Контрольные задания 156 – 175

Вопросы задания:

1. Составить формулы продуктов в схемах окислительно-восста-новительных реакций, подобрать коэффициенты в реакции (А) методом электронного баланса и в реакции (Б) - ионно-электронным методом. Указать процессы окисления и восстановления, окислитель и восстановитель.

2. Отметить типы окислительно-восстановительных реакций.

3. Вычислить в реакции (Б) значения молярных масс эквивалентов окислителя и восстановителя, значение ЭДС и указать направленность данной реакции.

Примеры окислительно-восстановительных реакций
(А)
156. KMnO4 + NaNO2 + H2SO4 ® MnSO4 + NaNO3 + ? + ?
157. SnCl2 + Bi(NO3)3 + KOH ® K2[Sn(OH)6] + Bi + ? + ?
158. FeSO4 + KMnO4 + H2SO4 ® Fe2(SO4)3 + MnSO4 + ? + ?
159. KClO3 + KI + H2SO4 ® KClO + I2 + ? + ?
160. KMnO4 + Na2O2 + H2SO4 ® MnSO4 + O2 + ? + ? + ?
161. NaBr + NaBrO3 + H2SO4 ® Br2 + Na2SO4 + ?
162. Na2O2 + K2Cr2O7 + H2SO4 ® O2 + Cr2(SO4)3 + ? + ? + ?
163. KMnO4 + NaNO2 + KOH ® K2MnO4 + NaNO3 + ?
164. K2CrO4 + Na2SO3 + H2SO4 ® Cr2(SO4)3 + Na2SO4 + ? + ?
165. KMnO4 + KI +H2O ® MnO2 + I2 + ?
(Б)
166. Cr2(SO4)3 + Br2 + NaOH ® Na2CrO4 + NaBr + ? + ?
167. K2Cr2O7 + KNO2 + H2SO4 ® Cr2(SO4)3 + KNO3 + ? + ?
168. Na2S + K2Cr2O7 + H2SO4 ® S + Cr2(SO4)3 + ? + ? + ?
169. PbO2 + MnSO4 + HNO3 ® Pb(NO3)2 + HMnO4 + ?
170. CrO3 + KI + H2SO4 ® Cr2(SO4)3 + I2 + ? + ?
171. Cr2(SO4)3 + H2O2 + NaOH ® Na2CrO4 + H2O + ?
172. NaBr + KNO2 + H2SO4 ® Br2 + NO +? + ? + ?
173. FeSO4 + KClO3 + H2SO4 ® Fe2(SO4)3 + Cl2 + ? + ?
174. KBr + MnO2 + H2SO4® Br2 + MnSO4 + ? + ?
175. KMnO4 + CrCl3 + KOH ® MnO2 + K2CrO4 + ? + ?

Модуль 5. Органические соединения

Тема 12-13. Теория химического строения. Углеводороды всех гомологических рядов

Контрольные задания 176 – 185

Вопросы заданий:
176. Рассмотрите процесс термического расщепления алканов путем гомолитического расщепления σ-связи С–С и С–Н и образование свободных радикалов на примере гексана.
177. Опишите схемы получения алканов из солей карбоновых кислот, из галогенопроизводных (способ Вюрца), из ненасыщенных углеводородов.
178. Приведите схемы реакций гидратации: а) этина, б) пропена, в) пропина. Назовите полученные вещества. Расскажите о применении этих соединений.
179. Опишите типы изомерии алкенов и охарактеризуйте ее влияние на химические свойства веществ.
180. Опишите способы получения алкенов и дайте характеристику их химических свойств.
181. Рассмотрите процесс полимеризации алкадиенов. Дайте описание различных способов полимеризации и сополимеризации непредельных углеводородов.
182. Опишите способы получения и применения полистирола, полиизопрена, полипропилена.
183. Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: а) СН4 С2Н4 С2Н6 СО2; б) СН3-СН3 СН3-СН2Сl СН2=СН2 СН3-СН2ОН. Для отдельных реакций предложите различные варианты их реализации.
184. Рассмотрите общие химические свойства алициклических и ароматических углеводородов на конкретных примерах.
185. Опишите на конкретных примерах, какие свойства углеводородов используются в производстве продовольственных и непродовольственных товаров?

Контрольные задания 186 – 195

Вопросы заданий:
186. Напишите уравнения реакций взаимодействия 2- иодпропана с: а) водным раствором KOH, б) нитратом серебра, в) этилатом натрия, г) аммиаком. Назовите все полученные продукты. Почему эти реакции протекают легко в обычных условиях?
187. Как можно получить: а) 2-хлорбутан, б) 2-бром-2-метилпро-пан, в) 2,2-дихлорпропан? Напишите соответствующие уравнения реакций. Как осуществить следующие превращения: 2-хлорбутан ® 2-бутанол ® бутанон? Назовите все промежуточные соединения.
188. Что собой представляют фреоны? Разновидности фреонов. Укажите области их применения.
189. Получите хлороформ. Опишите его физические и химические свойства. Где применяется хлороформ? Напишите соответствующие уравнения реакций.
190. Как можно получить 2-хлорпропан? Напишите уравнения реакций взаимодействия его с: а) цианидом калия, б) аммиаком, в) металлическим натрием (реакция Вюрца), г) спиртовым раствором KOH. Назовите продукты реакций.
191. Как из 1-иодпропана можно получить: а) гексан, б) 1-пропанол, в) пропен, г) пропиламин? Напишите соответствующие реакции и назовите промежуточные вещества.
192. Получите 1,2-дихлорэтан. Опишите его физические и химические свойства. Укажите области применения 1,2-дихлорэтана.
193. Напишите схемы реакций получения хлорбензола и хлористого бензила. Сравните их химические свойства. В чем сходство и в чем различие? Приведите соответствующие уравнения реакций.
194. Как можно получить тетрахлорметан? Опишите его химические и физические свойства и все соответствующие уравнения реакций. Где используется тетрахлорметан?
195. Каковы различия в химических свойствах хлористого винила и хлористого аллила? Подтвердите соответствующими уравнениями реакций. Укажите области применения этих соединений.
Салициловая кислота: ее химические свойства (реакции на –СООН, на –ОН группы) и применение.

Тема 14-15. Кислородсодержащие соединения. Углеводы

Контрольные задания 196-205

Вопросы заданий:
176. Дайте описания (4 способа) получения спиртов. Приведите схему реакций окисления бутанола-1 и втор-бутанола. Что такое сивушные масла?
177. Рассмотрите реакции взаимодействия спиртов с Na, PCl5, H2SO4, CH3COOH, окисления и дегидратации. Применение продуктов реакций.
178. Напишите уравнения реакций получения многоатомных спиртов (на примере 3-атомного), его химические свойства и области применения.
179. Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: а) СН4→ СН3-СН3→ СН3 - СН2ОН → СН3 - СН3; б) СН3-СН2ОН→ С2Н4→ С2Н6→ С2Н5Сl→?→СН3-НС=О; в) СН3 - СН2ОН ? (-СН2 - СН = СН - СН2 -)n.
180. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения: а) С2Н6→ С2Н5Сl→ С2Н4 → НО - СН2 - СН2 - ОН; б) НО - СН2 - СН2 - ОН → Сl - СН2- СН2 - Сl→ С2Н2→ С2Н6→С2Н5Сl → С2Н5ОН→ С2Н4→ НО - СН2 - СН2- ОН;
181. Напишите уравнения реакций, лежащих в основе технических методов получения метилового, этилового, изопропилового спиртов, этиленгликоля и глицерина.
182. Сравните химические свойства фенола и бензилового спирта. Как относятся эти соединения к действию реагентов: натрия, гидроксида натрия и уксусной кислоты? Приведите схемы реакций и назовите полученные соединения. Где используются исходные вещества и продукты реакций?
183. Дайте общую характеристику химических свойств фенолов и ароматических спиртов. На примере фенола и бензилового спирта приведите наиболее типичные реакции гидроксильных групп и ароматического кольца.
184. В чём различие между резольной и новолачной смолами? Какой тип реакций лежит в основе получения фенолоформальдегидных смол? Приведите примеры реакций.
185. Опишите способы получения одно- и трехатомных фенолов и их использование в пищевой и легкой промышленности. Осуществите превращения: а)CH4→C2H2→C6H6→ C6H5OH→ 2, 4, 6-трибромфенол; б)СН4→ С2Н6→ С3Н8→ С6Н14→ С6Н6→?→ пикриновая кислота.

Контрольные задания 206 – 215

Вопросы заданий:
196. Опишите способы получения и применения муравьиной и уксусной кислот. Приведите примеры, подтверждающие кислотные свойства органических кислот.
197. Получите акриловую кислоту, опишите её химические свойства, в том числе и способность полимеризоваться.
198. Каким образом получают высшие карбоновые кислоты; как используют их для получения моющих средств? Напишите схему гидролиза мыла (жидкого).
199. Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения: СН4→Н2С=О→СН3ОН→СН3Сl →С2Н6 →? → С2Н5ОН→ ? → СН3СООН → ? → СН4. Почему из всех одноосновных карбоновых кислот только муравьиная кислота проявляет восстановительные свойства?
200. Напишите схемы реакций получения из соответствующих оксикислот следующих производных: а) сегнетовой соли; б) хлорангидрида; ангидрида и метилового эфира молочной кислоты. В каких продуктах и товарах встречаются молочная кислота и ее производные?
201. Напишите реакции получения салициловой кислоты. Где используются эта кислота и её производные? (Укажите способы их получения).
202. Что собой представляет таннин? Какие вещества образуются при его гидролизе? Где он применяется?
203. Окислением ароматического углеводорода получите терефталиевую кислоту и приведите реакции её взаимодействия: а) с калием (1 и 2 моль); б) с РСl5; в) с этиленгликолем. Какой полимер можно получить из этих веществ? Приведите схемы реакций.
204. Напишите уравнение реакции получения щавелевой кислоты из С2Н2. Напишите соответствующие реакции: а) диссоциации; б) взаимодействия с NaOH (1 моль); в) с этиловым спиртом (2 моля). Где используется щавелевая кислота?
205. Салициловая кислота: ее химические свойства (реакции на –СООН, на –ОН группы) и применение.

Контрольные задания 216 – 225

Вопросы заданий:
206. Напишите реакцию взаимодействия изомасляной кислоты с бутанолом–2, с Na2CO3, с NaOH и с NH3. Где находят применение продукты подобных реакций?
207. Напишите уравнения реакций взаимодействия трёхатомного спирта со стеариновой, пальмитиновой, олеиновой кислотой. Назовите полученный триглицерид и укажите его консистенцию. Напишите продукты взаимодействия этого глицерида с NaOH и укажите, где применяются полученные вещества.
208. Напишите схему образования смешанного триглицерида (1 моль стеариновой кислоты и 2 моля олеиновой кислоты). Получите из этого триглицерида калиевое мыло.
209. Приведите схему реакции каталитического гидрирования триолеина и опишите, что представляет конечный продукт. Укажите области его применения.
210. Укажите, какое значение имеет процесс гидрогенизации жиров. Как из саломаса получают маргарин?
211. В чём сущность прогоркания жира? Какие химические процессы идут при этом? Какие жиры портятся быстрее - жидкие или твёрдые? Какие вещества используются в качестве антиоксидантов?
212. Что собой представляют воски как химические соединения? Приведите формулы отдельных представителей. Напишите уравнение реакции гидролиза для одного из них. Где применяется воск?
213. Где в природе встречаются стерины? Что они представляют собой как химические соединения? Охарактеризуйте строение и свойства холестерина. Его биологическая роль.
214. Объясните причины ухудшения моющего действия мыла в жёсткой воде. Приведите схему гидролиза мыла в воде. Напишите уравнения реакций: а) мыло + Ca(HCO3)2; б) мыло + MgSO4.
215. Расскажите о растительных маслах; как их получают? Чем объяснить жидкую консистенцию растительных масел? Высыхающие, полувысыхающие и невысыхающие масла, их пищевая ценность и техническое применение (получение мыла, олифы и др.).

Контрольные задания 226 – 235

Вопросы заданий:
216. Дайте краткую классификацию углеводов. Приведите примеры нахождения их в природе и использование в пищевой и легкой промышленности.
217. Охарактеризуйте строение глюкозы. Какими реакциями можно подтвердить наличие альдегидной группы и спиртовых гидроксилов в глюкозе?
218. Что собой представляют редуцирующие сахара? Приведите структурные формулы этих сахаров. В чем специфичность строения и свойств этих углеводов? Приведите соответствующие схемы реакций.
219. Что собой представляют гликозиды? Получите метилглюкозид. Опишите характерные свойства гликозидов.
220. В каких пищевых продуктах содержится крахмал? Покажите строение и опишите свойства и применение крахмала.
221. Охарактеризуйте строение и свойства лактозы. Напишите соответствующие схемы реакций. Проявляет ли лактоза редуцирующие свойства? Дайте пояснения.
222. Что собой представляют пектиновые вещества? Где они встречаются в природе? Охарактеризуйте строение и свойства пектиновых веществ. Каково значение и применение пектиновых веществ?
223. Где в природе встречается целлюлоза? Расскажите о строении и свойствах целлюлозы (клетчатки). Какова ее биологическая роль? Назовите области применения целлюлозы.
224. Что собой представляют невосстанавливающие сахара? Назовите представителей. В чем заключается специфика их строения?
225. Что собой представляют редуцирующие сахара? Охарактеризуйте существенное различие в строении и химических свойствах редуцирующих (восстанавливающих) и не редуцирующих сахаров. Напишите схемы соответствующих реакций.

Перечень используемой литературы, Интернет-источников, дополнительной литературы

Основная литература:

1. Трофимова Т.И. Физика: теория, решения задач, лексикон. – М.: КНОРУС, 2012. - http://web.book.ru/book/908489 - ЭБС

2. Трофимова Т.И. Краткий курс физика с примерами и решениями задач. – М. : КНОРУС, 2011. - http://web.book.ru/book/900248 - ЭБС

3. Разумовский В. Г. Физика. 10 кл. Ч. 1. – М.: Владос, 2010. - http://web.book.ru/book/900269 - ЭБС

4. Разумовский В. Г. Физика. 10 кл. Ч. 2. – М.: Владос, 2010. - http://web.book.ru/book/900270 - ЭБС

5. Мякишев Г.Я. Физика 10 кл. – М.: Просвещение 2011 + CD

6. Мякишев Г.Я. Физика 11 кл. – М.: Просвещение 2011 + CD

7. Касьянов В. А.Физика. 10 класс. Профильный уровень [Текст]: учебник для общеобразоват. Учреждений / В.А. Касьянов. – 11-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

8. Касьянов В. А. Физика. 11 класс. Профильный уровень [Текст]: учебник для общеобразоват. Учреждений / В.А. Касьянов. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

9. Рымкевич Задачник по физике. 10-11 кл. – М., 2008.

10. Артемова Э. К. Основы общей и биоорганической химии. – М.: КНОРУС, 2011. - http://web.book.ru/book/270512 - ЭБС

11. Ерохин Ю. М. Химия в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2010. - http://web.book.ru/book/912053

12. Габриелян, Олег Саргисович. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей [Текст]: учеб. / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013

13. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах и упражнениях (8-е изд., стер.) учеб. пособие 2012. – 1 экз.

14. Ерохин Ю.М. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом) М.: Академия, 2010

15. Габриелян О.С. Химия: Книга для преподавателя (1-е изд.) Учебно-методическое пособие 2012.

16. Колесников С. И. Общая биология. – М.: КНОРУС, 2012. - http://web.book.ru/book/905253 - ЭБС

17. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности (9-е изд., стер.) учеб. пособие 2012

18. Федюкович Н. И. Анатомия и физиология человека [Текст] : учебник / Н.И. Федюкович, И. К. Гайнутдинов. – 20-е изд., стер. – Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 510 с.: ил. – 16 экз.

Дополнительная литература:

1. Пономарева И. Н. Общая биология : учеб. для 10 кл. – М., 2006.

2. 1С: репетитор. Биология. –М.: АЗОТ «1С», 2002 – 1 электрон.опт.диск

3. Биологический тематический словарь/под ред. Н.В. Чебышева. – М.: Академия, 2006.

4. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. /Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дылешица – М.: Просвещение 2004.

5. Габриелян О. С. Химия [Текст] : учебник / О.С. Габриелян, И. Г. Остроумов. – М. : Академия, 2005.

6. Общая биология: Учебник для 10-11 кл. /Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дылешица – М.: Просвещение 2004.

Наши рекомендации