Выбор наиболее выгодного способа транспортировки нефти и нефтепродуктов
С возникновением новых промыслов или расширением старых, строительством нефтеперерабатывающих заводов и появлением новых районов потребления возникает необходимость в новых грузопотоках. Перед проектировщиками встает задача выбора наилучшего способа осуществления нового грузопотока. Таким образом, необходимо определить оптимальный способ транспортировки нефти и нефтепродуктов. Существует много показателей, по которым можно сравнивать разные способы транспорта: экономические, металлоемкость, ритмичность работы и т. д. Выбор того или иного вида транспорта осуществляется технико-экономическим сравнением вариантов. К важнейшим экономическим показателям относятся капитальные затраты и эксплуатационные расходы, которые обозначим соответственно К и Э. К капитальным затратам относится стоимость оборудования, материалов, работ по сооружению объекта. В состав эксплуатационных расходов входят отчисления на амортизацию, текущий ремонт, заработная плата, плата за электроэнергию, топливо, воду и т. д. Капитальные затраты считаются единовременными и измеряются: К — [руб.]. Эксплуатационные расходы — текущие, распределенные во времени, единица измерения: Э — [руб/год].
Если при сравнении двух вариантов окажется, что у одного из них капитальные и эксплуатационные расходы меньше, чем у другого, т. е. если выполняется условие К1 < К2 и Э1 < Э2, то выгодность первого варианта очевидна.
Обсуждению подлежит случай, когда К1 < К2 и Э1 > Э2
Если в этом случае принять к исполнению второй вариант, то по сравнению с первым получим экономию в эксплуатационных расходах Э2 — Э2
Но при этом возникнет перерасход капитальных вложений К2 – К2
Отношение перерасхода капитальных вложений к экономии эксплуатационных расходов представляет собой срок окупаемости и обозначается
Величина, обратная сроку окупаемости, называется коэффициентом эффективности и обозначается
Коэффициент эффективности — это экономия эксплуатационных расходов, приходящихся на рубль излишне вложенных затрат.
Второй вариант будет выгоднее первого в том случае, когда коэффициент эффективности окажется достаточно большим (или срок окупаемости — достаточно малым). Вопрос о том, что значит «достаточно большой» или «достаточно малый» решается сопоставлением полученных значений Еи Тс нормированным коэффициентом эфективности Ен или нормативным сроком окупаемости Т При этом условие предпочтительности варианта с меньшими эксплуатационными расходами может быть записано в следующем виде:
Смысл последнего выражения следующий: выгоднее тот вариант, у которого сумма Э + Ен К меньше. Величина Э + Ен К называется приведенными затратами и обозначается П.
Следовательно, предпочтителен вариант с меньшими приведенными затратами. При выборе оптимального варианта должно выполняться условие П1 < П2.
Следует отметить, что при выборе оптимального варианта транспортировки нефтяных грузов расчет капитальных и эксплуатационных затрат ведется по укрупненным показателям, что, естественно, предполагает ограниченную точность результатов. Если получающиеся при расчетах значения приведенных затрат по двум вариантам близки, то, пользуясь известными методами математической статистики, необходимо определить доверительные интервалы, а в случае их частичного наложения друг на друга — использовать дополнительные критерии оптимальности для выбора варианта, например, металлоемкость, надежность и др.
5.3.3. ПОРЯДОК ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
Необходимость строительства трубопроводов выявляется в процессе разработки планов развития нефтяной и газовой промышленности при переходе экономики на рыночные механизмы, а также при спросе на снабжение нефтепродуктами и газом промышленных и сельскохозяйственных предприятий и населения страны. Проектирование и строительство магистральных трубопроводов производится, исходя из схем размещения и развития нефтяной и газовой промышленности и трубопроводного транспорта, а также из схем размещения производительных сил по экономическим районам [4]. В задании на проектировании указываются следующие основные данные:
назначение трубопровода;
годовая пропускная способность с разбивкой по очередям строительства;
для нефтепроводов и нефтепродуктопроводов перечень нефтей и нефтепродуктов, подлежащих последовательной перекачке, с указанием числа каждого сорта;
характеристики всех нефтей и нефтепродуктов;
направление трубопровода, т. е. указание начального, конечного, а в случае необходимости промежуточных пунктов;
перечень пунктов путевого сброса или подкачки продуктов с указанием количеств по сортам;
сроки начала и окончания строительства по очередям;
наименование проектировщика и генерального подрядчика;
сроки представления технической документации по стадиям проектирования.
Проектирование трубопровода ведется, как правило, в две стадии: технический проект и рабочие чертежи.
На стадии технического проекта производятся все необходимые изыскания, принимаются все основные технические решения по проектируемым объектам, определяется общая стоимость строительства и основные технико-экономические показатели [2, 7, 13, 42].
Рабочие чертежи составляют в строгом соответствии с утвержденным техническим проектом. В них уточняются и детализируются принятые в техническом проекте решения в такой степени, чтобы по этим чертежам можно было выполнить соответствующие строительные и монтажные работы. Трубопроводы малой протяженности проектируют в некоторых случаях в одну стадию — технорабочий проект. В настоящее время внедрены методы автоматизированного проектирования систем трубопроводного транспорта.