Экзаменационные билеты за курс основной школы (9 класс)

Номер билета Содержание билета
№ 1 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, его значение для развития науки:   · формулировка закона, · структура таблицы, · физический смысл порядкового номера, номера группы, номера периода. Составить электронную конфигурацию атома химического элемента по выбору учащегося (с №1 по № 20) Объяснить причины периодичности изменения свойств химических элементов в свете строения атома и положения элемента в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
№2 Атом – сложная частица, представляющая совокупность элементарных частиц. Докажите эту гипотезу: · определение атома, · планетарная модель атома, · состав ядра. Составить схему строения атомов на примере трех химических элементов (по выбору)
№3 Предложите систему классификации неорганических веществ, подтверждающую их многообразие в природе:
  • понятие вещество,
  • простые вещества, их классификация и примеры,
  • сложные вещества, их классификация. Определения сложных веществ (оксиды, кислоты, соли, основания),
  • применение веществ.
№4 Металлы – химические элементы и простые вещества: · положение металлов в периодической системе, · схемы строения атомов металлов на примере натрия, магния, алюминия, · строение простых веществ – металлов, металлическая связь, · физические свойства металлов, · химические свойства металлов (взаимодействие с серой, кислородом, водой, соляной кислотой). Биологическая роль металлов. Объясните взаимосвязь строения атомов металлов, а также химические свойства простых веществ - металлов от их положения в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
№5 Неметаллы – химические элементы и простые вещества: · положение неметаллов в периодической системе, · схемы строения атомов азота, кислорода, хлора, · строение простых веществ – неметаллов, · физические свойства неметаллов, · химические свойства неметаллов (взаимодействие с металлами и неметаллами). Объясните закономерности изменения неметаллических свойств у химических элементов малых периодов и главных подгрупп периодической системы Д.И. Менделеева. Предложите меры предосторожности и оказания первой помощи при отравлениях хлором и оксидом углерода (II).
№6 Характеристика элементов седьмой группы, главной подгруппы: · строение атомов, изменение их свойств, · водородные соединения, · галогенводородные кислоты, ( на примере НСI), · соли галогенводородных кислот (хлорид натрия): состав, свойства, применение. . Биологическое значение соединений галогенов.
№7   Генетическая связь между различными классами неорганических соединений:
  • дать понятие «генетическая связь»,
  • составить генетический ряд для металла (на примере бария),
  • составить генетический ряд для неметалла (на примере фосфора),
назвать все вещества.
№8 Определите основания для классификации химических реакций в неорганической химии: · определение химической реакции, · классификация реакций: - по составу исходных веществ и продуктов реакции - по тепловому эффекту - по наличию катализатора
  • Дайте характеристику следующей реакции:
2SO2 + O2 ↔ 2SO3 +Q  
№9 Окислительно – восстановительные реакции:
  • степень окисления,
  • окислитель, восстановитель,
  • окислительно – восстановительная реакция.
Объясните, какие окислительно – восстановительные процессы протекают в следующей схеме реакции:   Мg + О2 → МgО Рассмотрите окислительно – восстановительные процессы на примере взаимодействия: - Ме + Неме, - Ме + кислота, - Ме + соль, - Ме + Н2 Предскажите свойства азотной кислоты на основании ОВП в данной окислительно – восстановительной реакции: Cu + HNO3 → ?+?+?, если одним из продуктов реакции является бурый газ (NО2). Расставьте коэффициенты методом электронного баланса.
№ 10 Ионные реакции – как вид обменных реакций:
  • определение,
  • условия их протекания до конца,
  • примеры реакций.
Запишите молекулярное и полное и сокращённое ионное уравнение для схемы: FeCI3 + KOH → … + … Качественные реакции на ионы.  
№ 11 Сравните виды химической связи, установите общность их происхождения: · ковалентная (неполярная, полярная), · ионная, · металлическая.  
№ 12 Оксиды:
  • определение,
  • классификация по составу и свойствам,
  • химические свойства (отношение к воде, кислотам, щелочам),
  • значение оксидов.
Оксиды в жизни человека. .
№ 13 Кислоты:
  • определение в свете ТЭД,
  • классификация кислот (по основности и наличию кислорода)
  • диссоциация кислот,
  • химические свойства кислот (с металлами, основными оксидами, основаниями, солями) с точки зрения ТЭД и ОВР.
 
№ 14 Основания:
  • определение в свете ТЭД,
  • классификация оснований
( по числу гидроксильных групп и по отношению к воде),
  • диссоциация оснований,
  • химические свойства щелочей (с кислотами, кислотными оксидами, растворами солей) с точки зрения ТЭД
  • химические свойства нерастворимых оснований ( отношение к кислотам,
реакция разложения) с точки зрения ТЭД  
№ 15 Соли:
  • определение в свете ТЭД,
  • классификация по составу,
  • примеры средних и кислых солей,
  • диссоциация солей,
  • химические свойства в свете ТЭД (с растворами кислот, щелочей, солей, металлами).
.
№ 16 Углерод и кремний:
  • положение в ПСХЭ,
  • строение атома,
  • аллотропные модификации,
  • химические свойства угля (взаимодействие с О2, МеО),
  • значение простых веществ и их соединений.
 
№ 17     Железо – представитель химических элементов побочных подгрупп: · положение в ПСХЭ, · строение атома, · физические и химические свойства (взаимодействие с неметаллами, кислотами, растворами солей), · природные соединения и месторождения железа.
№ 18 Аммиак:
  • состав, строение молекулы,
  • физические и химические свойства (взаимодействие с водой, кислородом, соляной кислотой),
  • значение для народного хозяйства,
  • применение,
  • влияние на живые организмы.
Меры предосторожности при работе с аммиаком.  
№ 19 Кислород, сера:
  • положение в ПСХЭ,
  • строение атомов,
  • аллотропные модификации, физические свойства,
  • химические свойства кислорода (взаимодействие с неметаллами, металлами, сложными веществами – Н2S, CH4)
  • значение кислорода.
Значение соединений серы и кислорода жизнедеятельности человека и промышленности.  
№ 20 Круговорот химических элементов в природе (на примере конкретного элемента по выбору выпускника):
  • понятие круговорота,
  • соединения окружающей среды, содержащие элемент,
  • примеры процессов, приводящих к появлению важнейших соединений этого элемента,
  • уравнения реакций, иллюстрирующих данные процессы.
 
№ 21 Объясните, с точки зрения особенностей электронного строения атома углерода, причины многообразия органических соединений. Основные классы углеводородов (алканы, алкены, алкины, диеновые), кислородосодержащие соединения (спирты, альдегиды, карбоновые кислоты).
№ 22 Углеводороды в природе:
  • природный и попутный нефтяной газы,
  • нефть,
  • месторождения газа, нефти.
Экологические проблемы, связанные с их переработкой. Роль этих полезных ископаемых в экономике.
№ 23 Дать сравнительную характеристику строения и свойств углеводородов на примере этана, этена, ацетилена:
  • состав молекулы,
  • гомологический ряд,
  • строение,
  • химические свойства (реакция горения, присоединения),
  • значение углеводородов для современной жизни.
   
№ 24 Обоснуйте высказывание: «Серная кислота – хлеб химической промышленности»:
  • состав молекулы,
  • физические свойства,
  • химические свойства (взаимодействие с Ме, МеО, Ме(ОН)n, растворами солей)
  • применение в народном хозяйстве.
 
№ 25     Счастливый случай

Задачи.

Наши рекомендации