Общие указания к практическим занятиям

Фармацевтический факультет

__________________________

Кафедра фармацевтической химии и фармакогнозии

Методические рекомендации к практическим занятиям по фармацевтической химии

(лекарственные вещества гетероциклической структуры)

Для студентов IV курса фармацевтического факультета.

Нижний Новгород

УДК:

Методические рекомендации к практическим занятиям по фармацевтической химии (лекарственные вещества гетероциклической структуры) – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской государственной медицинской академии

Методические рекомендации к практическим занятиям по фармацевтической химии (лекарственные вещества гетероциклической структуры) -составлено для студентов 4 курса фармацевтического факультета в соответствии с программой по фармацевтической химии. Методические рекомендации включают методики оценки качества лекарственных веществ и лекарственных форм на их основе как промышленного, так и аптечного изготовления. Все методики анализа представлены в соответствии с действующей нормативной документацией (ГФ РФ, МФ, ФС и ВФС).

Приложения содержат справочный материал, необходимый для расчетов и оформления результатов анализа.

Для каждого занятия приведены контрольные вопросы и ситуационные задачи для самостоятельного решения.

Рекомендовано к изданию

Составители: доцент, к.х.н. Жильцова О.Е.

профессор, д.х.н. Мельникова Н.Б.

Рецензенты:

СОДЕРЖАНИЕ

Общие указания к практическим занятиям. 4
Занятие №1. Анализ β-лактамных антибиотиков. 7
Занятие №2. Анализ аминогликозидов и тетрациклинов. 15
Занятие №3. Анализ антибиотиков ароматического ряда. 21
Занятие №4. Анализ лекарственных препаратов, производных 5-нитрофурана и бензопирана. 27
Занятие №5. Анализ лекарственных препаратов, производных пиразола и имидазола. 35
Занятие №6. Анализ лекарственных веществ, производных пиридина. 48
Занятие №7. Анализ лекарственных веществ, производных хинолина. 60
Занятие №8. Анализ лекарственных веществ, производных бензилизохинолина. 64
Занятие №9. Анализ лекарственных препаратов, производных пиримидина. 72
Занятие №10. Анализ лекарственных препаратов, производных пурина. 78
Занятие №11. Анализ лекарственных препаратов производных пиримидилтиазола, птеридина и изоаллоксазина. 86
Приложение 1. Проведение испытание на механические включения в инъекционных лекарственных формах. 93
Приложение 2. .Определение номинального объема и средней массы таблеток (суппозиториев). 95
Приложение 3. Образец протокола испытаний. 98
Приложение 4. Журнал регистрации результатов внутриаптечного контроля. 99
Список литературы 100

ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ.

Целью практических занятий по фармацевтической химии является закрепление теоретических знаний студентов и приобретение ими практических навыков в области фармацевтического анализа.

В методических рекомендациях представлены указания к практическим занятиям студентов 4 курса, посвященные анализу органических лекарственных веществ с гетероциклической структурой. В ходе проведения занятий студенты осваивают методы качественного и количественного определения, установления доброкачественности принятые в соответствии с Государственной Фармакопеей, для оценки качества фармацевтических субстанций и их лекарственных форм.

Практические занятия включают в себя:

1. Входной опрос по теме занятия.

2. Экспериментальную работу.

3. Составление отчета и его защита.

Каждое занятие содержит контрольные вопросы и ситуационные задачи для самостоятельного решения.

Входной опрос может проводиться как в письменной, так и в устной форме. Письменный контроль включает в себя тестовые задания или теоретический опрос с решением ситуационных задач. Устный контроль проводиться с группой студентов и включает их ответы у доски, в том числе и по решению ситуационных задач.

В ходе экспериментальной работы студенты должны руководствоваться следующими требованиями:

Получив субстанцию, студенты в соответствии должны провести оценку качества субстанции по показателям указанным в практическом занятии.

На основании результатов, полученных по проверенным показателям, необходимо сделать заключение о соответствии или несоответствии препарата требованиям. Отчет о лабораторной работе оформляется в развернутом виде (в соответствии с принятой формой) и в виде заполненного аналитического паспорта

Получив таблетки, студенты в соответствии с ОФС и ФС (или ФСП) должны провести оценку их качества по следующим показателям: описание, подлинность, определение средней массы, количественное определение, упаковка, маркировка. Показатели (распадаемость, растворение, тальк, посторонние примеси, микробиологическая чистота) рассматриваются ознакомительно.

До извлечения таблеток студент должен оценить соответствие упаковки и маркировки препарата требованиям ФС (ФСП). В случае получение препарата на анализ в нерасфасованном виде маркировка и упаковка не оцениваются.

Внешний вид 20 таблеток (если не указывается иначе) оценивают на чистой, ровной, белой поверхности.

Определение средней массы таблетки и однородности по массе выполняют в соответствии с методикой ГФ XI, вып. 2, с. 154 (см. Приложение 2).

Для проведения качественного и количественного анализа действующего вещества в ступке тщательно растирают таблетки в количестве, указанном в задании.

Получив инъекционный раствор, студенты в соответствии с ОФС и ФС (или ФСП) должны провести оценку его качества по следующим показателям: описание, прозрачность (если требуется), цветность (если требуется), номинальный объем, рН раствора, подлинность, количественное определение действующего вещества (или действующих веществ), маркировка ампул, упаковка.Другие показатели (механические включения, стерильность, пирогенность, посторонние примеси) рассматриваются ознакомительно.

В случае выдачи препарата на занятии в нерасфасованном виде (не в заводской упаковке), показатели «упаковка» и «маркировка» не оцениваются.

При выдаче препарата в ампулах сначала проводят проверку внешнего вида (описание), маркировки каждой ампулы и испытание на отсутствие механических общие указания к практическим занятиям - student2.ru включений в соответствии с НД (ФСП), ОФС и РД-42-501-98. Затем ампулы необходимо вскрыть с помощью ампульного ножа и провести испытание на соответствие номинального объема. Раствор после проведения анализа аккуратно перелить в сухую коническую колбу емкостью 100 мл и с полученным раствором провести остальные испытания: определить прозрачность и (или) цветность, рН раствора, провести реакции подлинности и количественное определение действующего вещества. Расчет содержания действующего вещества в препарате производится в граммах в 1 мл раствора.

Получив суппозиторий, студенты в соответствии с ОФС и ФС (или ФСП) должны провести оценку качества препарата по следующим показателям: описание, подлинность, определение средней массы суппозитория, температура плавления, количественное определение действующего вещества, маркировка, упаковка. Показатели (посторонние примеси, время полной деформации, микробиологическая чистота) рассматриваются ознакомительно. Для качественного и количественного определения действующих веществ в суппозиториях в качестве навески обычно используют одну свечу. В суппозиториях содержание действующего вещества рассчитывается в граммах на 1 свечу.

В случае выдачи суппозиториев на занятии в нерасфасованном виде (не в заводской упаковке), показатели «упаковка» и «маркировка» не оцениваются.

В отчете обязательно должны быть отображены следующие пункты:

1. Название темы практического занятия.

2. МНН, русское и химическое название и структурная формула анализируемых лекарственных веществ.

3. Описание методик анализа с химизмом происходящих реакций, в случае количественного определения указанием всех необходимых данных для расчетов и сами расчеты.

4. Результаты наблюдений по заданиям практического занятия.

5. Протокол анализа лекарственного вещества или лекарственной формы (в протоколе анализа расчеты и химизмы реакций не указываются).

6. Журнал регистрации результатов внутриаптечного контроля (для лекарственных форм изготовляемых в аптеке).

Занятие №1.

Анализ β-лактамных антибиотиков.

Цель работы.Освоить способы анализа лекарственных средств β-лактамных антибиотиков (пенициллины и цефалоспорины).

Задачи занятия:

- ответить на вопросы входного контроля;

- выполнить реакции идентификации в соответствии с требованиями соответствующей нормативной документации;

В процессе самоподготовки и на занятии студент должен приобрести следующие знания и умения:

Знать:

- формулы, международные, русские и химические названия, внешний вид, свойства и растворимость изучаемых веществ;

- реакции идентификации изучаемых веществ;

- условия хранения, применение в медицинской практике.

Уметь

- проводить оценку доброкачественности лекарственных веществ - β-лактамных антибиотиков,

- определять, идентичность лекарственных веществ β-лактамных антибиотиков;

- проводить оценку количественного содержания β-лактамных антибиотиков.

Задание на занятие:

- провести анализ препаратов из группы β-лактамидов в соответствии с НД

- по результатам проведенных испытаний оформить отчетную документацию.

Наши рекомендации