Химические концепции описания природы
Химия – наука о веществах и процессах их превращения, сопровождающие изменением состава и структуры.
Основанием химии выступает проблема получения веществ с заданными свойствами (производственная задача) и выявление способов управления свойствами веществ (научная задача). Свойства веществ зависят:
1) от элементарного и молекулярного состава;
2) от структуры молекулы;
3) от термодинамических и кинетических условий процесса химической реакции;
4) от уровня химической организации вещества.
Концептуальные этапы получения знаний по химии можно представить следующим образом:
XVII – учение о составе вещества;
середина XIX в. – учение о структуре вещества;
конец XIX в. – учение о химических процессах;
середина XX в. – учение о химической эволюции.
Четыре способа решения основной проблемы химии:
Первый уровень научных химических знаний, продолжающийся с работ Р. Бойля (1660-е годы) до 1820-1830-х годов: свойства вещества определяются его составом. Химический элемент и химическое соединение. Дальтониды – химическое вещество молекулярного строения и бертоллиды – соединения немолекулярного строения. Вовлечение новых химических элементов в производство материалов. Синтез новых элементоорганических соединений, например фторорганических, обладающих исключительной устойчивостью.
Второй уровень развития химических знаний (середина XIX века): свойства вещества и их качественное разнообразие обуславливаются составом и структурой молекул. Возникновение структурной химии: работы Д. Дальтона, И.Я. Берцелиуса, Ш. Жерара, А. Кекуле, A.M. Бутлерова. Триумфальный марш органического синтеза. Пределы и проблемы структурной органической химии.
Третий уровень химических знаний (середина XX века): учение о химических процессах и механизмах изменения вещества. Свойства вещества зависят от термодинамических и кинетических условий, в которых вещество находится в процессе химической реакции. Учение о химических процессах – область науки, где осуществляется глубокое взаимопроникновение физики, химии и биологии. Химическое производство синтетических материалов.
Принципиальная обратимость всех химических реакций. Законы Я. Вант-Гоффа и А. Ле-Шателье. Зависимость хода химических процессов от структурно-кинетических факторов: от строения исходных реагентов, концентрации, наличия катализаторов и др. Проблемы катализа химических реакций и решение задачи химического преобразования ядерной и солнечной энергии.
Химия экстремальных состояний, высокотемпературный синтез.
Четвертый уровень химических знаний (с 1970-х годов): свойства вещества зависят от высоты химической организации вещества. Биологизация химии – возникновение эволюционной химии. Основа лаборатории живого организма – биокатализ. Подражание живой природе – химия будущего. Создание катализаторов по принципу ферментов. Изучение брожения – один из первых опытов изучения химии живой природы. Пути освоения каталитического опыта живой природы: исследование в области металлокомплексного катализа, моделирование биокатализаторов, исследования в области иммобилизованных систем, применение принципов биокатализа в химической технологии.
Отбор химических элементов в ходе эволюции. Химические свойства углерода, отвечающие всем требованиям эволюции: прочность химических связей, их энергоемкость и достаточная лабильность.
Явления самосовершенствования катализаторов в ходе реакции. Самоорганизация химических систем. Теории химической эволюции и биогенеза. Эволюция химических систем.
Четыре способа решения основной проблемы химии – четыре иерархические концептуальные системы. Теоретическое и практическое значения представлений о концептуальных системах химии.