МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ. По теме занятия Представление об унитарной теории кроветворения

НЕОБХОДИМЫЙ ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ

По теме занятия

  1. Представление об унитарной теории кроветворения. Классы развивающихся кле­ток крови.
  2. Морфофункциональная характеристика стволовой клетки крови.
  3. Особенности эмбрионального гемопоэза.
  4. Локализация постэмбрионального гемопоэза.
  5. Понятие о миелоидной и лимфоидной ткани.
  6. Стадии развития эритроцитов.
  7. Стадии развития гранулоцитов.
  8. Стадии развития моноцитов.
  9. Стадии развития кровяных пластинок.
  10. Стадии развития лимфоцитов. Дифференцировка иммунокомпетентных клеток.

ЛИТЕРАТУРА ПО САМОПОДГОТОВКЕ

  1. Быков В.Л. Цитология и общая гистология (функциональная морфология клеток и тканей человека). – СПб: СОТИС, 2004, 2007 г. (с. 248-282)
  2. Гистология, цитология и эмбриология. под редакций Афанасьева Ю.И., Юриной Н.А. – М: «Медицина», 2002 г. (с. 180-198)
  3. Гистология, эмбриология и цитология. под редакций Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. 3-е издание переработанное и дополненное. – М: ГЭОТАГ – Медицина, 2007 г. (с. 116-127)
  4. Кузнецов С.Л., Мушкамбаров Н.Н. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2005, 2007 г (с. 309-325).

ЗАДАНИЯ

1. Составьте в тетради таблицу основных этапов эмбрионального кроветворения.

Периоды эмбрионального кроветворения Органы Сроки Образующиеся клетки крови
Мезобластический     Гепатотимолиенальный     Медуллярный        

2. Изучите схему постэмбрионального кроветворения, проследив каждый из дифферонов (рядов развивающихся форменных элементов крови). Выпишите и запомните названия классов гемопоэтических клеток.

3. Продумайте, как изменяются ядро и цитоплазма развивающихся эритро­цитов и гранулоцитов V и VI классов. Составьте таблицу морфологической ха­рактеристики клеток эритро- и гранулоцитопоэза. Подчеркните в ней клетки, способные к делению.

Название форменного элемента Форма и плотность ядра Цитоплазма Способность к делению
Проэритробласт   Эритробласт базофильный   Эритробласт полихроматофильный Эритробласт Оксифильный   Ретикулоцит   Эритроцит   Миелобласт   Промиелоцит   Миелоцит палочкоядерный   Миелоцит сегментоядерный        

4. Определите и запишите основные факторы, регулирующие дифференцировку стволовых клеток.

5. Определите функции иммунокомпетентных клеток. К каким рядам гемопоэза они относятся. Заполните таблицу.

Иммунокомпетентные клетки Функции Ряд гемопоэза
Т-лимфоциты В-лимфоциты Т-хелперы Т-киллеры Т-супрессоры Плазмоциты Макрофаги    

6. Определите этап дифференцировки В-лимфоцитов, на котором происходит образование плазмоцита. Назовите процесс, который сопровождает образование этой клетки.

CИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

1 После пересадки облученным мышам клеток костного мозга от нормальных при вскрытии были обнаружены на поверхности селезенок мелкие узелки или пузырьки. Какие клетки дали начало этим образованиям. Каковы функции этих клеток.

2 Костный мозг пациента использовали для проведения цитогенетического анализа (выявление хромосом на стадии метафазы митоза). Какие клетки костного мозга пригодны для данного анализа. Почему кровь пациента не могла быть использована для проведения анализа.

3 Студент утверждает, что стволовые клетки в норме не выходят из костного мозга. Преподаватель предлагает студенту проверить это утверждение. Какими методами может воспользоваться студент.

4 После окраски и подсчета гемограммы студент показал увеличение количества ретикулоцитов. По каким признакам клеток он выявил этот факт. О каких изменениях в организме он сообщает.

5 В ходе исследования иммунитета в группе пациентов студент должен был определить, какой из типов иммунитета оказывает наибольшее влияние в данной группе пациентов. Какие клетки необходимо выявить. Какие методы исследования могут быть использованы.

6 Анализ крови пациента после острой кровопотери показал низкий уро­вень гемоглобина, увеличение числа ретикулоцитов, сдвиг лейкоцитарной фор­мулы влево. Чем обусловлен низкий показатель гемоглобина? Какие лейкоци­тарные гемопоэтические клетки будут видны в этом случае в мазке крови?

7 Форменные элементы крови были отделены от плазмы центрифугирова­нием и помещены в питательную среду. Какие из них могут дать колонии?

8 Известно, что при лучевом поражении больше всего страдают функции красного костного мозга, желудочно-кишечного тракта и половых желез. Ка­кие морфологические особенности сближают эти органы в отношении чувст­вительности к радиации?

Наши рекомендации