Получение, свойства белого и красного фосфора.
Теория
1.Валентные возможности атома азота, в том числе донорно-акцепторное взаимодействие, многоцентровые связи. Валентные возможности атома фосфора (нехарактерность πр-р-связей, повышенные КЧ). Предпочтения атома азота и фосфора к связыванию с другими атомами(H,O,Cl). Причины различия строения простых веществ.
2.Получение азота (лаб., пром.), его физ.-хим. и химические свойства. Получение, строение аллотропных модификаций фосфора, взаимопревращения; агрегатное состояние, растворимость + … цвет, запах; активность, окислит-восст. свойства.
3.Получение аммиака (лаб., пром.), его агрегат. состояние, растворимость вводе, а также химические свойства в газовой фазе и в водном растворе (устойчивость, окисл.-восст. свойства, основность, способность участвовать в комплексообразовании). Получение, строение и свойства фосфина в сравнении со свойствами аммиака.
Соли аммония: термическое разложение, причины различного поведения при нагревании. Соли фосфония.
Получение, строение и свойства нитридов, фосфидов металлов.
Опыты
Получение азота, изучение его свойств
Среди предложенных реактивов (растворы KOH, KClO3; кристаллические NH4Cl, Ca(OH)2, KNO3 , "CaOCl2" , NaNO2) выберите те, которые могут быть использованы для получения азота. Приготовьте реакционную смесь, используя примерно равные объемы реагентов, и поместите ее в пробирку. Объем смеси не должен превышать половину объема пробирки. Можно ли собирать выделяющийся газ сразу или только через некоторое время? Правильно ли собирать азот вытеснением воды или воздуха?
Пробирку закрепить в штативе. Осторожно прогреть спиртовкой всю пробирку, а затем нагревать только смесь.
В верхнюю часть посуды, наполненной азотом, внести горящую лучинку. Наблюдать, что она "разгорится ярко-ярко"…. После этого зажечь в пламени спиртовки магниевую ленту и бросить ее в пробирку с оставшимся азотом.
Горит или нет? Признаки взаимодействия могут наблюдаться только во время падения магния в атмосфере азота. После падения на дно теплового эффекта не достаточно, чтобы поддерживать условия взаимодействия.
Доказать, что магний с азотом все же частично сумел провзаимодействовать. Для этого долить в пробирку с магнием на дне немного раствора HCl, а затем реактив Несслера (в присутствии солей аммония появляется желто-оранжевый осадок или окрашивание). Составить уравнения всех реакций, кроме реакции с реактивом Несслера.
Получение, свойства белого и красного фосфора.
а) В глубокую сухую пробирку поместить немного сухого красного фосфора. Закрыть отверстие пробирки ватой и прогреть дно. Наблюдать появление белого дыма.
Каков его состав (имейте в виду, что не все, что выглядит "белым" является белым фосфором!). В какой части пробирки и, в ходе какого процесса следует ожидать образования белого фосфора? В какой части пробирки и, в ходе какого процесса следует ожидать образования красного фосфора? Наблюдать свечение белого фосфора в темноте. Роль темноты будут исполнять студенты, не получившие до сих пор ни одного зачета по отчетам!
б) Небольшой (~2–3 спичечных головок) кусочек белого фосфора поместить в пробирку с концентрированным раствором щелочи. (При необходимости отрезать под слоем воды!). Прогреть пробирку, наблюдать газовыделение. Опыт выполнять под вытяжкой!!!
в)В фарфоровую чашку поместить немного красного фосфора и под вытяжкой прикоснуться к нему разогретой в пламени спиртовки стеклянной палочкой (см. температуру воспламенения фосфора!). Состав продукта горения?
г)Выполнить пробирочные реакции окисления красного фосфора конц. растворами HNO3 и H2SO4, белого фосфора кислым и щелочным растворами перманганата калия. В первых двух случаях после 1-2 минут кипячения раствора часть его осторожно (особенно тот, где использовалась конц. H2SO4) перелить в пробирку с молибденовой жидкостью. Наблюдать образование желтого осадка или окрашивание раствора, что служит доказательством наличия Н3РО4. Что может служить признаком протекания реакций в растворах KMnO4? В какой среде белый фосфор легче окисляется перманганатом?
В отчете сделайте обобщающий вывод о свойствах азота и фосфора, выявленных в ходе опытов.
3. Получение аммиака, изучение его свойств газовой фазе.
Среди реактивов, перечисленных в оп.1, выберите те, которые могут быть использованы для синтеза аммиака. Какую систему собирания газа следует применить (см. рис., можно ли собирать газ сразу, правильно ли собирать NH3 вытеснением воды или воздуха?).
Через 3-4минуты закрыть посуду с газом пробкой с капилляром.
а)Поместить пробку в кристаллизатор с водой и наблюдать "растворение воды в аммиаке".
б)В колбу объемом 0.5-1.0 л поместить небольшой объем конц. раствора аммиака, встряхнуть, можно слегка прогреть, чтобы уменьшить растворимость аммиака, затем всыпать в колбу прокаленный в ложечке для сжигания свежеполученный порошок Cr2O3 и наблюдать искрение крупинок оксида.
Составить уравнения всех возможных реакций, идущих как на поверхности катализатора, так и в газовой фазе.
4. Свойства аммиака в водном растворе.
а) Налейте в пробирку около 2 мл концентрированного раствора NН3 и добавьте 1-2 гранулы NaOH. Что происходит?
b)К 1 мл растворов солей Mn(+II), Co(+II) и Cu(+II) по каплям добавить конц. раствор аммиака, а затем – избыток конц. раствора аммиака. Что происходит? Уравнения реакций.
в)К сернокислому раствору KMnO4 долейте конц. раствор аммиака. Как и почему меняется температура раствора? Меняется ли его окраска? Какое свойство проявляет NH3 в данном опыте?