Способы и средства защиты от шума.
Методы снижения шума:
1. уменьшение шума в источнике возникновения;
2. изменение направленности излучения;
3. рациональная планировка предприятий;
4. акустическая обработка помещений;
5. уменьшение шума на пути его распространения.
Шум возникает из-за колебаний машины в целом, так и детали. Причины - механические, аэродинамичечские, гидродинамические и электрические явления. Из-за этого различают следующие виды шума: механический, аэродинамичечский, гидродинамический и электрический.
Механические возникают из-за движения деталей механизмов с переменным ускорением, при ударе деталей в сочленения из-за наличия зазоров, наличия ударных процессов (ковка, штамповка).
Основные источники шума - подшипники качения и зубчатые передачи, неуравновешенные вращающиеся части машин. Частота колебаний (и шума) кратна n/60, где n - частота вращения. Звуковая мощность зависит от скорости вращения деталей машин и пропорциональна n7/3. Увеличение частоты вращения подшипников качения с n1 до n2 приводит к возрастанию шума на величину DL=23.3*lg(n2/n1).
Основной причиной возникновения шума в зубчатых передачах является деформация сопрягаемых зубьев под действием передаваемой нагрузки и динамические процессы. Уменьшение механического шума может быть достигнуто путем совершенствования технологических процессов. Для уменьшения механического шума необходимо вводить безударные процессы, вместо штамповки - прессование, клепки - сварка, обрубки - резка, возвратно-поступательного движения - равномерным вращением, вместо прямозубых шестерен применять косозубые, заменять подшипники качения подшипниками скольжения, стальные подшипники - на капроновые, использовать принудительную смазку трущихся поверхностей и сочленений.
Аэродинамические шумы вызваны движением жидкостей и газов. Они являются главной составляющей шума вентиляторов, компрессоров, газовых туобин и двигателей внутреннего сгорания. При движении тела в воздушной или газовой среде образуются вихри с область повышенного или пониженного давления. В результате появляется звуковая волна. Этот звук называется вихревым. Для уменьшения вихревого шума необходимо уменьшать скорость обтекания и улучшать аэродинамические свойства установки. Для машин с вращающимися рабочими деталями (вентилятор) есть шум от неоднородности воздушного потока. С этим борются уменьшением аэродинамических характеристик машин. В двигателях внутреннего сгорания шум зависит от числа и продолжительности выхлопов. Широко распространены газотурбинные энергетические установки. Основной источник шума - компрессор. Шум достигает 130-140 дб. Шум аэродинамический может быть снижен увеличением зазора между лопаточными венцами и выбором оптимального соотношения числа направляющих и рабочих лопаток. В основном меры по снижению аэродинамических шумов недостаточны, поэтому часто используют звукоизоляцию.
Электромагнитные шумы возникают в электрических машинах и оборудовании за счет взаимодействия ферромагнитных масс под влиянием переменных в пространстве и времени магнитных полей. Снижение электромагнитного шума осуществляется путем конструктивных изменений в электрических машинах.
Способы защиты от шума. Акустическая обработка помещений. Интенсивность можно уменьшить не только за за счет прямого звука, но и за счет отраженного, путем размещения на его поверхностях звукопоглощающих облицовок. У кирпича и бетона коэффициент поглощения на средних частотах » 0,05. Звукопоглащающий материал должен быть открыт со стороны падения звука и обладать пористой структурой. В качестве звукопоглащающих материалов используют ультратонкое волокно, капроновое волокно, минеральная вата, пористый полихлорвинил. Величина звукопоглащения определяется по ГОСТу и рассчитывается по формуле: В1=А1/(1-a1), где А1 -эквивалентная площадь звукопоглащения до проведения акустической обработки; a1 - средний коэффициент звукопоглащения.
В гулких помещениях за счет большой площади потолка и пола используют их облицовку. В высоких и вытянутых помещениях используют облицовку стен. Облицовка снижает шум на 6-8 дб.