в эпоху классической античности.
7. Познание природы в эпоху Средневековья. Создание классической механики Ньютона – первой естественнонаучной фундаментальной теории. Теория Эйнштейна.
8. Квантово-полевая картина мира.
10. Развитие представлений о пространстве и времени. Характеристика объектов микромира, макромира, мегамира.
11. Дискретное строение вещества (молекулы, атомы, элементарные частицы)
12. Физика как наука о материи. Развитие представлений о строении материи.
13. Классификация элементарных частиц.
14. Физические поля и электромагнитные волны; волновые и корпускулярные свойства света.
15. Преобразование и сохранение энергии в природе и технике.
16. Эволюция Вселенной
17. Эволюция звезд и планет.
18. Солнечная система.
19. Периодический закон и периодическая система химических элементов.
20. Свойства химических элементов. Электроотрицательность. Степень окисления атомов. Природа химической связи. Образование молекул из атомов. Энергия связи. Ковалентная связь (полярная и неполярная). Ионная, водородная связь. Степень окисления элементов в сложных веществах.
21. Введение в биологию. Жизнь как особая форма существования материи.
22. Признаки живой материи. Химические компоненты живого.
23. Клеточная теория. Строение клетки. Органические компоненты клетки: белки, липиды, углеводы и др.
24. Деление клетки. Оплодотворение.
3. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине «Естествознание»
ПАСПОРТ
ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
№ п/п | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Конкретные проектируемые результаты освоения дисциплины | Наименование оценочного средства |
Сформирован-ность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной; | Обучающийся должен знать: - смысл основных естественнонаучных понятий, | Методы индивидуального контроля: устный опрос, тестирование, индивидуальные консультации. | |
Обучающийся должен уметь: - применять понятийный аппарат естественных наук для познавания мира, участия в дискуссиях по естественно-научным вопросам, подготовки научных работ, | Составление опорных схем и конспектов; тестирование; выполнение практических заданий к разделам дисциплины. | ||
Владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; | Обучающийся должен знать: - мировоззренческие установки в рамках современной естественнонаучной картины мира (целостный взгляд на мир как на систему; ценностный взгляд на мир и место человека в нем, эволюционный взгляд на мир, природу и человека в целом; экологический взгляд на мир); | Методы индивидуального контроля: диктант, заполнение таблиц, кроссвордов. Теоретическое экзаменационное задание (развернутый ответ на теоретический вопрос). | |
Обучающийся должен уметь: - приводить примеры естественнонаучных опытов, - критически оценивать информацию естественнонаучного содержания; | Практическое экзаменационное задание (анализ фрагмента текста, ответы на поставленные вопросы). Тестовое задание. | ||
Сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя | Обучающийся должен знать: - о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира, - значимость естественно-научного знания для каждого человека | Методы группового контроля: дискуссии, игры. Теоретическое экзаменационное задание (развернутый ответ на теоретический вопрос). | |
Обучающийся должен уметь: - владеть элементами различных естественнонаучных исследовательских методов и получать представления о характере научной деятельности, - использовать естественнонаучные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии | Практическое экзаменационное задание (анализ фрагмента текста, ответы на поставленные вопросы). |
Критерии оценки
При оценке знаний учитывается:
1. Понимание и степень усвоения теории курса.
2. Уровень знания фактического материала в объеме программы.
3. Правильность формулировки основных понятий и закономерностей.
4. Логика, структура и грамотность изложения вопроса.
5. Использование примеров из монографической литературы (статьи хрестоматии) и авторов-исследователей по данной проблеме.
6. Умение связать теорию с практическим применением.
7. Умение сделать обобщение, выводы.
8. Умение ответить на дополнительные вопросы.
«Отлично»
1. Глубокое и прочное усвоение знаний программного материала (умение выделять главное, существенное).
2. Исчерпывающее, последовательное, грамотное и логически стройное изложение.
3. Правильность формулировки понятий и закономерностей по данной проблеме.
4. Использование примеров из монографической литературы и практики.
5. Знание авторов-исследователей по данной проблеме.
6. Умение сделать вывод по излагаемому материалу.
«Хорошо»
1. Достаточно полное знание программного материала.
2. Грамотное изложение материала по существу.
3. Отсутствие существенных неточностей в формулировке понятий.
4. Правильное применение теоретических положений при подтверждении примерами.
5. Умение сделать вывод.
При этом:
1. Недостаточно последовательное и логическое изложение материала.
2. Отсутствие знаний авторов-исследователей по проблеме и примеров монографической литературы.
3. Некоторые неточности в формулировке понятий.
«Удовлетворительно»
1. Общие знания основного материала без усвоения некоторых существенных положений.
2. Формулировка основных понятий, но – с некоторой неточностью.
3. Затруднения в приведении примеров, подтверждающих теоретические положения.
«Неудовлетворительно»
1. Незнание значительной части программного материала.
2. Существенные ошибки в процессе изложения.
3. Неумение выделить существенное и сделать вывод.
4. Незнание или ошибочные определения.