Пищевая ценность продовольственных товаров. Энергетическая, биологическая, доброкачественность физиологическая, эмоциональная и др.
Понятие а качестве. Виды показателей качества.
Качество - совокупность свойств и характеристик продукции, относящихся к ее способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Различают несколько групп показателей качества пищевых продуктов.
Показатели назначения объединяют свойства продукции, характеризующие ее основные функции и область применения. Это — органолептические показатели (внешний вид, консистенция, цвет, вкус, запах и др.), физико-химические показатели (массовая доля поваренной соли, влаги, жира, сухих веществ и др.), а также показатели, характеризующие упаковку, фасовку и маркировку.
Показатели транспортабельности показывают, насколько хорошо данная продукция сохраняет потребительские свойства при перевозках.
Показатели сохраняемости (надежности в потреблении) характеризуют способность продукции сохранять качество в процессе хранения (при соблюдении оптимальных режимов хранения).
Показатели безопасности определяют безопасность пищевой продукции при потреблении человеком. Например, это ограничение в продуктах содержания ядовитых металлов (ртути, свинца, кадмия), радиоактивных изотопов, опасных для здоровья микроорганизмов и др.
Эстетические показатели характеризуют привлекательность, информативность оформления продукта, удобство его использования.
Экологические показатели указывают на степень воздействия на окружающую среду загрязняющих веществ, возникающих при производстве, транспортировании, хранении или реализации товаров.
3. Основные подходы к качеству товаров: понятие о качестве, потребительских свойствах.
Качество - совокупность свойств и характеристик продукции, относящихся к ее способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Потребительские свойства пищевых продуктов -свойства, обеспечивающие физиологические потребности человека, а также соответствующие целям, для которых данный вид продуктов предназначен и обычно используется.
Потребительский показатель качества товара -количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, рассматриваемая применительно к условиям его потребления.
Классификация пищевых товаров. Ассортимент. Товарные и природные сорта.
Классификация-систематизированное распределение их на группы по наиболее общим признакам.
От происхождения – продукты животного, растительного и минерального происхождения.
По хим. Составу- белковые, жировые, углеводные, минеральные.
По степени обработки – сырые п/ф, готовые изделия.
По назначению – пищевые и вкусовые.
По учебной классификации – 9 групп.
Зерномучные товары; плодоовощные товары и грибы; крахмал, сахар, мед и кондитерские изделия; вкусовые товары; пищевые жиры; молоко и молочные товары; мясо и мясные товары; рыба и рыбные товары.
Делят также на виды и на сорта. Вид определяется происхождением или особенностями приготовления. Сорт зависит от его кач-ва в соответствии с требованиями стандарта.
Для овощей – хозяйственно – ботанические, для плодов – помологические, для винограда – ампелографические.
Ассортимент – набор товаров разных видов и разновидностей, объединенных по определенному признаку.
По месту нахождения – промышленный и торговый.
По широте охвата – простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.
По степени удовлетворения потребителей – рациональный, оптимальный.
Пищевая ценность продовольственных товаров. Энергетическая, биологическая, доброкачественность физиологическая, эмоциональная и др.
Пищевая ценность – комплекс свойств пищевых продуктов, обеспечивающих физиологические потребности человека в энергии и основных пищевых веществах.
Биологическая ценность отражает качество белковых компонентов продукта, связанное с их перевариваемостью, и со степенью сбалансированности их состава.
Энергетическая (калорийность) – Количество энергии, которая высвобождается из пищевых веществ в процессе биологического окисления .
Физиологическая – определяется способностью продуктов питания влиять на пищеварительную, нервную, сердечно-сосудистую системы человека и на сопротивляемость его организма заболеваниям.
Доброкачественность – отсутствие в продукте несвойственных ему привкусов и запахов, а также посторонних и вредных веществ. Сохраняемость – свойство товаров сохранять свои свойства в течение и после срока хранения и транспортирования.
Органолептические показатели(внешний вид, вкус, цвет, запах) определяются органами чувств человека и зависят от состава продуктов.
Эмоциональная ценность — способность пищевых продуктов воздействовать на органы чувств человека и вызывать определенное восприятие. Органолептические показатели: внешний вид, цвет, вкус, запах, консистенция, внутреннее строение. Эти показатели обусловливают функциональное назначение, эргономические и эстетические свойства продуктов.