Напишите качественные реакции на галогенид-ионы, тиосульфат- , нитрит- и фосфат-ионы, катион аммония. Укажите эффекты реакций.

С.3 -1-

Специальность: «Фармация» (очно-заочное (вечернее) отделение)

Учебная дисциплина: Общая и неорганическая химия

Раздел 2 Химия элементов и их соединений

Методические рекомендации по самоподготовке к семинарскому занятию №3

ТЕМА: 1.4.; 1.7. «КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ».

ТЕМА: «ГАЛОГЕНЫ. ХАЛЬКОГЕНЫ. СОЕДИНЕНИЯ V ГРУППЫ ГЛАВНОЙ ПОДГРУППЫ ПСХЭ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА».

Мотивация занятия:многие фармакопейные реакции идентификации лекарственных субстанцийявляются реакциями комплексообразования, а окислительно-восстановительные реакции используются при качественном анализе лекарственных средств и лежат в основе процессов, происходящих при их неправильном хранении. Соединения галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора нашли широкое применение в медицине, как самостоятельные лекарственные средства, так и в составе сложных лекарственных форм для профилактики и лечения различных заболеваний.

Кроме того, некоторые из соединений используются в качестве реактивов и титрованных растворов при химическом анализе лекарственных препаратов.

Поэтому, знания, приобретенные в процессе изучения данной темы, помогут в освоении смежных химических дисциплин (органической химии, аналитической химии и модуля ПМ 02 : «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»).

Цель самоподготовки:

После изучения тем студенты должны ответить на все предложенные преподавателем вопросы и применить полученные знания при решении ситуационных задач.

Цели занятия:

1. Выявить недостаточно усвоенные вопросы по изучаемым темам.

2. Обобщить и систематизировать знания по предложенным темам.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Место проведения: кабинет химии.

С.3 -2-

К занятию студенты должны ЗНАТЬ:

1. Строение и номенклатуру комплексных соединений.

2. Виды связи в комплексных соединениях.

3. Классификацию окислительно-восстановительных реакций.

4. Важнейшие окислители и восстановители.

5. Типы химических реакций, их классификация.

6. Обратимые и необратимые реакции.

7. Скорость химических реакций.

8. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

9. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Принцип Ле – Шателье.

10. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР). Окислители. Восстановители.

11. Классификация ОВР.

12. Расстановка коэффициентов в ОВР методом электронного баланса и методом полуреакций.

13. Характеристика галогенов по их положению в ПСХЭ Д. И. Менделеева.

14. Физические и химические свойства хлора.

15. Свойства хлороводородной кислоты.

16. Качественные реакции на иодид-, хлорид-, бромид- ионы.

17. Характеристика халькогенов по их положению в периодической системе.

18. Физические и химические свойства кислорода и серы.

19. Свойства сульфидов, серной кислоты, тиосульфата натрия.

20. Характеристика элементов V группы главной подгруппы по положению ПСХЭ Д. И. Менделеева.

21. Физические и химические свойства азота и фосфора.

22. Особые свойства азотной кислоты.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как называется раздел химии, в котором изучаются ско­рости и механизмы химических реакций?

2. От каких факторов зависит скорость любой химической реакции?

3. Что такое катализатор?

4. Как называются вещества, которые замедляют химичес­кие реакции?

5. Что такое ферменты (энзимы)?

6. Какие реакции называются обратимыми?

7. Что называется химическим равновесием?

8. От чего зависит и от чего не зависит константа равнове­сия?

9. Как формулируется принцип подвижного равновесия Ле-Шателье?

10. Какие внешние факторы влияют на смещение химичес­кого равновесия?

С.3 -3-

11. Что такое окислительно-восстановительные реакции? Чем обусловлено изменение степеней окисления в ходе окис­лительно-восстановительных реакций?

12. Как называется: а) процесс отдачи электронов; б) процесс присоединения электронов?

13. Как называются частицы (атомы, молекулы, ионы), кото­рые: а) отдают электроны; б) присоединяют электроны?

14. Какие вещества могут выступать в роли: а) только окис­лителей; б) только восстановителей? Какие вещества мо­гут проявлять окислительно-восстановительную двой­ственность? Приведите примеры.

15. Что такое: а) межмолекулярные ОВР; б) внутримолеку­лярные ОВР; в) реакции диспропорционирования?

16. Укажите, к какому типу взаимодействия относятся ре­акции:

а) СаС12 + H24 = CaSО4↓ + 2HCl↑

б) Fe + CuSО4 = FeSО4 + Cu↓

в) Ba(HCО3)2 = BaCО3↓ + CО2↑ + H2О

г) 2CO + О2 ↔2CО2 + 566 кДж

17. Укажите, к какому типу по тепловому эффекту отно­сятся реакции:

а) РЬО + СО = РЬ + СО2 + Q

б) СаСО3 ↔ СаО + СО2 - 179 кДж

в) 4Na23 = 3Na24 + Na2S + 176 кДж

г) Н2 + I2 ↔ 2HI – Q

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОПОДГОТОВКИ (выполняются в тетрадях по самоподготовке):

1. В соединениях формула которых:

А) Na3[Co(NO2)6]

Б) [Ag(NH3)2]OH

В) Na2[Zn(OH)4]

Г) Fe3[Fe(CN)6]2

Укажите внешнюю и внутреннюю сферы, комплексообразователь, лиганды и укажите их заряды.

С.3 -4-

2. Назовите предложенные выше соединения и напишите уравнения диссоциации первых трех веществ.

3. Напишите уравнения реакции взаимодействия:

а) хлорида железа (III) с гексацианоферратом (II) калия;

б) гидроксида цинка с избытком раствора гидроксида натрия.

Назовите продукты реакций.

4.Методом ионно-электронных уравнений решите окислительно-восстановительные реакции:

а) I2 + Na2S2O3 = NaI + Na2S4O6

б) KI+Cl2=I2+KCl

в) KMnO4 + H2O2 + H2SO4 = K2SO4 + MnSO4 + O2 + H2O

г) KI +NaNO2 + HCl = I2 + NO + K2SO4 + Na2SO4 + H2O

Напишите качественные реакции на галогенид-ионы, тиосульфат- , нитрит- и фосфат-ионы, катион аммония. Укажите эффекты реакций.

6.Приведите уравнения диссоциации ортофосфорной кислоты. Какие соли она может образовывать (приведите пример, дайте химические названия)?

Студенты на занятии ДОЛЖНЫ:

1. Ответить на вопросы фронтального, индивидуального опросов.

2. Написать химический диктант.

3. Решить ситуационные задачи

На занятии студенты ДОЛЖНЫ:

1. Ответить на вопросы фронтального, письменного опросов.

Написать химический диктант

После семинарского занятия студенты должны УМЕТЬ:

1. Давать характеристику элементам, исходя из их положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева.

2. Доказывать свойства галогенов.

3. Отличать хлорид-, бромид-, иодид – ионы.

4. Химическими реакциями доказывать свойства сульфидов, сульфатов и тиосульфатов. Проводить качественные реакции на данные ионы.

Доказывать химическими реакциями свойства соединений азота и фосфора

С.3 -5-

Приобретаемые компетенции:

1.Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и. нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение своей квалификации.

2.Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Организовывать прием, хранение лекарственных средств,
лекарственного растительного сырья и товаров аптечного ассортимента
в соответствии с требованиями нормативно - правовой базы.

ПК 2.1. Изготавливать лекарственные формы по требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля
лекарственных средств.

С.3 -6-

Список литературы, необходимый в процессе самоподготовки к данному занятию.

1. Пустовалова Л.М.,Никанорова И.Е. Неорганическая химия. Ростов-на-Дону. Феникс.2005год, стр. 98-104 , 104 - 128

2. Оганесян Э.Т. , Книжник А.З. «Неорганическая химия», М.:

« Медицина» 2005г. с. 120-127,159-166

3. Конспекты лекций по указанным выше темам

4. 4. Материал – лабораторно- практических занятий по указанным выше темам

5. Учебно - методическое пособие «Химические реакции»

6. По методическому пособию «Химические реакции» законспектировать материал по вопросам :

а). Типы химических реакций, их классификация.

б). Обратимые и необратимые реакции.

в). Скорость химических реакций. Зависимость ее от природы реагирующих веществ, концентрации, температуры, катализатора.

г). Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Принцип Ле-Шателье.

Литература:

1. Оганесян Э. Г., Книжник А. З., «Неорганическая химия», М, «Медицина», стр. 202 – 220, 221 – 244, 245 – 268.

2. Конспект лекций по указанным выше темам.

Наши рекомендации