Расчет закрытой передачи (червячного редуктора)
Червячные передачи рассчитывают на прочность по контактным напряжениям с последующей проверкой зубьев червячного колеса на изгиб как менее прочных по сравнению с витками червяка. Кроме то го, после определения размеров корпуса выполняют тепловой расчет червячного редуктора, а также проверочный расчет вала червяка на жесткость.
Выбор материала и допускаемых напряжений
Ввиду того, что в червячном зацеплении преобладает трение скольжения, применяемые материалы червячной пары должны обладать хорошими антифрикционными свойствами, повышенной износостойкостью и пониженной склонностью к заеданию. Для этого в червячной передаче сочетают разнородные материалы при малой шероховатости контактирующих поверхностей.
Червяки изготавливаются из среднеуглеродистых или легированных сталей с поверхностной или объемной закалкой до твердости HRCЭ 45–55. При этом необходима шлифовка и полировка рабочих поверхностей витков. Хорошую работу передачи обеспечивают червяки из цементуемых сталей с твердостью после закалки HRCЭ 58–63.
Зубчатые венцы червячных колес изготавливают преимущественно из бронзы, причем выбор материала определяется скоростью скольжения VS и длительностью работы.
Ориентировочную скорость скольжения VS, в зависимости от которой выбирается марка материала венца червячного колеса, определяют по эмпирической формуле:
где Т2 – крутящий момент на валу червячного колеса, Нм;
ω2 – угловая скорость вала червячного колеса, с-1;
U – передаточное число червячной передачи.
В зависимости от скорости скольжения выбирают материал и находят допускаемые напряжения [1] (см. таблицу 3).
Таблица 3
Материал для изготовления зубчатого венца червячного колеса.
Материал | Способ отливки | GHP, МПа | GFР, МПа | |
Скорость скольжения VS, м/с | Тип передачи | |||
Нереверсивная | Реверсивная | |||
БрАЖ9-4 | В землю | VS = 1-3м/с, GHP = 180 МПа |
4.2. Проектировочны й расчет червячной передачи
При проектировочном расчете определяют ориентировочное значение межосевого расстояния червячной передачи, исходя из контактной выносливости поверхностей зубьев, а затем, после уточнения параметров передачи, поверяют действительные контактные напряжения и сравнивают их с допускаемыми.
1. Определяем межосевое расстояние
где – число зубьев червячного колеса:
q – коэффициент диаметра червяка, предварительно принимают равным
q = 10;
КН – коэффициент нагрузки, предварительно принимают
КН = 1,2;
Т2 – крутящий момент на валу червячного колеса, Нмм
Т2 = 1925.532 Нм;
GHP – допускаемое контактное напряжение, МПа, (см. таблицу 3).
2. Определяем осевой модуль зацепления:
Полученный модуль округляют до стандартного по ГОСТ 2144–76 и определяют соответствующее ему стандартное значение коэффициента диаметра червяка q [1].
3. Уточняем межосевое расстояние:
4. Уточняем коэффициент нагрузки по формуле:
где – коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине венца колеса. При постоянной нагрузке
= 1;
– коэффициент динамической нагрузки, зависящей от скорости скольжения и принятой степени точности изготовления червячной пары [1]:
5. Определяем скорость скольжения в зацеплении:
где V1 – окружная скорость червяка, м/с, находится по формуле:
где ω1 – угловая скорость червяка, с-1;
d1 – делительный диаметр червяка, м, находится по формуле:
тогда
γ – угол подъема витка червяка:
тогда
4.3. Проверочные расчеты на прочность червячной передачи
Проводятся по контактным напряжениям и напряжениям изгиба для червячного колеса как наиболее слабого звена.